На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Академик Черток Борис Евсеевич

Учёный и конструктор  ракетно-космической техники,

соратник Сергея Павловича Королёва.

 

Будущий академик Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в семье бухгалтера. Окончив школу, Борис пошёл работать электромонтёром и  поступил на вечернее отделение Московского энергетического института.

После окончания института Черток  начал работу в конструкторском бюро Болховитинова, откуда вышли многие выдающиеся конструкторы авиа- и ракетной техники. С 1945 года Черток занимается исключительно ракетной тематикой, отработкой систем управления. 

  

Академик Борис Черток был заместителем Сергея Королева при создании первой ракеты с ядерным оружием, первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты, первой пилотируемой ракеты "Восток", первых межпланетных кораблей, первой ракеты, запущенной с атомной подводной лодки, а затем новых поколений многих космических изделий. 


Борис Евсеевич Черток - автор более 200 научных трудов. Среди наиболее значимых - "Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов", "Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций", "Цифровой электрогидродинамический привод ракеты "Энергия", "The rocket streeting actuators". Академик Черток - автор уникальной исторической серии "Ракеты и люди" из четырех книг.

И сегодня, в таком почтенном возрасте, Борис Евсеевич ведёт активный образ жизни - много работает, участвует в мероприятиях Роскосмоса, пропагандирует  историю космической отрасли. Академик Черток - признаный эксперт и в современной космонавтике, его часто просят дать прогнозы на космическое будущее человечества.



Вот отрывкок из Доклада академика Бориса Чертока:
             

Какой будет космонавтика в 2101 году.


"Что касается Луны и Марса, то сейчас часто раздаются призывы к их покорению, как в прошлом веке был знаменитый лозунг: "Вперед, на Марс!". Но нельзя лететь к другим планетам на подручных средствах!  К сожалению, и в нашей стране, и в Америке были допущены стратегические ошибки, когда отказались от тяжелых ракет. Мы отказались от производства лучшей в мире ракеты "Энергия", стартовавшей с первой попытки, США - от "Сатурна-5", который безотказно доставлял астронавтов к Луне.

 

Про Луну.


Я убежден: Луна является необходимой ступенью в развитии космонавтики. Но на Луне надо строить постоянную базу - ознакомительные визиты толку уже не принесут.

 

Луна - непотопляемый космический авианосец. С Луны можно наблюдать за Землей, проводить научные исследования, решать оборонные задачи. Но для успешного продвижения к Луне и далее к Марсу необходимы тяжелые ракеты. Восстановить "Энергию" уже невозможно, но надо ускорить работы по проекту ракеты "Ангара", который разрабатывается уже 12 лет, но в тяжелом варианте будет готов еще через 10 лет.

Ракета-носитель "Энергия" вывела на орбиту советский  "космический челнок" - "Буран".

 
Строительство на Луне не потребует каких-либо новых научных открытий. Современной технике колонизация Луны вполне по силам. Но есть проблемы социально-политические, экономические и международные, с которыми столкнется любое государство, желающее иметь свою базу на Луне.

Луна – территория, принадлежащая планете Земля. Луна – это планета, на которой люди могут жить, используя местные лунные ресурсы. Она доступна для человечества, использующего современную технологию.

 

3 или 4 миллиарда лет Луна была связана с Землей законами небесной механики. В XXI веке впервые предстоит связать Луну с Землей надежной транспортной системой для технологических грузов и постоянно действующей с двухсторонним движением пилотируемой транспортной системой.

Для мировой астрономии и астрофизики весьма заманчиво создание обсерваторий на обратной  стороне Луны. Луна будет служить экраном, защищающим аппаратуру обсерваторий от шумов, снижающих разрешающую способность современных наземных обсерваторий. Радиообсерватории на обратной стороне Луны  будут оснащены сверхбольшими параболическими антеннами и антеннами типа фазированных решеток. Для энтузиастов поиска сигналов внеземных цивилизаций исследования будут перенесены на Луну.


