Космической академия стала благодаря огромной научной и образовательной работе, проводящейся в ее старых стенах. Здесь в сороковые - пятидесятые годы складывались научные школы, благодаря которым наша страна держала приоритет во многих видах космической деятельности.
После 1917 года здесь расположилась военно-техническая школа ВВС и военно-техническая школа летчиков, 27 марта 1941 года была сформирована Ленинградская военно-воздушная академия.
На кафедрах Академии уже тогда трудились выдающиеся ученые, внесшие большой вклад в развитие отечественной космонавтики, в развитие космической науки. Судьбоносным для академии стало заседание Ученого совета 10 сентября 1959 года, на котором было решено "выяснить, какие вопросы относятся к проблеме освоения космического пространства, что целесообразно излагать слушателям в настоящее время и в дальнейшем". Совет вынес решение об интенсивном проведении научных исследований по космическим проблемам и накоплении знаний, необходимых для формирования учебного процесса по космическим специальностям. Постепенно профиль академии менялся, и с 1981 года академия окончательно перешла на изучение космической техники.Интересно, что некоторое время название академии оставалось прежним, а вся космическая тематика была строго засекречена. Поэтому при доставке в загородный учебный центр академии в Лехтуси (см. "Теле-Спутник" №1, 1997) образцов ракет-носителей погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожной станции выполнялись по жесткому графику, на время пролета американских спутников-шпионов работы прекращались, ракеты-носители маскировались. Сейчас ситуация изменилась, излишняя секретность ушла в прошлое, а курсанты и офицеры гордо носят на рукаве и в петлицах эмблемы военно-космических сил.
В 1996 году офицеры-инженеры получали высшее военно-специальное образование по 35 специальностям на семи факультетах (конструкции ракет-носителей и космических аппаратов, систем управления и вычислительной техники, радиоэлектроники, инженерно-техническом, сбора и обработки информации, автоматизированных систем управления и связи, командном).
Ученый совет 1959 года ускорил процесс образования научных школ академии, на данный момент здесь сложилось 29 научных школ, занимающихся фундаментальными проблемами освоения космоса. Среди них научная школа по исследованию технологических и эксплуатационных характеристик конструкционных материалов, школа аэродинамики, школа по автономным системам управления летательными аппаратами, школа в области оптимальной фильтрации, школа по системам автономной астронавигации в космическом пространстве, школа по теории передачи информации, школа теории ракетных двигателей и другие.
В настоящее время в ВИКА активно трудятся 24 действительных члена различных академий, 14 заслуженных деятелей науки и техники, 7 заслуженных изобретателей РФ, более 60 профессоров, в том числе 29 почетных профессоров академии, около 300 доцентов и более 100 старших научных сотрудников. Среди сотрудников академии 73 доктора наук и 660 кандидатов наук. Ежегодно в академии защищается 4 - 6 докторских и до 50 кандидатских диссертаций по широкому кругу проблем в рамках существующих и создающихся научных школ.
Научная школа по преобразованию видов энергии проводит исследования в области энергетических систем КА, ее работы способствовали созданию уникальных отечественных ядерных энергетических установок, успешно использовавшихся в космосе. К примеру, ядерная энергетическая установка "Топаз-02" имеет мощность 5 кВт и ресурс 15000 часов при массе 800 кг и предназначена для обеспечения электроэнергией аппаратуры космического аппарата.
В академии в 1958 году впервые была высказана идея создания радионавигационных систем на основе искусственных спутников Земли. Впоследствии в рамках научной школы космической радионавигации была создана теория космической навигации на основе сетевых спутниковых систем, разработаны принципы их построения и функционирования, нашедшие применение при создании отечественных систем "Парус" и "Глонасс".
Научная школа статистической радиолокации занимается разработкой основ построения систем радио- и оптического видения. В числе достижений школы - обоснование, разработка и внедрение прецизионных радиолокационных систем, систем обзора земной поверхности, оптических локационных систем.
Школой неразрушающего контроля и испытаний материалов и строительных конструкций был разработан ряд приборов и методов, применяющихся, в частности, для исследования состояния космических стартов. Научная школа по средствам наблюдения и обработки изображений провела цикл исследований по научному обоснованию принципов построения и испытаний фотографических, телевизионных и инфракрасных систем наблюдения, методов и средств цифровой обработки получаемых изображений.
