На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Академия имени Можайского - колыбель российской военной космической науки

Малый космический аппарат Можаец.

Космической академия стала благодаря огромной научной и образовательной работе, проводящейся в ее старых стенах. Здесь в сороковые - пятидесятые годы складывались научные школы, благодаря которым наша страна держала приоритет во многих видах космической деятельности.

После 1917 года здесь расположилась военно-техническая школа ВВС и военно-техническая школа летчиков, 27 марта 1941 года была сформирована Ленинградская военно-воздушная академия.

На кафедрах Академии уже тогда трудились выдающиеся ученые, внесшие большой вклад в развитие отечественной космонавтики, в развитие космической науки. Судьбоносным для академии стало заседание Ученого совета 10 сентября 1959 года, на котором было решено "выяснить, какие вопросы относятся к проблеме освоения космического пространства, что целесообразно излагать слушателям в настоящее время и в дальнейшем". Совет вынес решение об интенсивном проведении научных исследований по космическим проблемам и накоплении знаний, необходимых для формирования учебного процесса по космическим специальностям. Постепенно профиль академии менялся, и с 1981 года академия окончательно перешла на изучение космической техники.

В музее академии: кресло космонавта с космического корабля типа ВостокИнтересно, что некоторое время название академии оставалось прежним, а вся космическая тематика была строго засекречена. Поэтому при доставке в загородный учебный центр академии в Лехтуси (см. "Теле-Спутник" №1, 1997) образцов ракет-носителей погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожной станции выполнялись по жесткому графику, на время пролета американских спутников-шпионов работы прекращались, ракеты-носители маскировались. Сейчас ситуация изменилась, излишняя секретность ушла в прошлое, а курсанты и офицеры гордо носят на рукаве и в петлицах эмблемы военно-космических сил.

В 1996 году офицеры-инженеры получали высшее военно-специальное образование по 35 специальностям на семи факультетах (конструкции ракет-носителей и космических аппаратов, систем управления и вычислительной техники, радиоэлектроники, инженерно-техническом, сбора и обработки информации, автоматизированных систем управления и связи, командном).

Подполковник Светличный А.Н. проводит практические занятия с курсантами по бортовым системам лунного модуляУченый совет 1959 года ускорил процесс образования научных школ академии, на данный момент здесь сложилось 29 научных школ, занимающихся фундаментальными проблемами освоения космоса. Среди них научная школа по исследованию технологических и эксплуатационных характеристик конструкционных материалов, школа аэродинамики, школа по автономным системам управления летательными аппаратами, школа в области оптимальной фильтрации, школа по системам автономной астронавигации в космическом пространстве, школа по теории передачи информации, школа теории ракетных двигателей и другие.

В настоящее время в ВИКА активно трудятся 24 действительных члена различных академий, 14 заслуженных деятелей науки и техники, 7 заслуженных изобретателей РФ, более 60 профессоров, в том числе 29 почетных профессоров академии, около 300 доцентов и более 100 старших научных сотрудников. Среди сотрудников академии 73 доктора наук и 660 кандидатов наук. Ежегодно в академии защищается 4 - 6 докторских и до 50 кандидатских диссертаций по широкому кругу проблем в рамках существующих и создающихся научных школ.

Научная школа по преобразованию видов энергии проводит исследования в области энергетических систем КА, ее работы способствовали созданию уникальных отечественных ядерных энергетических установок, успешно использовавшихся в космосе. К примеру, ядерная энергетическая установка "Топаз-02" имеет мощность 5 кВт и ресурс 15000 часов при массе 800 кг и предназначена для обеспечения электроэнергией аппаратуры космического аппарата.

В академии в 1958 году впервые была высказана идея создания радионавигационных систем на основе искусственных спутников Земли. Впоследствии в рамках научной школы космической радионавигации была создана теория космической навигации на основе сетевых спутниковых систем, разработаны принципы их построения и функционирования, нашедшие применение при создании отечественных систем "Парус" и "Глонасс".

Научная школа статистической радиолокации занимается разработкой основ построения систем радио- и оптического видения. В числе достижений школы - обоснование, разработка и внедрение прецизионных радиолокационных систем, систем обзора земной поверхности, оптических локационных систем.

Школой неразрушающего контроля и испытаний материалов и строительных конструкций был разработан ряд приборов и методов, применяющихся, в частности, для исследования состояния космических стартов. Научная школа по средствам наблюдения и обработки изображений провела цикл исследований по научному обоснованию принципов построения и испытаний фотографических, телевизионных и инфракрасных систем наблюдения, методов и средств цифровой обработки получаемых изображений.

