На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

На таких Россия держится

Август 2007

Михаил Иванович РУДЕНКО

Герой Советского Союза,
заслуженный лётчик-испытатель СССР
Ю.А. Гарнаев

† 6 августа 1967 года - 40 лет со дня гибели Юрия Александровича Гарнаева - заслуженного лётчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза

Казалось бы, он жил среди нас совсем недавно, честно и профессионально исполнял свой долг, любил свою семью, у него было много верных товарищей и друзей...

Утверждают, что "большое видится на расстоянии". Это правда. Ясно осознаём мы это сегодня, оказавшись в совершенно другой стране, где истина "человек человеку друг" сменилась жестокими формулами "деньги решают всё" и "человек человеку - волк". В лице Юрия Александровича Гарнаева мы потеряли одного из столпов нашего Отечества...

О нём сегодня говорить и просто, и чрезвычайно сложно. Начало его биографии такое, как и у его верного друга, Юрия Алексеевича Гагарина. Он родился 17 декабря 1917 года, трудовую биографию начал токарем на механическом заводе. Как и Гагарин, учился в техникуме и закончил аэроклуб, затем лётное училище в Балашове. Служил на Дальнем Востоке; в 1945-м - участвовал в войне с Японией.

Романтика молодости заслоняла от Юрия сложности действительности. Расплатой за незначительное нарушение ведения делопроизводства стал "скорый пролетарский суд" и заключение, из которого он вышел только 1948 году, без полной реабилитации.


Юрий Гарнаев с Юрием Гагариным

Добравшись до Подмосковья, с трудом, при содействии Михаила Громова, начальника лётной службы авиапрома, устроился в мастерские Лётно-испытательного института в г. Жуковском. С 1950-го ему доверяют испытательную работу на авиатехнике, где проявляется в полной мере его профессионализм и честность.

Но "система" злопамятна и неожиданно напоминает о себе: осенью его увольняют без предупреждения и без объяснения причин.

Юрий с помощью друга Игоря Шелеста устраивается директором клуба "Стрела" в Жуковском. В это трудное время он встречает спутницу жизни Александру Семёновну.

В январе 1951-го он становится парашютистом-испытателем.


Легендарный экипаж Ю.А. Гарнаева

Дальнейшая его жизнь - это судьба испытателя, полёты, экстремальные и аварийные ситуации, катастрофы... Бог милостив к Юрию, из всех передряг он выходит живым и, едва встав на ноги, опять спешит на аэродром.

Цитирую предисловие к книге Юрия Гарнаева "Проверено на себе" (Книга опубликована по этой ссылке).

"Никто не рассказал бы лучше его самого, ибо талант литератора всегда жил в нём, как внутреннее пламя, приглушённое до поры до времени, - о том, как впервые испытывают на себе катапульту или высотное оборудование и скафандры; как при аварийном прыжке - приземляясь у линии железной дороги, надо управлять стропами парашюта, чтобы купол его не затащило под поезд; как мгновенно выходят из страшного трагического положения, когда вертолёт перевернулся вниз винтом, или как покидают его, когда он разваливается на глазах и прибор отстрела лопастей не сработал; как испытывают истребители вертикального взлёта или диковинный турболёт, аппарат без крыльев, управляемый одними огненными струями двигателей, - прототип кораблей, предназначенных для освоения космического пространства; как строят с помощью большого вертолёта дороги и высоковольтные линии в горах, или как сажают самолёт вслепую, когда кресло с манекеном, катапультированное с переднего сиденья, до конца не вышло из пазов и встречный поток опрокинул его на кабину, закрыв обзор, так что это кресло потом вытаскивали из самолёта краном... Всё, на чём мы летаем, мы, пассажиры, так или иначе прошло через его руки - твёрдые руки, освоившие более 120 типов различных летательных машин".

