В этом году исполнится 65 лет со дня Великой Победы. Победа далась дорогой ценой и забывать это равносильно преступлению. Сражения этой войны кипели не только на земле, но и в воздухе. Как человек интересующийся авиацией того времени, не могу не написать о наших летчиках, доказавших, что наши "соколы" сильнее "стервятников" Геринга.
В далеких сороковых годах дети страны, которой больше нет на карте, вырезали из газет и клеили на стены фотографии лучших летчиков — Ивана Кожедуба и Арсения Ворожейкина, Георгия Речкалова и Александра Покрышкина — почему-то именно летчики шли в первых рядах "трудовых и ратных" героев Страны Советов. Начинаю новый цикл, посвященный нашим летчикам. И первым напишу про Александра Покрышкина. Александр Покрышкин… Это имя среди множества советских асов было действительно знаменитым. Встретив войну 22 июня 1941 года рядовым летчиком, уже в 1943-м тридцатилетний капитан стал легендарным героем воздушной войны.
…Знаменитое сражение на Курской дуге стало одним из самых масштабных и стратегически важных во всей Второй мировой войне. Но по ряду причин в тени великого танкового противостояния осталась самая крупная и ожесточенная во всей истории воздушных войн битва в небе над Кубанью весной 1943 года. Ценой невероятных усилий и огромных жертв "сталинские соколы" смогли завоевать господство в воздухе — завоевать и больше уже не отдавать этот козырь врагу до самого конца войны.
Немецкая авиационная группировка, включавшая почти 40 процентов всех ВВС Германии на Восточном фронте и возглавляемая элитными эскадрами Геринга "Зеленое сердце", "Мельдерс" и "Удет", была сломлена морально и физически.
Накал воздушных боев был необыкновенно высоким. Один из участников тех событий вспоминал: "Воздушные бои на Кубани происходили с участием большого количества самолетов. Начинались они обычно с рассвета. Как только локаторы обнаруживали, что фашистская авиация поднялась в воздух, без промедления взлетали со всех аэродромов советские истребители, и тут начиналось! В небе собирались истребители всех марок, на всех высотах — от бреющего полета до восьми-десяти тысяч метров. Кипит воздушный бой. Горят самолеты противника. И наши тоже. Подбитые тянут каждый на свою территорию, за ними длинные шлейфы дыма и пара. Повсюду парашюты. Разноцветный купол — это фашист, белый купол — советский летчик…". В конечном итоге сражение над Кубанью было немецкими летчиками проиграно вчистую. По советским данным, в период с 17 апреля по 7 июля 1943 года люфтваффе потеряли около 1100 боевых самолетов, из которых более 800 были уничтожены в воздухе. И хотя потери советских ВВС тоже нельзя назвать малыми — не менее 750 самолетов, — наши пилоты буквально зубами держались за небо и смогли вырвать инициативу из рук противника.
Одним из главных участников тех боев был Александр Покрышкин.
…А начинался жизненный путь будущего аса в 1913 году в Новониколаевске (ныне Новосибирск), в многодетной семье бедных переселенцев. Начать работать ему пришлось уже с 14 лет. Вполне понятная в годы культа авиаторов (лозунг "Пролетарий- на самолет!") мечта летать привела подростка в школу авиатехников, а потом и в аэроклуб.
Затем была учеба в знаменитом Качинском училище летчиков и направление в 55-й ИАП (истребительный авиаполк), находившийся тогда недалеко от румынской границы. Всего за пару месяцев до начала войны полкполучил на вооружение новейшие на тот момент истребители МиГ-3. Этот истребитель к 1941 году считался в советских ВВС одним из наиболее современных и перспективных. Он создавался как высотный перехватчик и поэтому имел мощный двигатель (Микулинский АМ-38, как на Ил-2), позволявший на высоте 7000 метров достичь скорости в 640 км/ч — это было выдающимся достижением для того времени. Однако с началом войны большинство воздушных боев происходило на средних и малых высотах, где боевые качества МиГа сильно ухудшались. Кроме того, явно недостаточным было вооружение, состоявшее из одного 12,7-мм пулемета БС и двух 7,62-мм пулеметов ШКАС (правда предусматривалась подвеска под крылья еще 2 пулеметов БК калибра 12,7-мм). Тем не менее свои первые десять побед Покрышкин одержал именно на истребителе МиГ-3, причем во всех случаях бои велись на высотах не более 3000 м, то есть там, где качества машины были отнюдь не лучшими.
