На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Музей Королевских ВВС Нидерландов, Сустеберг, Нидерланды

Андрей Зинчук

На окраине НАТОвской авиабазы Сустеберг пристроился музей Королевских ВВС Нидерландов. Уже на подъезде к нему посетителей встречает установленный на постаменте истребитель F-104G.

Висящая на ограждении перед памятником табличка начиналась словом «Verboden» вызывающая смутные ассоциации из далёкого прошлого. Более определёнными они становились от изображения оскаленной овчарки нарисованной ниже.. Немудрено, что подобная вывеска не вызывала особого желания проверять бдительность голландских часовых и свирепость служебных собак, поэтому на следующем повороте повернули прочь от негостеприимного заборчика. И как выяснилось зря, - проплутав пять минут по какому-то посёлку, мы вернулись к этому перекрёстку и упёрлись в вывеску Militaire Luchtvaart Museum. Так что, упершись в этот забор, знайте, вам туда! Ни охраны, ни собак не обнаружено!

Тем не менее, прямая дорога была закрыта шлагбаумом, но впереди уже мелькнула какая-то матчасть. Описав по лесочку циркуляцию, выезжаем на обширную парковку; рекомендую проехать подальше, пока не увидите ангары музея. Справа от дорожки расположен некий Flying Center; согласно информации из буклета, там имеются различные тренажёры и аттракционы для детей. В этот раз он был закрыт, судя по мешкам с цементом и песчаной кучей перед входом, на ремонт.

Сразу за этим зданием стоит реплика Спитфайра IX и правее виднеется площадка с ракетами и антенными кабинами различных комплексов ПВО.


Далее выходим на музейную площадку. Кроме открытых площадок, ещё имеется пара ангаров с авиатехникой. Все надписи на стендах и вывесках на голландском языке, поэтому разбираться где, что и почём, пришлось методом входа. Знайте, если стоять меж двух ангаров глядя на C-47A и стоящий за ним SP-2H Neptune, то слева будет большой ангар с «современной» авиацией, там же расположен магазин сувениров. Справа ангар, в котором находятся экспонаты охватывающие этап от зарождения ВВС в Нидерландах, до примерно до 60-80 годов, но натурные экспонаты относятся в основном к «винтовой» эпохе. Там же имеется небольшая кафешка. Приятной была информация о том, что посещение музея бесплатно.

В ангары мы ещё вернёмся, а пока оглянемся на экспонаты, расположенные на открытом воздухе. Меж ангаров стоят С-47А и SP-2H Neptune, к кабине которого подогнана трибуна, с которой можно хорошо рассмотреть интерьер пилотской и штурманской кабин, а вот фотографировать сложнее из-за пожелтевшего плексигласа и сильного солнца. Напротив, в отдельном кармане стоит транспортный Fokker F27-300M, а левее его на мощном швеллере установлен F-86К Sabre. Ещё левее находится площадка «Холодной войны». На ней расположены самолёты 32-й истребительного полка (TFS) базировавшиеся в разные годы на авиабазе Сустеберг, F-86F Sabre, F-100D Super Sabre, F-102A Delta Dagger, F-15A Eagle. На них из-за угла поглядывает оппонент из «Восточного блока» - МиГ-21ПФМ, с очень странной надписью на борту.


После беглого осмотра этой техники и детального отсъёма «Нептуна» я отправился в «правый» ангар. В нём были обнаружены: Farman HF-22, Fokker D VII, Fokker D XXI, реплика Fokker G-1A. DH89 Dragon Rapide, Spitfire LF.IX, P-51D Mustang, B-25J Mitchell. Быстро пройдя по периметру зала, знакомясь с выставленными в витринах образцами формы одежды авиаторов, документами, фотографиями и прочими экспонатами из истории ВВС Нидерландов, я приступил к фотосъёмке самолётов выставленных в этом зале. Надо отметить, что вокруг них расположены проходы, позволяющие фотографировать их практически со всех сторон. Более того, несмотря на то, что на всех постаментиках вокруг самолётов красовалось изображение перечёркнутого следа, после «беседы» на ломанном английском с сотрудником музея мне было сказано, что можно подойти к самолётам поближе и сфотографировать что меня интересует, но «быстро и не прикасаясь к экспонатам». Безусловно, я в полной мере воспользовался любезностью сотрудников музея, вспоминая постоянные пикировки с их коллегами из музея в Монино, которые неоднократно на меня ворчали, что я много и очень подробно фотографирую их экспонаты… Сделав за час пару сотен кадров, я переместился в соседний ангар.

