В школьные годы, листая редкое в наших восточно-сибирских краях "Зарубежное военное обозрение", я, помню, приходил в смятение от каких-то невероятных возможностей "их" самолетов. Аэропланы вероятного противника представлялись эдакими всехными победителями, радары которых с загадочными, и от того особо устрашающими щелевыми антенными решетками засекали, а сверхприлипчивые ракеты разили наповал все, что шевелится. И противопоставить им было нечего. В "Служу Советскому Союзу" - МиГ-21 (спору нет, машина замечательная, но у "них"-то уже давно летали F-15 и F-16), на страницах печати - он же, а рядом, в Братске - и вовсе древние Ту-128. О возможностях же нашей электронной промышленности красноречиво говорили бытовая техника да трехкомнатный шедевр отечественного эвээмостроения в местном вычислительном центре.
Как-то отец спросил моего дядю, военного летчика, летавшего тогда на МиГ-21, - а что, мол, Витя, доведись тебе встретиться с американцем, так кто кого сборет? Дядя, пилотировавший в совершенстве, криво улыбнулся:
"Он меня, причем раньше, чем я о нем узнаю. У него же такая электроника!.."
А ведь были у нас ответы на буржуинскую угрозу - и симметричные, и адекватные, и конгруэнтные. С одним из таких ответов в далеком уже 1981 г. познакомился Сергей Пазынич. Принимая на Горьковском авиазаводе МиГ-21бис, группа летчиков, куда входил и он, увидела МиГ-31: "Беглое упоминание о летно-технических и боевых возможностях самолета привело тогда нас, молодых капитанов, летавших на "свистках" типа МиГ-21, в неописуемый восторг. За весьма ограниченный боевой радиус и скромные возможности радиолокационного прицела и ракет, наш МиГ-21 называли тогда "самолетом глазуального воздушного боя". А тут - какие-то фантастические цифры дальностей, количества и диапазона высот и скоростей одновременно обнаруживаемых и обстреливаемых целей. Дальность и продолжительность полета МиГ-31 в автономном патрулировании, его боевые возможности при выполнении перехвата казались взятыми из рекламных проспектов на новые самолеты супостатов. Рассказы о новом МиГе зажгли в наших душах неподдельную гордость за отечественную технику. На такой машине можно было и с "Томкэтами" потягаться на равных, и "Фениксы" их не воспринимались более столь фатальной угрозой."
Нам, советским людям, было чем гордиться, но, непричастные к Большой Военной Тайне, мы о том не знали! Мне кажется, что главной причиной развала некогда великой страны стало отсутствие гордости за "наше". "Моя страна" превратилась в "эту страну", а на гибель "этой" можно было взирать несколько отрешенно, со стороны - один фиг не "наша". Развалили все старое, а новое как-то не строится. И против воли лезут иной раз в голову гаденькие мысли. Да можно ли построить что-то с этим тупым народом? Да делали ли мы вообще хоть когда-нибудь хоть что-нибудь путное? Да мы же всегда были лишь Верхней Вольтой с ракетами! (И ведь придумала какая-то дрянь сравнение! Верхняя Вольта, в отличие от великой страны, ракет не делала - пупком, знаете, не вышла.) И мы по-прежнему не видим поводов для гордости за Родину. А уникальный самолет - не повод ?
Вообще-то, обычно я не "ястреб". Но когда в конце нашего просвещенного века НАТО сыплет бомбами в центре Европы, я понимаю, что человечество придет к Эре Милосердия еще ой, как не скоро, и Добру еще очень долго будут требоваться увесистые кулаки - хотя бы для самообороны. И я горжусь теми крылатыми кулаками, что создала наша страна.
В такие минуты я очень "ястреб". Конечно, здорово было бы погордиться и неслыханным ассортиментом доступных даже пенсионерам отечественных колбас из отечественной говядины, вскормленной отечественными же кормами... Может быть, когда нибудь... И не в авиационном журнале. А сейчас - про МиГ-31.