Истребитель МиГ-3 А.И.Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г. Обратите внимание на желтую надпись "Гвардия" и пулеметы под крыльями.
Мало кто знает, что первым самолетом, сбитым Покрышкиным, был… советский бомбардировщик Су-2. Молодой летчик в неразберихе первого дня войны принял его за немца. Что не удивительно, машин этих было выпущено мало и нашим летчикам они были незнакомы (хотя в фильме "В бой идут одни "Старики"", эта машина запечетлена на кадрах кинохроники). Хорошо еще, что никто не погиб- Су-2 благополучно сел на вынужденную. От трибунала его спасло то, что шел первый день войны: на трагический случай практически не обратили внимания, обошлось только головомойкой от командира полка. Эта "счастливая случайность" (в другое время за такую ошибку могли бы и расстрелять) была первой в цепи поразительного везения будущего аса: словно какая-то незримая сила хранила молодого летчика. В первые, самые тяжкие месяцы войны он остался жив (хотя и был дважды сбит), в то время как пилоты гибли ежедневно десятками. В одном из боев пуля ударила в правый борт МиГа, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла вправо, оцарапав Покрышкину подбородок и забрызгав кровью приборную панель. Дважды немецкие бомбы, сброшенные на аэродром, взрывались почти под его ногами… Все эти случаи заставили Александра Ивановича поверить в судьбу. Много лет спустя он без тени кокетства писал в мемуарах, что решил для себя: "Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда".
Падает Ju-88 |
Сам Покрышеин, вспоминая начало войны, говорил, что тот, кто не воевал в 1941-1942 годах, войны по-настоящему не видел. Отступление без связи и управления, штурмовки немецких колонн на лишенных нижней брони истребителях (сами летчики называли такие вылеты "пляской смерти"), смертельная усталость после шести-семи боевых вылетов в день… Из всего состава 55-го ИАП к концу войны в живых осталось три человека. И один из них — сам Покрышкин. Но на всю жизнь запомнилось жуткое чувство обреченности в первую военную зиму, когда летать зачастую приходилось в одиночку, без радиосвязи, с большой долей вероятности просто пропасть без вести.
Часто приходилось вылетать на разведку: командование ценило обстоятельные донесения наблюдательного летчика и для этой цели старалось посылать именно его. Впрочем, эти полеты проходили не совсем по уставу. Самолет-разведчик должен пройти через опасные зоны как можно тише, по возможности не замеченным противником. Но бойцовский характер Покрышкина не позволял ему вернуться на свой аэродром с полным боекомплектом: он постоянно ввязывался в бой, сразу решив для себя, что врага нужно бить всегда и везде.
Своего первого "мессера" Александр Иванович свалил еще 23 июня, но первая победа оказалась тут же омрачена: увлекшийся боем пилот засмотрелся на падающий горящий самолет и был сбит. Буквально изрешеченный пулями МиГ с большим трудом дотянул до базы.
В другой раз Покрышкин атаковал понтонную переправу немецких войск и был сбит огнем зениток. Самолет упал на лес, но Александру Ивановичу вновь поразительно повезло: он остался цел и почти невредим. Придя в себя, три дня добирался до своей части, где его уже внесли в списки погибших.
Бюст А.И. Покрышкина в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе |
Весь ужас первого периода Великой Отечественной Покрышкин видел не только с воздуха: осенью 1941 года ему пришлось выходить из окружения вместе с пехотой. Гибель друзей, огромные вереницы беженцев, горечь тяжелейших поражений — все это стало для летчика жестокой "наукой ненависти". И в то же время он не ожесточился, не озлобился, оставшись нормальным человеком, способным сочувствовать друзьям и щадить врагов, — в то время это было не просто.
