Э. Ганор
38 лет назад, 5 июня, началась Шестидневная война - война, которая изменила Израиль и весь Ближний Восток. Об этой войне, в которую наша страна была втянута помимо своей воли, сказано и написано много. Для евреев это была в полном смысле слова борьба за существование: арабские соседи не скрывали своей цели - уничтожить еврейское государство, стереть его с лица земли.
Против Израиля выступили Египет, Сирия и Иордания. Их поддерживал Ирак, они обладали мощным арсеналом оружия, главным образом советского производства (у иорданцев было также британское и американское). В наступление были брошены около 1000 египетских, 400 иорданских и 300 сирийских танков. Израиль мог противопоставить этой армаде всего 700 танков на Южном фронте, примерно 100 танков - на Восточном и 220 - на Северном фронте, то есть меньше 1000 боевых машин против 1700 танков противника. С артиллерией дело обстояло и того хуже. У Израиля было всего 320 орудий на юге, где развернулись сражения против египтян, примерно 270 орудий на Восточном фронте, откуда наступали иорданцы, и 110 - на севере, где наши подразделения противостояли сирийцам. То есть, в общей сложности, около 700 орудий. Египтяне выставили против нас примерно 800 артиллерийских орудий, Иордания, поддерживаемая Ираком, - 190, сирийцы - свыше 260 орудий. Соотношение боевых самолетов тоже не вдохновляло: 340 наших против примерно 750 вражеских. О том, что сухопутные войска арабских стран превосходили по численности и мощи наши силы, говорить излишне. Только живые силы противника были впятеро больше наших. Зная об этом, еще до начала боевых действий, израильтяне были не на шутку напуганы. Опасения по поводу возможности "второй Катастрофы" были в большой степени оправданы, тем более что арабские страны открыто говорили о намерении уничтожить Израиль.
Все перечисленные факты, надеюсь, дают исчерпывающее объяснение тому, почему победу Израиля в Шестидневной войне называют героической. Причем определение это исходит не от израильских историков, а от их коллег во всем мире. Мире, для которого наша победа явилась полной неожиданностью. Еще бы: всего за шесть дней маленький Израиль сумел не только отразить натиск превосходящих сил противника, но и расширить свои границы, заполучив под свой контроль весь Синайский полуостров, включая сектор Газы, Иудею и Самарию до реки Иордан и Голанские высоты. Более того, ЦАХАЛ наголову разбил три - нет, даже четыре, с учетом иракских подразделений - арабские армии.
Нашу победу в Шестидневной войне во многом обусловили ВВС Израиля. Уже в первые часы войны израильские самолеты фактически уничтожили вражескую авиацию. Это было знаменитое превентивное наступление, которое вошло в историю мировой военной науки как одна из самых блестящих операций всех времен и народов. В течение целого дня 5 июня израильская авиация бомбила арабские аэродромы - сначала египетские, а потом сирийские и иорданские. За один день было уничтожено 400 вражеских самолетов, а те, что успели подняться в воздух, были сбиты в воздушных боях, ВВС в то время командовал генерал Моти Ход.
Он и офицеры его штаба предполагали уложить операцию по уничтожению авиации противника в шесть часов.
В генштабе ЦАХАЛа сочли такое предположение безумным: по их мнению, только на то, чтобы нейтрализовать авиацию Египта, самую мощную и многочисленную, должно уйти несколько дней. Очень скоро в генштабе убедились в том, что Ход все рассчитал правильно. Победный исход операции израильских ВВС явился результатом многолетней тщательной подготовки, к чему приложил немало сил недавно скончавшийся Эзер Вайцман. Вайцман был шестым по счету командующим ВВС Израиля, это именно его сменил Моти Ход и именно ему принадлежит заслуга разработки превентивной воздушной операции. Операция эта - ей дали название "Мокед" - разрабатывалась на протяжении нескольких лет и базировалась на данных нашей разведки, которая изучила вражеские ВВС чуть ли не на молекулярном уровне. Нам было известно не только расположение военно-воздушных баз и аэродромов в Египте, Сирии, Иордании, не только количество боевых машин, но и личный состав ВВС поименно, от командующих до техников, занимавшихся смазкой деталей самолетов.
