На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000

      

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



Согласно постановлению Совета Министров Советского Союза от 17.05.1979 года, научно-производственное объединение машиностроения начинает разработку ПКРК, являющегося дальнейшим развитием комплекса П-500. Новый комплекс сохранил пусковое оборудование от предыдущего комплекса и получил большую дальность поражения благодаря использованию в ракете улучшенного стартового двигателя, добавления топлива в маршевой ступени, уменьшения бронезащиты корпуса и еще ряда улучшений.

Начало испытаний нового комплекса началось 3.12.1982 года в 10.55 по московскому времени на полигоне близ поселка Ненокса Архангельской области. Первый пуск ракеты прошел неудачно: стартовый агрегат после отработки не отделяется от ракеты, в результате чего, ракета начала разваливаться в полете и после 8-ми секунд после запуска падает. Следующий пуск, проведенный 9.04.1983 года, также оказывается неудачным, ракета падает на 9 секунде полета. По ходу проведения расследования неудачных пусков, установлено, что причина неполадок в ракете кроется в системе управления. Поэтому к третьему пуску, прошедшему в июне 1983 года, систему управления дорабатывают, и ракета успешно отработала по всей траектории полета.

 

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



Основные испытания ПКРК «Вулкан» начинаются 22.12.1983 года с борта ПЛАРК проекта 675 модернизированной до проекта 675МКВ. Модернизация заключалась в получении нового ПКРК П-1000. Всего данную модернизацию в свое время прошли четыре ПЛАРК проекта 675. Совместные испытания модернизированных ПЛАРК и новых установленных комплексов П-1000 начинаются в 1985 году. Был произведен залп двумя ракетами, которые успешно уничтожили установленную цель, и это несмотря на то, что произошел сбой в работе системы поддержки давления в отсеке приборного оборудования и ошибку при старте ракеты оператора. Следующий пуск в рамках программы совместных испытаний осуществлен 8.11.1985 года - был дан залп тремя ракетами, который, в общем, признан успешным – две ракеты успешно уничтожили установленную цель, у третьей ракеты произошел в полете отказ РЛС визира. В общем, было проведено 18 испытательных пусков ракет и 11 из них признаются успешными.

До конца 1985 года были закончены доработки системы управления и КПА, по окончанию которых подписывают Акт окончания совместных испытаний, в котором рекомендуется принять ПКРК «Вулкан» на вооружение ВМФ с учетом проведения в 1986 году контрольных испытаний. Для испытаний было выделено 8 ракет – залповый пуск 4-х ракет и одиночный пуск остальных в рамках различных испытательных программ:
- пуск 1-ой ракеты осуществили 24.05.2012 года, в рамках программы испытаний системы управления ракеты комплекса «Базальт». Пуск признан успешным;
- пуск 2-й ракеты осуществили 18.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- пуск 3-й ракеты осуществили 19.06.1986 года, в рамках проверки помехозащищенности. Пуск признан успешным;
- залповый пуск 4-х ракет состоялся 4.07.1986 года, залп признан успешным. Три из четырех ракет были оснащены телеметрией, так как наземное оборудование на полигоне не могло осуществить принятие данных сразу четырех ракет. Четвертая ракета, без телеметрии, по неизвестной причине сбилась с траектории полета и цель не поразила.

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



ПКРК «Вулкан» принимают на вооружение 18.12.1987 года. Производством ракет для комплекса занималось оренбургское объединение «Стрела» с 1985 года по 1992 год. Комплекс мог поставляться в трех вариантах – наземный (береговой) с ПУ типа СМ-49 (использовался при первых испытаниях 1982 года), надводный с ПУ типа СМ-248 (аналог комплекса «Базальт»), подводный (надводный старт) с ПУ, по типу ПКРК «Базальт».


Противокорабельная ракета 3М-70
В конструкции ПКР использовали сплавы титана, за счет чего уменьшили бронезащиту корпуса. В ракете комплекса использовалась система инерциального управления с возможностью внесения корректировки от радиолокационной головки самонаведения, разработанной в ЦНИИ «Гранит». Разработчик системы управления конструктор А.Чижов, бортовой РТА конструктор Б.Годлиник. Автопилот разработал конструктор А.Кучин, БЦВМ конструктор В.Никольцев. Селекция целей ракетой проводилась или в автоматическом режиме, или с помощью телеметрии, или с возможностью комбинирования режимов. Автопилот и БЦВМ (А21 и Б9) собраны на новейшей в то время элементной базе, и серьезно отличались от аналогичных решений комплекса «Базальт». Конструкторы сумели улучшить характеристики помехозащищенности радиолокационной головки самонаведения, создав улучшенный бортовой компьютер. Аппаратура системы автоматизированного управления и КПА были построены для комплекса «Вулкан» заново и сильно отличались от аналогичной аппаратуры комплекса «Базальт». СУ ПКР 3М-70 может работать как ракета комплекса «Базальт» при оснащении ее твердотопливным ускорителем от 4К-80 (П-500 Базальт).