Академия им. Можайского является лучшим вузом МО РФ в области изобретательства и рационализации, дипломантом четырех международных авиационно-космических салонов. Привлечение курсантов и слушателей академии к научной работе принимает разные формы. Ежегодно в академии проводятся выставки научно-технического творчества курсантов; курсанты участвуют в конкурсах студенческих работ по космической тематике и в олимпиадах по программированию, радиотехнике, начертательной геометрии, математике; в академии развернута сеть конструкторских бюро курсантов и слушателей.
Заместитель начальника академии по учебной и научной работе, доктор технических наук генерал-майор В.Ф. Фатеев рассказал нам о научных направлениях, которые сейчас развиваются наиболее интенсивно. К ним относится информатика, а также теория и практика сверхмалых космических аппаратов. В академии начата опытная эксплуатация управленческой компьютерной сети, создан ряд локальных сетей на факультетах. В одну из таких сетей поступает метеорологическая информация, принимаемая с метеоспутников.
В академии в настоящее время проходит внедрение технологий, основанных на малокадровой космической цифровой видеотелефонной связи. Разработан и апробирован программно-аппаратный комплекс средств видеосвязи, который позволяет организовать двухстороннюю видеотелефонную связь с использованием разнообразных каналов передачи данных. Применение разработанных алгоритмов и методов помогает решить проблемы недостаточной пропускной способности канала, возникающие при использовании низкоскоростных или низкокачественных космических каналов связи. В основу методов положен принцип динамического неравномерного уплотнения видеоинформации, учитывающего пропускную способность канала связи и информационную активность речевого трафика. Испытания комплекса, проведенные на каналах космической связи с пропускной способностью до 9600 бит/с, показали приемлемое качество видеотелефонной связи.
Среди одиннадцати постоянно действующих научно-технических семинаров ("Защита информации в компьютерных системах", "Актуальные проблемы новых информационных технологий", "Проблемы создания и модернизации перспективных средств выведения" и др.) есть семинар "Проблемы создания сверхмалых КА и их систем управления", кроме того, у академии есть свой учебный научно-экспериментальный космический аппарат "Можаец" (см. фото), созданный на основе серийного КА производства НПО ПМ, скоро он должен быть выведен на орбиту.
В проектировании и изготовлении экспериментально-макетного образца "Можайца" принимало участие большое количество молодых офицеров и курсантов, значение полученных ими знаний и навыков очень велико. "Можаец" предназначен для обучения курсантов ВИКА методам управления КА и анализу телеметрической информации на штатных средствах учебного отдельного командно-измерительного комплекса (ОКИК) академии, т.е. и на орбите он будет выполнять учебные задачи. ОКИК, работающий по реальным КА, создан силами академии и успешно эксплуатируется в загородном учебном центре. Работы на нем выполняются курсантами старших курсов. Одновременно в академии создается наземный автоматизированный комплекс управления космическими аппаратами.
Другое назначение "Можайца" относится к области "большой науки", это проведение исследований по оценке влияния радиационных потоков на высотах 700 - 800 км на стойкость бортовых электронных приборов, изучение деградации электронных схем. В эксперименте будут испытываться на долговечность и безотказность микросхемы, размещенные на внешней поверхности "Можайца".
Сейчас в курсантских конструкторских бюро разрабатываются малые космические аппараты других применений, например, магнитометрический спутник, который предназначается для наблюдения за состоянием магнитного поля Земли с целью предсказания землетрясений.
ВИКА им. Можайского является стартовой площадкой и для космических полетов человека. Конечно, на территории академии нет и никогда не было мастерской, откуда инженер М.С. Лось приглашал "желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс", но здесь находится лунный посадочный модуль КА "Лунник-1" (советская лунная программа была свернута в начале 70-х годов), медицинский макет "Восхода", на котором проходили подготовку Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов, спускаемый аппарат КА "Союз-24". На всех образцах КА курсанты получают практические навыки работы. В планах академии - совместные с медиками работы по космической медицине, академия будет обеспечивать получение данных о состоянии здоровья космонавтов в реальном времени. Выпускник академии был командиром одного из экипажей, управлявших с Земли передвижениями "Лунохода". А преподаватель кадетского корпуса - "дедушки" академии - М.В. Ломоносов был уверен, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать". Сложных доказательств это утверждение не требует - достаточно лишь темной летней ночью посмотреть на небо и отыскать среди холодных мерцающих звезд маленький спутник, в котором сконцентрированы многолетние научные достижения, труд тысяч российских ученых.
Редакция благодарит коллектив ВИКА им. Можайского, В.Ф. Фатеева за предоставленные материалы.
М. Мирошников, журнал "Телеспутник", №3(17), Март 1997.