Это был дерзкий и весьма рискованный план - поднять в воздух все имеющиеся на вооружении Израиля самолеты, оставив лишь десяток истребителей "мираж" для защиты воздушного пространства Израиля, но он сработал! Решение о нанесении превентивного удара правительство Израиля приняло ранним утром 5 июня, после долгих и мучительных раздумий. В 6:00 в штабе ВВС, расположенном в тель-авивском комплексе "Кирия", собралось командование ЦАХАЛа во главе с начальником генштаба Ицхаком Рабином.
Присутствовал, разумеется, и Моти Ход. К тому времени пилоты и штурманы уже заняли свои места в самолетах, полностью готовых к вылету и ожидавших только отмашки на старт. Сигнал поступил в 7:14, и в воздух поднялись 183 машины, которым предстояло осуществить первую атаку. Самолеты стартовали один за другим с разницей в полторы минуты - очень малый интервал. Нам было крайне важно использовать фактор внезапности, поэтому все происходило в полнейшей тишине, если не считать рева моторов, заглушить который не представлялось возможным. Пилотам было категорически запрещено переговариваться по аппаратам связи, чтобы их не уловила вражеская прослушка. Лететь надлежало над морем на высоте всего 35 метров, где радары не могли засечь самолеты.
Все 183 экипажа выполнили задание с точностью швейцарских часов. В 7:45 каждый из них достиг заданной цели. Этот час был выбран не случайно: по данным разведки, с первым лучом зари, около 6 утра, египетские самолеты отправлялись в патрульный полет, чтобы предупредить возможную израильскую атаку, а к 7 они заходили на посадку, и командование расслаблялось, полагая, что при свете дня Израиль атаковать с воздуха не станет - есть риск нарваться на зенитный огонь. Кроме того, к половине восьмого утра на авиабазы прибывало командование в полном составе. И когда на головы египтян посыпались бомбы, для них это стало полной неожиданностью.
Наши бомбили точно заданные объекты: помимо собственно самолетов, заправочные пункты, штабные здания. В считанные минуты на всех базах ВВС Египта, включая те, что находились на значительном удалении от границы, были уничтожены 204 самолета. Наши машины, избавившись от бомбового груза, одна за другой вернулись к месту базирования, и в воздух поднялась новая группа, взявшая курс на 16 египетских аэродромов. Еще одна группа машин получила задание бомбить сирийские и иорданские базы и аэродромы. Возвратившись целыми и невредимыми, пилоты отрапортовали об уничтожении еще 107 самолетов противника.
В 12:00 сирийцы и иорданцы, толком не оправившись от шока, предприняли первую воздушную атаку северных районов Израиля. Удары носили беспорядочный характер и, к счастью, почти не привели к разрушениям и жертвам. Наши же ВВС как раз в это время предприняли третью атаку, полностью уничтожив ВВС Иордании и половину боевого воздушного флота Сирии. Уничтожены были и десять иракских самолетов. А к вечеру очередной атаке подверглись египетские авиабазы.
Итог операции был поистине невиданным: за неполные сутки израильские ВВС уничтожили примерно 70 процентов воздушных сил противника! Дальнейшей задачей израильских ВВС была поддержка с воздуха сухопутных войск, с чем они прекрасно справились.
Эта история была бы неполной без рассказа о том, как наши самолеты потопили американское разведывательное судно "Либерти" у побережья эль-Ариш. В результат воздушной атаки погибли 34 моряка, еще 172 человека получили ранения. Израиль заявил, что атака была ошибочной, однако США не пожелали принять эту версию и потребовали компенсации. Многое в истории с "Либерти" не ясно и по сей день. Вполне можно предположить, что израильтяне потопили судно из предосторожности - все-таки разведчик. Но возможно, это действительно была одна из тех трагических ошибок, каких немало на войне. Тем более что как раз в то время и в том же районе находилась советская подлодка К-172 - возможно, именно она была целью атаки, а "Либерти" стал случайной жертвой. Так или иначе, но инцидент вызвал серьезные осложнения во взаимоотношениях с американцами.
http://piratyy.h14.ru/artikle/vvs.html
Взгляд с противоположной стороны (СССР)
Начало "шестидневной" войны.
В 7.10 5 июня 1967 года части израильских войск под командованием генералов Таля, Иоффе и Шарона вторглась на территорию Египта, Сирии и Иордании, нанеся превентивный удар по арабским армиям. В 8.45 и 9.30 самолеты первой и второй волны обрушили израильские бомбы на 25 египетских аэродромов и военную базу "Каира-вест". Было полностью уничтожено 360 арабских самолетов на земле и тем самым обеспечено полное господство израильских ВВС в воздухе.