Академия им. Можайского является лучшим вузом МО РФ в области изобретательства и рационализации, дипломантом четырех международных авиационно-космических салонов. Привлечение курсантов и слушателей академии к научной работе принимает разные формы. Ежегодно в академии проводятся выставки научно-технического творчества курсантов; курсанты участвуют в конкурсах студенческих работ по космической тематике и в олимпиадах по программированию, радиотехнике, начертательной геометрии, математике; в академии развернута сеть конструкторских бюро курсантов и слушателей.

Заместитель начальника академии по учебной и научной работе, доктор технических наук генерал-майор В.Ф. Фатеев рассказал нам о научных направлениях, которые сейчас развиваются наиболее интенсивно. К ним относится информатика, а также теория и практика сверхмалых космических аппаратов. В академии начата опытная эксплуатация управленческой компьютерной сети, создан ряд локальных сетей на факультетах. В одну из таких сетей поступает метеорологическая информация, принимаемая с метеоспутников.

В академии в настоящее время проходит внедрение технологий, основанных на малокадровой космической цифровой видеотелефонной связи. Разработан и апробирован программно-аппаратный комплекс средств видеосвязи, который позволяет организовать двухстороннюю видеотелефонную связь с использованием разнообразных каналов передачи данных. Применение разработанных алгоритмов и методов помогает решить проблемы недостаточной пропускной способности канала, возникающие при использовании низкоскоростных или низкокачественных космических каналов связи. В основу методов положен принцип динамического неравномерного уплотнения видеоинформации, учитывающего пропускную способность канала связи и информационную активность речевого трафика. Испытания комплекса, проведенные на каналах космической связи с пропускной способностью до 9600 бит/с, показали приемлемое качество видеотелефонной связи.

Среди одиннадцати постоянно действующих научно-технических семинаров ("Защита информации в компьютерных системах", "Актуальные проблемы новых информационных технологий", "Проблемы создания и модернизации перспективных средств выведения" и др.) есть семинар "Проблемы создания сверхмалых КА и их систем управления", кроме того, у академии есть свой учебный научно-экспериментальный космический аппарат "Можаец" (см. фото), созданный на основе серийного КА производства НПО ПМ, скоро он должен быть выведен на орбиту.

В проектировании и изготовлении экспериментально-макетного образца "Можайца" принимало участие большое количество молодых офицеров и курсантов, значение полученных ими знаний и навыков очень велико. "Можаец" предназначен для обучения курсантов ВИКА методам управления КА и анализу телеметрической информации на штатных средствах учебного отдельного командно-измерительного комплекса (ОКИК) академии, т.е. и на орбите он будет выполнять учебные задачи. ОКИК, работающий по реальным КА, создан силами академии и успешно эксплуатируется в загородном учебном центре. Работы на нем выполняются курсантами старших курсов. Одновременно в академии создается наземный автоматизированный комплекс управления космическими аппаратами.

Другое назначение "Можайца" относится к области "большой науки", это проведение исследований по оценке влияния радиационных потоков на высотах 700 - 800 км на стойкость бортовых электронных приборов, изучение деградации электронных схем. В эксперименте будут испытываться на долговечность и безотказность микросхемы, размещенные на внешней поверхности "Можайца".

Сейчас в курсантских конструкторских бюро разрабатываются малые космические аппараты других применений, например, магнитометрический спутник, который предназначается для наблюдения за состоянием магнитного поля Земли с целью предсказания землетрясений.

ВИКА им. Можайского является стартовой площадкой и для космических полетов человека. Конечно, на территории академии нет и никогда не было мастерской, откуда инженер М.С. Лось приглашал "желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс", но здесь находится лунный посадочный модуль КА "Лунник-1" (советская лунная программа была свернута в начале 70-х годов), медицинский макет "Восхода", на котором проходили подготовку Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов, спускаемый аппарат КА "Союз-24". На всех образцах КА курсанты получают практические навыки работы. В планах академии - совместные с медиками работы по космической медицине, академия будет обеспечивать получение данных о состоянии здоровья космонавтов в реальном времени. Выпускник академии был командиром одного из экипажей, управлявших с Земли передвижениями "Лунохода". А преподаватель кадетского корпуса - "дедушки" академии - М.В. Ломоносов был уверен, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать". Сложных доказательств это утверждение не требует - достаточно лишь темной летней ночью посмотреть на небо и отыскать среди холодных мерцающих звезд маленький спутник, в котором сконцентрированы многолетние научные достижения, труд тысяч российских ученых.

Редакция благодарит коллектив ВИКА им. Можайского, В.Ф. Фатеева за предоставленные материалы.

М. Мирошников, журнал "Телеспутник", №3(17), Март 1997.

http://mozhayka.org/university/telesputnik/

Картина дня

наверх