30 ноября специалисты ЗАО «Кронштадт-Технологии» на базе под Санкт-Петербургом приступили к летным испытаниям модернизированной версии многоцелевого БЛА средней продолжительности полета Д-100. В настоящее время ведется обработка полученных данных. Дальнейшие испытания продолжатся в соответствии с намеченной программой, в соответствии с которой планируется выполнить в общей сложности не менее 50 испытательных полетов.
В ближайшее время к летным испытаниям присоединятся еще два экземпляра БЛА Д-100.Параллельно с подготовкой к полётам Д-100 в июле – сентябре было проведено около двадцати испытательных полетов на летающей лаборатории «Дозор-2» («Д-2», «Дозор-50») – беспилотнике более ранней постройки, оснащённом новым комплексом бортового оборудования. В ходе этих полетов показаны хорошие результаты работы всех систем и аппаратуры. После их завершения в октябре комплекс с БЛА «Дозор-2» принял участие в командно-штабных учениях на полигоне "Алабино", где специалисты «Транзас» совместно со специалистами ОАО «Концерн Созвездие» (г. Воронеж) произвели практическую отработку информационно-технического сопряжения комплекса «Дозор» со средствами Единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). БЛА из состава комплекса выполнил несколько полетов, со средней продолжительностью около часа, в ходе которых производилась аэрофотосъемка в заданных районах и передача фотографий на наземный пункт управления в реальном масштабе времени, где полученная информация в автоматическом режиме сшивалась в ортофотоплан и передавалась в информационные системы ЕСУ ТЗ в виде формализованного сообщения. Положительная предварительная оценка позволила «Транзасу» перейти к подготовке к следующему этапу учений, который планируется провести весной 2011 года.
Все эти мероприятия позволили перейти к подготовке и проведению летной отработки БЛА Д-100. Вслед за наземным этапом испытаний, прошедшим в течение сентября, в середине октября произведены первые пробежки без отрыва, а начиная со 2 ноября, выполнялись пробежки с отрывами, в ходе которых проверялась устойчивость работы комплекса бортового оборудования. После достижения технической готовности первый полет был назначен на 8 ноября, однако по погодным условиям откладывался из-за постоянных дождей и порывистого ветра вплоть до 30 ноября.
«Усовершенствованная версия Д-100 отличается не столько планером, хотя отличия есть и в нем, сколько полностью обновленным бортовым оборудованием, - говорит Денис Евстафьев, главный конструктор комплекса с БЛА. – Комплекс бортового оборудования включает нашу новую разработку – инерциально-спутниковую навигационную систему «БИСНС–1Т», а также ультразвуковой высотомер малых высот оригинальной конструкции, датчик магнитного курса, САУ, радиосвязное оборудование с командной радиолинией и радиолинией передачи данных и электрогенератор. Дополнительно возможно оснащение БЛА лазерным дальномером». Беспилотник способен нести любую полезную нагрузку массой до 15 кг. По договоренности с УОМЗом для испытаний получен образец малогабаритной системы оптического наблюдения СОН-820. Она включает в себя ночной канал, тепловизор, дневной канал, телевизионную камеру. Эта система будет отрабатываться в составе Д-100. Компания проводит разработку малогабаритной радиолокационной станции с режимами селекции подвижной цели и синтезированной апертуры. Одним из существенных отличий БЛА Д-100 является способ управления самолётом, когда пилот-оператор управляет БЛА из кабины наземной станции, ориентируясь по видео изображению, поступающему с камеры переднего обзора БЛА и телеметрической информации, накладываемой на видео по принципу индикатора на лобовом стекле. По мнению разработчиков, реализация такого управления позволит привлечь профессиональных лётчиков в качестве пилотов БЛА вместо энтузиастов авиамодельного спорта, как это делается в тех странах, где наиболее продвинуты работы по беспилотной технике.
Напомним, что комплекс с БЛА Д-100 предназначен для ведения воздушной разведки с применением оптико-электронных и радиолокационных средств, в том числе в составе единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), именно поэтому статический образец Д–100 был представлен в экспозиции ОАО «Концерн «Созвездие» на прошедшей выставке «Технологии в машиностроении-2010» в Жуковском. Комплекс с БЛА также известен под наименованием «Дозор–100», а его прототип назывался «Дозор-5».
Начало летных испытаний БЛА «Д–100» стало весьма значимым событием последнего времени для отечественной «беспилотной промышленности», особенно на фоне «фобии» руководства МО РФ к российским проектам и, как следствие, закупки образцов БЛА израильского производства, к испытаниям которых приступили так же в ноябре на полигоне под Н.Новгородом (Мулино).
БЛА Д-100 в полете (фото Д. Евстафьев).
____
Основные характеристики БЛА Д-100
Максимальная взлетная масса | до 110 кг |
Масса топлива в основных баках | до 40 кг (до 54 л) |
Максимальная масса полезной нагрузки | до 15 кг (при полностью заправленных баках) |
Тип двигателя | внутреннего сгорания, двухтактный двухцилиндровый |
Мощность двигателя | 18 л. с. |
Практический потолок | 3500 м |
Крейсерская скорость | 100 -130 км/ч |
Радиус действия | до 500 км |
Максимальная продолжительность полета | не менее 10 ч |
Максимальная скорость | 180 км/ч |
Скороподъемность | не менее 2 м/с |
Эксплуатационная перегрузка | от – 1,5 до + 4,0 g |
Способ старта / посадки / аварийный способ посадки | по-самолетному / по-самолетному / на парашюте |
Взлетная дистанция | не более 400 м (до высоты препятствия 15 м) |
Длина пробега | не более 200 м |
Посадочная дистанция | не более 400 м (с высоты 15 м) |
Максимально допустимая скорость встречного ветра при взлете и при посадке | не более 12 м/с |
Максимально допустимая скорость бокового ветра при взлете и при посадке http://www.missiles.ru/D-100_1st_flight.htm | не более 6 м/с |