Аэропланы и ракеты

238 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор
    Странно,но А.Леонов никогда не помогал отечественным художникам-фантастам,а ведь мог это сделать,но не делал(((только...Космическая живоп...
  • Elena Amanova
    сильно дорогой.  Нельзя ли подешевле?Легкий двухмоторн...
  • Александр Шиховцев
    Как обычно все приврали! Прошло уже 18 лет! Все было подругому. Смертельное пике ...

Российскую космонавтику спасет скромность

Российскую космонавтику спасет скромность Российскую космонавтику спасет скромность
Хроника космических провалов: 7 аварий за полтора года | 7 фото
смотреть фотогалерею

С каждым неудачным запуском шутка о пополнении спутниковой группировки России в акватории Тихого океана звучит все банальнее. Космическая программа давно идет в неверном направлении: отрасли нужны небольшие, но выполнимые задачи

Опять август, опять потерян новый спутник для многострадального предприятия «Космическая связь», основного оператора российской орбитальной группировки. Шутка о пополнении спутниковой группировки в акватории Тихого океана стала ужасной банальностью и моветоном в круге причастных. Прошлогоднего накала страстей уже нет, весь пар, видимо, закончился уже после падения в ноябре прошлого года «Фобос Грунта», а у тех, у кого он есть всегда,  видимо, направлен на Pussy Riot. Самым громким заявлением на тему отметился наш экс-президент. Сказал, что «терпеть это дальше невозможно», «Россия теряет авторитет и миллиарды рублей». Насчет миллиардов не поспоришь, а вот с остальным сложнее.

Великое десятилетие советского космоса — это 1957-1967 годы. От первого спутника до первой жертвы — гибели Комарова. Тогда Космос был мечтой, которая на глазах становилась явью, имена космонавтов знали наизусть, для предприятий отрасли не было отказа в ресурсах и лимитах.

Следующие 20 с лишним лет прошли при менее громких успехах. Американцы поставили задачу опережения Советов в космосе на уровень национальной программы, навалились гурьбой и опередили нас на Луне. На этом политики успокоились, никаких более-менее осязаемых и понятных широкой публике целей в космосе не осталось, зато началась коммерциализация: навигация, связь, телевидение. Началась эпоха business as usual. Лебединой песней советской космической программы в 1988 году стал уникальный космический транспортный комплекс «Энергия-Буран», по инженерной сложности (для своего времени) и ненужности сравнимый только с пирамидой Хеопса. Дальше СССР кончился, но оставил  россиян ментально причастным к своим великим достижениям в космосе, мы и сейчас считаем их своими и требуем от российской космонавтики, прямо как дите в «Детском мире»: «Мам, я такую же хочу».

Но что такое космонавтика? Это Люди (много-много талантливых инженеров) и Деньги (много-много денег). При этом, как показывает опыт прошедших лет 20, деньги в любом их количестве — это даже не полдела. Что, Япония мало всадила в свой космос? Или Индия? И где их результаты?

Поэтому самое главное — люди. Я, прошедший эту школу,  могу напомнить молодому поколению, как обеспечивался кадрами советский космос. Со всех городов и сел 250-миллионной страны ребята, многие из которых прошли кружки ракетомоделирования в домах пионеров, шли в институты и университеты, лучшие, самые способные хотели попасть на мехмат и физфак МГУ, в МФТИ, МИФИ, Бауманку, МАИ, МЭИ (это только московские). Отбор был непростой, учеба тем более. Желающих стать юристом или бухгалтером среди пацанов моего поколения было наперечет.

И вот 5-6 лет учебы позади, и государство, без всякой демократии, распределяет нас, новоиспеченных инженеров, по предприятиям. Во всех лучших вузах право первого выбора  у «семерки» — 7 основных оборонных министерств, среди них на почетном месте Минобщемаш, (Министерство общего машиностроения), за этой скромной вывеской скрывалось огромное министерство по выпуску ракетно-космической техники.

И в СССР все хотели в Москву или Ленинград ну или в Подмосковье. Барьером к перезду стояла прописка. Но предприятия Общемаша имели лимиты на прописку своих молодых инженеров и в Москве (мало), и Подмосковье (много). Да, сначала койка в общежитии, но через 3-5 лет, если семейный, то комната в коммуналке, а через 7-9 — своя квартира в 2-3 комнаты. Молодой инженер начинал в СССР обычно со 110 рублей оклада, а в Минобщемаше — со 140. А еще ведь и премии, и путевки в ведомственные санатории и дома отдыха. И почет, и статьи в газетах, и восхищенные взгляды родителей, одноклассников и подруг — «Я работаю на космос!»

