На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

В СССР создавались иной раз уникальные творения в области техники, которые и теперь поражают воображение смелостью и новаторством замысла. Одним из таких творений был самолет ВВА-14 или вертикально-взлетающая амфибия.

Дмитрий Верхотуров

 

В СССР создавались иной раз уникальные творения в области техники, которые и теперь поражают воображение смелостью и новаторством замысла. Одним из таких творений был самолет ВВА-14 или вертикально-взлетающая амфибия.

В декабре 1961 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление, в котором определялись меры по борьбе с атомными подводными лодками противника, которые могли нанести сокрушительный удар баллистическими ракетами "Поларис" по советским городам. В качестве одного из средств борьбы с подлодками в открытом океане выдающийся советский авиаконструктор Роберт Бартини предложил уникальную машину - самолет-амфибию с вертикальным взлетом и посадкой. 

В 1972 году первый образец новой машины был готов для испытаний. Это была ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия), часть противолодочной системы, состоящей из самолета, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву . В 1972-1975 годах были проведены испытания самолета, в том числе со взлетом и посадкой на воду с помощью выпуска поплавков. Однако испытания и дальнейшая доводка самолета не проводилась, и машина так и не получила подъемных двигателей.

Самолет был в самом деле уникальным. В полной комплектации он имел шасси, выпускные поплавки и подъемные двигатели, что позволяло ему взлетать и садиться с аэродрома, с воды, а также с любого минимально приспособленного корабля, например с крупных сухогрузов или танкеров. 

Изначально самолет строился для борьбы с подводными лодками противника и мог нести разнообразное противолодочное вооружение: 2 торпеды, или 8 авиационных мин, или 16 авиационных бомб, или поисково-ударный комплекс "Полюс", в составе которого находилась ракета типа "воздух-поверхность". Самолет мог выполнять разведку, наносить удары, в том числе с прорывом противовоздушной обороны.

Кроме военных вариантов разрабатывались транспортный, и несколько типов спасательных вариантов, включая спасение экипажей космических кораблей, приводнившихся в океане. 

В 1975 году прототип ВВА-14 поставили на прикол, и до наших дней сохранился только разукомплектованный и разбитый фюзеляж самолета. Но даже в этом жалком состоянии ВВА-14 великолепен.

Сам по себе самолет не обладал особенно хорошими характеристиками. Машина, максимальным взлетным весом до 52000 кг, имела максимальную скорость до 760 км/час, полезную нагрузку до 16600 кг, потолок до 10000 метров, и практическую дальность 2450 км в боевом варианте. В транспортном варианте ВВА-14 мог бы перевозить 32 человека или 5000 кг груза на расстояние до 3300 км.

Однако важнейшей особенностью самолета было то, что он мог взлетать и садиться на земле, воде или палубе судна, обладал устойчивостью при волне до 4-5 баллов, что позволяло применять его в открытом океане, а также имел систему дозаправки в море. В сочетании с кораблем, на котором есть запас топлива и посадочная площадка, для ВВА-14 были бы открыты просторы любых морей и океанов. 

ВВА-14 - это настолько хорошая идея, что нельзя допустить ее забвения. Подобный самолет был бы очень полезен Казахстану в развитии авиационного транспорта.

Во-первых, несмотря на большие размеры Казахстана, протяженность авиамаршрутов не столь велика и все они доступны для ВВА-14 или аналогичного самолета. Скажем, расстояние от Алматы до Астаны - 964 км, Алматы - Атырау - 2062 км, Алматы - Актау - 2177 км, Алматы - Костанай - 1557 км, Алматы - Уральск - 2200 км. Практически все авиамаршруты укладываются в расстояние 2500 км. 

Во-вторых, крайне нетребовательный к аэродромам, самолет типа ВВА-14 может использовать для взлета и посадки поверхность моря, озер или водохранилищ, а также взлетно-посадочные площадки. Само его применение позволяет существенно расширить сеть авиамаршрутов без масштабных инвестиций в инфраструктуру аэропортов. По существу, потребуется только установить диспетчерскую и авианавигационное оборудование и построить здание аэровокзала. 

Внутри Казахстана самолет типа ВВА-14 может быть очень хорошим универсальным региональным самолетом, как пассажирского, так и грузового исполнения.

Но только внутренними рейсами его применение не ограничивается. Создав флот из специально оборудованных судов, позволяющих проводить дозаправку самолета в море, Казахстан получит возможность осуществления полетов в любую точку мира, независимо от того, на каком континенте она находится. При этом, что особенно важно, не потребуется прибегать к услугам иностранных аэропортов. Система корабль-самолет позволяет создать сеть авиамаршрутов по всему миру, причем все посадочные пункты будут под юрисдикцией Казахстана. Согласно международному законодательству, судно под казахстанским флагом признается частью территории Казахстана, и казахстанский самолет, садящийся на него, по сути не покидает своей территории. 

Подобных возможностей сейчас не имеет ни одна страна в мире, даже имеющая очень развитое авиастроение. Все используют пассажирские лайнеры, способные пролететь 12-13 тысяч км, но при дальних перелетах и они вынуждены делать промежуточные посадки.

Главная трудность в освоении этого проекта состоит в том, что он существует сейчас только в чертежах, если не брать разбитого прототипа. Ни одна авиастроительная компания в мире не производит ничего подобного. Потому такой самолет Казахстану потребуется дорабатывать и осваивать самостоятельно. Но эта работа стоит преодоления трудностей, поскольку это один из путей к мировому лидерству в той отрасли, в которой сейчас Казахстан практически не имеет своих позиций. 

Картина дня

наверх