Среди них попадались экземпляры совершенно экзотические: винтокрыл (смесь вертолёта и самолёта), турболёт (диковинная этажерка на реактивной тяге). Были машины с отказавшими двигателями, горящие, разваливающиеся от страшных перегрузок в воздухе... Были уникальные испытания с отстрелом лопастей вертолёта в полёте. Всего не перечесть. Юрий быстро вошёл в десятку лучших лётчиков страны.

А как Родина оценивала этот героический труд? Среди его наград орден Отечественной войны I степени, орден Трудового Красного Знамени, медали... Но вот заслуженного им звания Героя Советского Союза ему не присваивали... Ежедневно, годами рисковал он своей жизнью, но достойно оценить его смертельно опасный труд не желали. Только спустя долгое время Юрию Александровичу заслуженно была вручена Золотая Звезда Героя.

Оказавшись в июне 1965 года на авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, узнал от французского миллионера Альберта Гобера о бушующих на юге Франции лесных пожарах, и на его просьбу о помощи сказал: "Да мы на нашем вертолёте Ми-6 поднимаем 12 т воды, готовы тушить пожар"!

Через год правительство Франции уже официально запрашивает у СССР экипаж Гарнаева "делать эту работу". Она оказалась трудной, утомительной и предельно опасной. Нашлись и недоброжелатели... Неизвестные повредили мягкие стенки подвесного бака с водой... Риск стал смертельным.

Ещё через год при тушении очередного лесного пожара, 6 августа 1967 года, при загадочных обстоятельствах машина с экипажем Гарнаева (семеро советских граждан и двое французов), на которой очевидцы с земли слышат взрывы, теряет управление, несмотря на сверхусилия пилота посадить машину, падает в пропасть и загорается; обломки вертолёта тушат американцы... Так закончился жизненный путь уникального лётчика, оставившего ярчайший след в истории русской авиации.

Профессионалы разошлись в толковании причин катастрофы. Диапазон версий широк: от диверсии неизвестных спецслужб до "отсутствия методического сопровождения выполнявшейся экипажем работы в целом". Автор, кстати, обоснованно, придерживается версии ликвидации экипажа спецслужбами.

У Гарнаева осталось много друзей. Поражает единодушие, с которым они, будучи во всех отношениях разными людьми, предельно высоко оценивают друга. Они говорят, что силою своего примера он возвышал всю нацию, был самородком, испытателем-универсалом от Бога, большой души человеком был, абсолютно честным, высоко принципиальным и целеустремлённым, обладал невероятной жизненной силой, стремился постоянно что-то сделать для людей... Таким он запомнился сослуживцам-микояновцам и всем, кто его знал, таким через 30 лет предстал в их рассказах, обращённых к Оксане, внучке Юрия Александровича.

Он и сейчас живёт в сердцах близких, в душах верных друзей, в конструкциях самолётов и вертолётов, которые надёжно летают и по сей день, потому что испытаны Юрием Гарнаевым.

Его дети твёрдо стоят на земле: старший сын Станислав - сотрудник ЦАГИ им. А. Жуковского; второй сын Александр - заслуженный лётчик-испытатель, Герой России; дочь Галина служит Богу, работает в храме и молится о всех нас, грешных. Недавно она написала пронзительную в своей искренности и любви к отцу книгу воспоминаний "Ты обещал вернуться..."(Найти книгу Вы можете по этой ссылке).

Внучка Юрия Гарнаева Оксана унаследовала от деда его характер и любовь к людям. Она председатель благотворительного фонда "Русская Берёза" им. Ю.А. Гарнаева (сайт фонда представлен на этой ссылке).

Жаль, но подвиг советского экипажа в небе Франции 40 лет назад почти забыт... Когда-то мальчишки, читая о Гарнаеве, шли в авиацию, чтобы могло продолжиться дело его жизни. Не пора ли напомнить и нынешнему поколению молодых, с кого надо брать пример?


4 и 6 августа прошли скромные памятные мероприятия, организованные родственниками Ю. Гарнаева. Репортаж смотрите по этой ссылке >>>>>>>

http://www.russdom.ru/oldsayte/2007/200708i/20070807.shtml

Картина дня

наверх