Да, именно эта отработанная за годы система подготовки кадров создала фундамент советской космонавтики, столь мощный, что продержался практически без подпитки с 1991 года по конец нулевых. Но даже камень выветривается, а тут люди. Сколько они могут нести отрасль? Молодых моего поколения выдуло из отрасли (в которой тогда не было ни денег, ни работы) в первые годы 1990-х. Кто-то стал бизнесменом, кто-то — за рубежом, кто-то — финансист или брокер, образование и отбор в отрасль был строгий, народ-то там был талантливый, приспособились к новым возможностям быстро.

И смотрим  в наши дни. Кто мечтает быть инженером на том же Хруничеве в Москве? Если парень вдруг любит новые технологии, так он пойдет компьютерщиком писать программы дома или в офисе. Зачем ему холодные корпуса за колючей проволокой?. Если мечтает о новейшей технике, то к его услугам морские платформы или НПЗ «Лукойла», напичканные новейшей техникой, или буровые «Газпрома», там в нефтегазе и передовая техника, и достойные деньги.

Тут скорее надо удивляться, как российские космические предприятия вообще заполняют места ушедших пенсионеров и кто они, те, кто решил пойти не в юристы и банкиры, а в инженеры-ракетчики. Непрестижно, неденежно. И даже новые брошенные в отрасль миллиарды не дадут завтра отдачу. В мои годы основной обоз тащили начсектора, начгруппы и «ведущие инженеры», это 35-45 лет, только после 10 лет, а то и 15 лет работы человек становился спецом высокого класса, который знал, умел и мог, а первые три года он считался «молодым специалистом» на подхвате.

Поэтому я могу сказать одно — не требуйте от российской космонавтики побед и триумфов советской, ее уже больше нет. От нее остались тени, старики-патриоты, не изменившие ей в эти буйные 20 лет. С болячками, склерозом и плохим характером. И не будет пока у России космических побед, давайте протягивать ножки по бюджету и кадровому потенциалу. Так что придется Дмитрию Анатольевичу еще потерпеть и не забывать возвращать отрасли накопившиеся за 20 лет долги. Если ставить реальные задачи, не зарывать деньги в ненужные  проекты типа нового космодрома на Дальнем Востоке, единственная цель которого — заменить работающий, но «чужой» Байконур, на котором есть вся инфраструктура, включая криогенные заводы, жилые городки, огромные монтажно-испытательные корпуса и два аэродрома. Не надо писать «программы развития на 25 лет вперед», где «Государство, дай миллиарды нам сейчас, а мы вот тогда через 20 лет тебе ого-го как!! На Марс полетим!» Через 5 лет никого из ныне пишущих, просящих и получающих уже в руководящих креслах не будет, спросить будет не с кого. С кого спрашивать сейчас за обещанный чуть ли не 10 лет назад старт первого созданного в России ракеты-носителя «Ангара»?

Нужны, может, менее глобальные программы, но с четко прописанными задачами на год-два-три, понятными и простыми для контроля и проверки. Надо провести ревизию и понять, в каких сегментах космического приборостроения мы отстали безвозвратно, ибо нет уже ни кадров, ни современного оборудования с технологиями, и не пытаться заново строить старый велосипед и жить в натуральном хозяйстве, как во времена СССР, когда все было собственное, иногда плохонькое, зато свое. Активно идти на зарубежную кооперацию, если не с ведущими поставщиками (да, те не всегда готовы нам поставлять современные приборы и компоненты, мы же им конкуренты), то с «новыми» космическими державами Китаем, Индией, Бразилией. Мир изменился, Россия уже не вторая держава в мире, а, увы, всего лишь одна из двадцати крупнейших экономик мира, нашего бюджета и рабочих рук не хватит на все и для всех. И тогда через 5-10 лет, после многих новых неудач, обидных и больных (а их и во времена СССР хватало), мы будем иметь нашу российскую космонавтику, которой можно по праву гордиться.

http://www.forbes.ru/tehno-column/tehnologii/93864-rossiisku...

Картина дня

наверх