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



При наведении ракеты был использован алгоритм выбора основной цели в группе кораблей. При старте ракета получала координаты цели и проходила основной участок траектории с отключенным радиолокационным визиром. На конечном участке траектории ракета снижалась к цели, и автоматически включался визир, с помощью которого проходило уточнение координат и захват цели. При этом бортовой аппаратурой проводился анализ размера целей, положение относительно заданных координат цели. Такой алгоритм обеспечивал ракете захват самой крупногабаритной цели в группе кораблей.

Для преодоления противоракетной и противовоздушной обороны противника, ракету обеспечили алгоритмами противозенитного маневрирования на малых высотах. При залповом пуске ракет, они при угрозе рассредотачивались по фронту и вновь собирались в группу на конечном участке траектории (перед тем как включался визир). Для радиоэлектронной борьбы в ракету установили станцию установки активных помех 4Б-89 «Шмель», она разработана отделом №25 института «Гранит», конструкторами Р.Ткачевым и Ю.Романовым. Приборный отсек полностью герметичен, для поддержки необходимого давления внутри отсека снабжен спецсистемой.

В конце 1987 года, согласно постановлению Совета Министров Советского Союза, начинаются работы по созданию ракет «Вулкан ЛК» с использованием лазерного высокоточного канала наведения. Это должно было привести к повышению точности попаданий ракет. Бортовую аппаратуру для новой ракеты разрабатывали под руководством главного конструктора В.Сенькова. Лазерный канал наведения создавали на ЦНИИ «Гранит», руководитель проекта С.Шаров. Лазерная система наведения могла распознавать надводные корабли по геометрическим параметрам, после чего выдавала коррекционные команды по траектории полета для поражения надводных кораблей в наиболее уязвимое место. Первые испытания новейшей системы проходили в городе-герое Севастополь, система отрабатывалась на проходящих надводных кораблях и с летающей лаборатории самолета Ил-18.

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



Испытательные пуски ракет с головкой самонаведения лазерного канала, в рамках создания ракет «Вулкан ЛК» должны были пройти ориентировочно в 1989 году. Бортовая аппаратура канала лазерного наведения находилась в канале воздухозаборника. Опытный образец ракеты успешно прошел наземные стендовые испытания. Пуски должны были состояться на том же полигоне близ поселка Ненокса. Планировалось осуществить от 5-ти до 9-ти пусков. Однако разработка новой ракеты и новой системы лазерного наведения была прекращена ориентировочно в 1988-89 годах. Известные данные новой системы наведения – луч имел приблизительный диаметр 10 метров, дальность обнаружения и распознавания составляла примерно 15 километров.

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



Ядерные испытания ракет
В ходе работ по созданию ракет для ПКРК «Вулкан» проводилась научно-исследовательская работа под названием «Радиация», в задачи которой входил анализ воздействия поражающих факторов ЯВ на ракеты, идущие к цели. Для данного анализа на Новой Земле провели в спецштольне подрыв ядерного заряда. Проведенный анализ выявил поражение большинства элементов бортовой аппаратуры нейтронным излучением на расстоянии 500 метров от эпицентра взрыва, при этом некоторые детали получили необратимые повреждения. В результате проведенного анализа, некоторые детали бортовой аппаратуры были заменены на более устойчивые к поражающим факторам ЯВ.

Основные характеристики:
- длина 11.7 метра;
- диаметр – 0.9 метра;
- крыло – 2.6 метра;
- вес с/без стартового двигателя – 9.3/5 тонны;
- дальность поражения до 700 километров;
- скорость полета мин/макс высота – 2/2.5 Маха;
- минимальная высота полета – 15 метров;
- время работы твердотопливного ускорителя – 12 секунд;
- маршевый двигатель – ТРД КР-17В;
- используемые боевые части: комбинированная БЧ (кумулятивная и фугасная), весом 500 килограмм, пробивает броню до 400 мм. Для уничтожения одного авианосца требуется три попадания ракет; ядерная БЧ, мощность 350 кт.

Известные носители:
- четыре ПЛАРК проекта 675МКВ. 8-мь ракет на одну ПЛАРК. Все подводные лодки к 1994 году сняты с вооружения;

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



Три РКР проекта 1164 «Анлант». 16 ракет в 8-ми спаренных ПУ на один ракетный крейсер;
- ГРКР «Варяг» (Червона Украина) встал в строй 16.11.1989 года с комплексом «Вулкан» на борту;

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



- ГРКР «Москва» в ходе модернизации получает ПКРК «Вулкан» вместо комплекса «Базальт»;

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



- РК «Украина» (Адмирал Лобов) имеет на борту ПУ комплекса «Вулкан». На данный момент он находится «входит в состав» ВМС Украины. За время существования государства Украины он так и не был достроен. Экипаж крейсера три раза формировался и распускался. Находится на пирсе николаевского судостроительного завода. Обходится Украине в 1 миллион долларов «простоя» ежегодно. В последнее время активизировались разговоры о возможной продаже Российской Федерации.

Ракетный противокорабельный комплекс Вулкан П-1000



Источники информации:
http://www.arms-expo.ru/049055051054124049050052054.html
http://military.tomsk.ru/blog/topic-390.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F-1000_%D0%92%D1%83%D0%BB%...
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=1...

 
Автор Роман Джерелейко

http://topwar.ru/15796-raketnyy-protivokorabelnyy-kompleks-v...

Картина дня

наверх