5 октября 1941 года пара Покрышкина во время разведывательного полета была внезапно атакована четверкой "мессершмиттов". Ведомый был сбит сразу, Покрышкину же удалось с ходу завалить одного из врагов. Потом он попытался на своем подбитом самолете выйти из боя, но три оставшихся немецких истребителя почти в упор расстреливали беззащитный МиГ.
"Перед самой землей мотор заглох, выравниваю самолет и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя — не позволяет земля. В самолете раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идет к земле. Грохот… Удар головой о приборную доску — и я теряю сознание…" — так вспоминал летчик об этом эпизоде.
…После тяжелейших потерь 1941 года 55-й истребительный авиаполк был отведен на переформирование и перевооружение: часть получила новые истребители конструкции Яковлева — Як-1. Помимо этого, часть получила и новое название — полк был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиаполк. Покрышкин доказал, что он способен вести бои на любом самолете: до весны 1943 года на Як-1 он одержал 7 побед.
И все же полностью талант Александра Ивановича как выдающегося тактика воздушной войны раскрылся во время боев на Кубани. С самого начала войны он удивлял своих друзей тем, что по вечерам, в нелетную погоду, в любую свободную минуту он доставал объемистый блокнот и делал там какие-то записи, чертил схемы. Блокнот назывался "Тактика истребительной авиации". К 1943 году накопленного в боях опыта было достаточно для подтверждения его теорией, и это было с блеском продемонстрировано Покрышкиным в кубанском небе.
Знаменитая "сотка" P-39N Александра Покрышкина. Сейчас фашисткий стервятник на своем Bf-109G проскочит вперед и получит снаряд.
Рисунок из фронтового блокнота А.И.Покрышкина |
Немаловажным фактом стало и то, что полк вновь был перевооружен — на этот раз получив американские истребители Р-39 "аэрокобра". "Аэрокобра" оказалась единственным из западных истребителей, поставляемых в СССР по ленд-лизу, который по-настоящему любили наши летчики. Характерной особенностью конструкции этой машины было расположение двигателя позади кабины пилота. Двигатель сообщался с пропеллером длинным валом, а носовой отсек занимало вооружение и передняя стойка шасси, благодаря которой летчик на рулежке имел превосходный обзор. Неплохая маневренность "Аэрокобры", высокая живучесть и, самое главное, мощное вооружение (37-мм мотор-пушка Т-9, два синхронных 12,7-мм пулемета над двигателем и еще четыре 7,62-мм пулемета в крыльях на серии N, далее на серии Q их заменили на 2 пулемета по 12,7-мм) делали этот самолет подходящей машиной для воздушных боев на Восточном фронте. Обладая хорошей динамикой, он мог противостоять немецким самолетам, пилотых которых вовсю применяли татику "бум-зума" (бой на вертикали). Но были и недостатки. В частности, самолет легко входил в плоский штопор, выйти из которого летчику среднего уровня подготовки было практически невозможно. Был даже выпущен учебный фильм "Штопор на "Кобре"" (сейчас занимаюсь поисками, наверное авторы все те же- из 4 отделения НИИ ВВС СССР под началом инженер-полковника Паузера).
В одном из боев восемь истребителей "аэрокобра" под командованием Покрышкина рассеяли и повернули назад группу из 81 (!) "юнкерса" под прикрытием десятка "мессеров". Два советских истребителя с ходу сковали самолеты прикрытия, а остальные шесть прошли сквозь строй вражеских бомбардировщиков, преодолевая мощнейший огневой заслон, и, повторив один за одним атаку с резким уходом вверх, за считанные секунды расстреляли девять "юнкерсов", остальные не выдержали и повернули обратно. Четыре немецких машины в том бою было на счету самого Александра Ивановича. Еще один бомбардировщик в этот день он завалил, уже возвращаясь на свой аэродром. Не удивительно, что он был единственным из советских летчиков, при появлении которого над полем боя немецкие радиостанции тревожно предупреждали: "Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!".
Выкладываю для скачивания блокнот советского аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.
http://www.spacephys.ru/asy-v-nebe-aleksandr-pokryshkinВложение | Размер |
---|
Вложение | Размер |
---|---|
Блокнот Покрышкина.rar | 737.75 кб |