Итак, свершилось. Новый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А после нескольких лет разработки и строительства впервые поднялся в воздух. Через несколько дней после этого на ульяновском авиационном заводе «Авиастар-СП» состоялось подписание контракта на поставку российским вооруженным силам 39 экземпляров нового воздушного «грузовика».
Это соглашение будет иметь положительные последствия и для заказчика, и для производителя. В будущем, вероятно, Минобороны дополнительно закажет еще некоторое количество новых самолетов этой модели.
Среди прочего события последних дней интересны тем, что подписанный в Ульяновске контракт, если верить некоторым средствам массовой информации, был чуть ли не невозможен. Дело в том, что в последних числах августа-месяца газета «Известия» опубликовала заметку, в которой приводились слова некого источника в военном ведомстве. Аноним рассказал газете о несоответствии самолета Ил-76МД-90А требованиям военных. Согласно этому источнику, в настоящее время прототип нового транспортника не имеет ряда специального оборудования, необходимого для эксплуатации в военно-транспортной авиации: это системы радиоэлектронной борьбы, вооружение, специальная авионика и т.д. Поэтому, подытожил источник, Ил-76МД-90А непригоден к использованию в военно-воздушных силах.
И все же наибольший интерес в проекте глубокой модернизации Ил-76 представляют его история и предпосылки к созданию. В середине прошлого десятилетия перед руководством военно-воздушных сил встала специфическая проблема: имеющиеся военно-транспортные самолеты устаревают, а закупка новых связана с рядом трудностей. Дело в том, что раньше производство транспортников Ил-76 велось на Ташкентском авиационном производственном объединении (ТАПО), которое после распада СССР стало собственностью другого государства. Несмотря на последний факт, фирма «Ильюшин» продолжала работать с ташкентским авиазаводом и создавать новые модификации самолета, однако у такого сотрудничества были определенные минусы. В первую очередь, компанию-разработчика не устраивало состояние ТАПО. Для производства большого количества самолетов требовалось значительно обновить оборудование завода. Но де-факто это оказалось невозможным: Узбекистан не мог в одиночку «потянуть» модернизацию производства, а Россия не желала вкладываться в зарубежное предприятие, пусть даже и с положительной отдачей для себя.
Стоит отметить, российская сторона несколько раз предпринимала попытки увеличить свое влияние на ТАПО. Так, в 2007 году был подписан документ, согласно которому Ташкентское авиационное производственное объединение в будущем должно было стать частью российской Объединенной авиастроительной корпорации. Дело, вроде бы, шло успешно, но менее чем через год после подписания первых соглашений Узбекистан отказался от продолжения передачи предприятия. После этих событий Россия продолжила начатое в 2006 году дело – полный перенос производства самолетов Ил-76 из Ташкента в Ульяновск. Дальнейшее развитие ситуации с самолетами Ил-76 было неоднозначным. С одной стороны, ульяновский завод действительно справился с производством еще одного типа авиационной техники. Но с другой, ТАПО, оставшись без новых заказов, терпит убытки и имеет долги в несколько десятков миллионов долларов. Иными словами, не совсем разумные действия руководства дружественной республики привели к тому, что чужой авиационный завод уже получил большой заказ и в будущем сможет добавить к нему другие контракты, а другое предприятие (причем свое собственное, что должно быть вдвое печальным) – на грани закрытия.
Рассмотрим, чем заказ на самолеты Ил-76МД-90А полезен для ульяновского завода «Авиастар-СП». По словам руководителя администрации президента России С. Иванова, контракт на строительство 39 новых транспортников обеспечит завод работой до 2018 года. Кроме того, ульяновские авиастроители собирают самолеты семейства Ту-204. За счет двух моделей самолетов «Авиастар-СП» в ближайшие годы будет иметь такую нагрузку, какую он не имел с распада Советского Союза. Стоит отметить, что почти четыре десятка машин – это скорее всего только первая часть общего заказа. Ил-76МД-90А разрабатывался с заделом на перспективу, и после сдачи последних самолетов в 2018-19 годах следует ожидать новые контракты. Общий объем заказов Ил-76МД-90А, а в более отдаленном будущем и новых модификаций Ил-76, можно представить, исходя из численности нынешнего парка этих машин. Российские военно-воздушные силы в настоящее время эксплуатируют более двухсот самолетов этого семейства. Кроме того, некоторое количество Ил-76МД-90А может быть заказано министерством по чрезвычайным ситуациям.
Нетрудно представить, какие экономические и социальные последствия будет иметь контракт. По договору на поставку 39 самолетов ульяновский завод «Авиастар-СП» получит около 140 миллиардов рублей. Вполне очевидно, насколько полезным будет такой контракт и как изменится уровень жизни сотрудников предприятия. Кроме того, подписанный 4 октября контракт является самым «тяжеловесным» соглашением на поставку авиационной техники в истории новой России. За последние двадцать лет ни разу военные или гражданские государственные организации не тратили на закупки новых самолетов столь колоссальные суммы.
Тем не менее, успехи самолета Ил-76МД-90А омрачаются некоторыми неприятными вещами. Во-первых, в настоящее время покупка этих транспортников обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолетов до уровня Ил-76МДМ. Во-вторых, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания начались совсем недавно и еще нельзя говорить, насколько их ход будет соответствовать плану, тем более что первый полет Ил-76МД-90А изначально собирались провести почти год назад. Будем надеяться, весь «лимит по задержкам» уже выбран и в дальнейшем программа испытания и строительства новых транспортных самолетов будет идти в точном соответствии с планом.
По материалам сайтов:
http://rg.ru/
http://ria.ru/
http://function.mil.ru/
http://odnako.org/
http://izvestia.ru/
http://bmpd.livejournal.com/