Про Марс.


Современные средства массовой информации, а иногда даже известные ученые и политики заявляют о предстоящих в ближайшие десятилетия пилотируемых экспедициях на Марс. Полеты человека на Марс марсианскими фанатиками и амбициозными государственными чиновниками объявляются, чуть ли не основной перспективой космонавтики будущего. Надо признать, что с технологической точки зрения, пилотируемые полеты на Марс действительно могут быть реализованы в этом веке. Однако доказать необходимость включения в перспективные программы развития космонавтики полеты человека к Марсу очень трудно.

 

Действительно, зачем выкладывать  500 миллиардов долларов США, оплачивая труд многих тысяч рабочих, инженеров, ученых, если на все интересующие землян вопросы  уже способны ответить марсианские роботы, управляемые учеными с Земли.

Так выглядят марсоходы-близнецы Спирит (Spirit) и Оппортьюнити (Opportunity),

работающие на Марсе с января 2004 года.

 

Автоматические аппараты спутники Марса, путешествующие по поверхности  марсоходы убедительно доказали, что жизни на поверхности Марса нет. До конца ХХI века на Марсе высадятся по меньшей мере еще 8-10 марсоходов. Они детально,  не спеша исследуют атмосферу, динамику климата и грунт планеты. Новая информация будет получена без огромного риска для  жизни членов экспедиции. 

 

Mars Science Laboratory — марсоход нового поколения, прибытие на Марс ожидается осенью 2012 года.

 

Космонавты марсианской экспедиции должны провести почти год в невесомости по дороге туда.  Сразу, после посадки на Марс они будут готовиться к обратному, еще более рискованному полету.  (В отличие от орбитальных станций  Земля оказать  помощь не может). Мое твердое убеждение – пилотируемые полеты на Марс в XXI веке технически возможны, но не нужны. Амбициозная цель не оправдает огромные затраты и риск.

 

Впрочем, есть китайский проект, доказывающий, что в экспедицию на Марс надо отправить не 6-12 человек, а тысячи мужчин и женщин. Зачем?

Есть такой сценарий будущего: по причине неизбежных катаклизмов или катастроф (изменение климата, ядерная война, удар огромного метеорита) цивилизация на Земле быстро деградирует или вообще погибнет как погибли динозавры. Человечество будет уничтожено. Вот на этот случай  китайские ученые предлагают спасательную идею: китайская цивилизация должна сохраниться в виде резервации на Марсе.

 

До возможной гибели всего человечества Китай успевает создать на Марсе поселения численностью не менее 1000  человек. Они привезут с собой технологию и средства, необходимые в будущем для возвращения на Землю.

 

Планета Марс не пригодна для длительной жизни людей. Но ничего  более подходящего в пределах солнечной системы нет. Надо переждать. После восстановления на Земле приемлемых для жизни условий марсианские китайцы начинают возвращаться на Землю. Китайская резервация необходима для того, чтобы далеко за пределами XXI, XXII веков вернуть китайских марсиан на Землю. Человечество начнет снова размножаться. Но вся планета и новая цивилизация будут китайскими.

 

Проект спасения человечества опубликован вполне компетентными китайскими учеными.
Вот только когда начать заселение китайской резервации на Марс? Думаю, что не ранее конца XXIII века."

 



При подготовке этого материала редактор ЗАТЕЕВО наткнулся на высказывание  в  Интернет-форуме человека под ником Ex-cтудент:


"Уникальность Бориса Чертока в том, что без него многое из истории ракетостроения и космонавтики было бы просто утеряно. А история эта очень поучительная и является предметом гордости россиян, как китайцы могут гордиться порохом и шелком, а греки - Аристотелем. Прочитав книги Чертока, может быть, современные мальчишки поймут, что есть другой путь достижения успеха в жизни, кроме заколачивания денег на автозаправке или в торговле. "

http://zateevo.ru/?section=page&action=edit&alias=ch...

Картина дня

наверх