Сразу у входа вас встречает раскапотированый Do-24Т-3 и масса других экспонатов. От их количества и разнообразия я слегка ошалел, представляя, сколько всего необходимо отснять. После беглого осмотра всего ангара я решил посетить сувенирную лавку, ознакомиться с ассортиментом, закупить сувениров и внести, таким образом, свою «евру» в дело содержания музея. Ассортимент моделей достаточно скромен, а вот выбор литературы хорош, к сожалению, большинство из них описывающие исторические события ВВС Нидерландов на голландском языке. В магазине имеется большой выбор декалей местных производителей, но почему-то на одной декали даны варианты как на 72-й, так и на 48-й масштабы. Ограничившись покупкой сувениров, я продолжил свою фотосессию. Итак, в этом зале находятся: Bell AB204B, AT-16ND Harvard, Bo-105CB-4, Do-24T-3, F-16A, F-84F Thunderstreak, F-84G Thunderjet, F-86K Kaasjager, F-104G Starfighter, Hunter F4, Gloster Meteor F4, NF-5B Freedomfighter, OH-23C Raven, Fokker S-11-1 Insructor, Fokker S14 Mach Trainer, 4 SE3130 Alouette II, SE3160 Alouette III, Sea Furry Mk.50, Sea Hawk FGA.6, Sikorsky S-58, US-2N Tracker. Большую часть этих самолётов я отснял достаточно подробно и через некоторое время эти фотографии появятся у нас на сайте в фотообзорах.

Посещая этот музей надо учитывать, что количество интересных экспонатов велико и если планируете вести фотосъёмку, лучше выделить на посещение целый день. Кроме того, в ангарах музея темно. Посетителей в будние дни мало, поэтому зажигают в лучшем случае половину светильников – внешняя вспышка более чем желательна. Так же желательно иметь в арсенале фотооптики хороший широкоугольный объектив – экспонаты стоят очень плотно.

Музей работает со вторника до пятницы с 10.00, до 16.30, в воскресенье с 12.00 до 16.30, выходные дни суббота, понедельник. Музей имеет свой сайт, для слабо владеющих голландским языком дополнительную информацию можно найти на сайте.
Всем любителям авиации этот Музей рекомендован – «посещение строго обязательно».

Фотогалерея


Lockheed
F-104 Starfighter

Вид на открытую стоянку

Fokker
F-27-300M 'Troopship'

North American
F-86K Sabre

North American
Super Sabre F-100D

Convair
F-102A 'Delta Dagger'

North American
F-86F 'Sabre'

McDonnell Douglas
F-15A-10-MC 'Eagle'

МиГ-21ПФМ

Douglas Skytrain
C-47B 'Dakota'

Farman HF-20

De Havilland
DH.89B 'Dominie'

Fokker G.1A

Fokker D-XXI

North American
P-51D/P-51K 'Mustang'

North American
B-25J Mitchell

Dornier Do 24K.1

Sikorsky S-58
(HUS-1, SH-34J, UH-34J)
'Seabat'

Hawker
Sea Hawk FGA Mk. 50

De Havilland
DH-82A 'Tiger Moth'

Hawker Hunter F. Mk. 4

Gloster Meteor F. Mk. 4

Lockheed
F-104G 'Starfighter'

Sud Aviation
SE-3130 'Alouette II'

Hawker
Sea Fury FB Mk. 51

Lockheed Neptune SP-2H
 

http://www.airforce.ru/content/muzei/204-muzei-korolevskih-v...

Картина дня

наверх