Вот что вспоминает непосредственный очевидец этих событий, тогдашний военный атташе при посольстве СССР в Египте С. Тарасенко: «Практически через час мы уже знали, что происходит. В посольство прибыла группа советских специалистов, работавших на крупнейшей египетской базе «Кайро-Уэст». Их внешний вид — порванная и грязная одежда, осунувшиеся лица — говорил сам за себя. На вопрос, что случилось, старший офицер коротко бросил: «У Египта больше нет ВВС, базы «Кайро-Уэст» тоже нет». Нашим ребятам повезло, они как раз подъезжали к базе, когда накатилась первая волна израильских «Миражей». Люди успели выскочить из автобуса и залечь в прилегающих к дороге канавах... После первого налета на базе уцелело с десяток самолетов и их можно было поднять в воздух с рулежных дорожек, но этого не было сделано. Вторым налетом дело было довершено».
Эта операция "Фокус" готовилась заранее, причем с американской помощью. С 1965г. была введена в действие директива о ежедневной схеме полетов, в соответствии с которой каждый день в 7.00 по египетскому времени 40 самолетов уходили в Средиземное море, резко снижались и садились на аэродроме в пустыне Негоев.
Видимо тогда уже Генеральный штаб ЦАХАЛа и разработал план превентивного удара. Для его исполнения и потребовалась дезинформационная уловка о схеме полетов в сторону моря группы самолетов. Это делалось для достижения внезапности нападения и привыкания египетской ПВО к графику полетов израильтян. С февраля 1967г. ЦРУ начало передавать ЦАХАЛу космические и воздушные снимки базирования арабских сил авиации, флота, оборонительных позиций и рубежей на Синае.
Самая полная и свежая информация о египетских ВВС, в том числе фотоснимки аэродромов и других военных объектов, сделанные из космоса, были переданы США Израилю по состоянию на 3 июня 1967 года. В этот же день, 3 июня 1967 года, израильский кабинет министров принял решение о начале войны. Более того администрация США хорошо знала планы израильского Генштаба!
Подтверждением тому служат опубликованные в последнее время воспоминания одного из участников секретной встречи главы "Моссада" Меира Амера с директором ЦРУ Р. Хелмсом и министром обороны США Робертом С. Макнамарой 3 июня 1967г. в 7 часов утра. О результатах встречи М. Амер доложил 4 июня на встрече в узком кругу министров, собравшихся в доме премьера Леви Эшкола. Зная о войне за два дня до ее начала, американские специалисты, готовившие к передаче в иорданские ВВС несколько десятков новейших истребителей F-104 "Старфайтер" на аэродроме в Мафраке, без информирования фактических владельцев перегнали самолеты (сославшись потом на технические проблемы) в Турцию на натовскую авиабазу Инжерлик.
В день начала военных действий Советское правительство выступило с Заявлением, в котором квалифицировало действия Израиля как агрессию, решительно его осудило и потребовало прекратить боевые действия. Помимо этого Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин направил письмо Премьер-министру Израиля Леви Эшкола: «Господин Премьер-Министр, Советское правительство выражает свое решительное осуждение вероломного нападения Израиля на соседнее арабское государство – Объединенную Арабскую Республику.
Этот авантюрный акт является прямым и открытым нарушением Устава и принципов Организации Объединенных Наций. Совершенное нападение со всей очевидностью показало всю сущность политики правящих кругов Израиля, которые готовы во имя своих узких интересов играть судьбами мира. Предпринятая Израилем агрессия не имеет ничего общего с провозглашаемой в вашей стране борьбой за существование государства Израиль. Будущее Израиля, как и будущее других народов, неразрывно связано с миром. Правительство Израиля знало, что конфликта можно было бы избежать. Возлагая ответственность на Правительство Израиля за совершенное вооруженное нападение на Объединенную Арабскую Республику, Советское правительство настаивает на немедленном прекращении огня и выводе войск с территории соседних арабских государств.
Если Израильское правительство не внемлет голосу разума и не остановит кровопролитие, то оно возмет на себя ответственность за происходящее и его возможные последствия.»