13 Января 2013 года исполнилось 80 лет со дня образования одного из самых известных отечественных авиационных комплексов - ОКБ им. Ильюшина. И вот уже совсем скоро ( 30 марта ) ильюшинцы будут отмечать ещё один юбилей - 120 лет со дня рождения Сергея Владимировича Ильюшина. Накануне этой важной, не только для сотрудников, но и для всех любителей отечественной авиации, даты, нам удалось посетить и поближе познакомиться с экспонатами музея истории авиационного комплекса им С.
В. Ильюшина, который находится в Москве на Ходынке ...
... Меня часто спрашивают, почему наши самолеты сохраняют марку «Ил». Отвечу:
У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы.
Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции,
заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. «Ил» — обязывает. Не случайно
наши сотрудники говорят: «Мы — ильюшинцы!»
Г. В. Новожилов
1.
Первое, что встречаешь на территории авиационного комплекса - памятник Сергею Владимировичу Ильюшину, под руководством которого конструкторское бюро стало одним из ведущих предприятий в СССР и России, занятых в создании сложной авиационной техники ...
2.
Рядом с проходной на постаменте установлен настоящий Ил-2!
В 70-х годах новгородские спортсмены-авиаторы, которыми руководил бывший фронтовик лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, Игорь Александрович Каберов, летая в районе Крестцев, где на аэродроме в годы войны базировались штурмовики, видели на обширном болоте Невий Мох два самолёта ИЛ-2, лежащие там с военного времени. Обе машины при помощи вертолётов Ми-6 и Ми-10К были перевезены с болота на близлежащий аэродром, и затем уже в разобранном виде доставлены на реставрацию в Москву в ОКБ. Один из Илов занял место на постаменте, а воторой было решено восстановить до лётного состояния. Владимир Константинович Коккинаки принимал непосредственное участие в этих событиях ...
Мемориальная табличка рассказывает об истории одной из двух восстановленных машин ...
3.
История второго самолета Ил-2, найденного на болоте "Нивий мох", очень схожа с историей первого. Этот самолет (№ 301060) изготовлен на том же заводе № 30. Самолет входил в состав 71-го штурмового авиаполка 3-й гвардейской авиадивизии 6-й воздушной армии. Летал на нем гвардии сержант М. А. Федотов. Задание на восстановление второго штурмовика, федотовского, значительно отличалось от первого. Из самолетных агрегатов особо повышенные требования были предъявлены к шасси и управлению самолетом. А новая винтомоторная установка второго "ила" получилась точь-в-точь как настоящая. Группа ветеранов и партийная организация завода, некогда изготовлявшего моторы для "илов", дружно взялись за восстановление сердца самолета. Старейшие специалисты-мотористы М. Г. Селиверстов, Б. С. Антонов и другие проявили находчивость и быстро оживили мотор. В отличие от прочих самолетных частей и деталей, мотор АМ-38 штурмовика сохранился неплохо. Большинство его узлов и агрегатов после переборки и чистки были признаны годными. Только некоторые элементы из наружной "обвязки" мотора потребовали замены. Их нашли в музее ВВС. Вскоре АМ-38 занял место на испытательном стенде. Немного покапризничав, он все же заработал. Наступил торжественный день, когда механик Хромов вместе с Михайловым, Гольским и другими специалистами, закончив подготовку самолета к рулежке, пригласили на аэродром летчика. Заслуженный летчик-испытатель СССР, бывший летчик-штурмовик Кузнецов занял место в кабине восстановленного самолета. Прозвучала забытая команда "От винта", ответ - "Есть, от винта", и воздушный винт штурмовика Ил-2 № 301060 начал медленно вращаться. Мотор несколько раз оглушительно чихнул, выбрасывая из выхлопных патрубков клубы дыма, дал очередь вспышек и наконец стал набирать обороты ... Прогрев мотор, летчик скомандовал "Убрать колодки", плавно увеличил обороты, и самолет тронулся с места, провожаемый овацией присутствующих - участников редчайшей операции по оживлению заслуженного боевого самолета. Вырулив на асфальтированную полосу аэродрома, "Ил" развернулся и побежал по полосе, да так быстро, что некоторым показалось, будто он взлетел... Таким стремительным, как прежде, и увидели его многие люди на экранах своих телевизоров 24 января 1980 года в передаче "Время"...
Как только Ил-2 № 301060 "ожил", его пригласили па главную роль сразу в двух кинокартинах. А после съемок в Воронеже и Прибалтике, в канун Дня Воздушного Флота, 15 августа 1980 года, этот уникальный самолет передали на вечное хранение в музей ВВС в Монино. На митинге заслуженный летчик-испытатель СССР, к тому времени дважды Герой Советского Союза, В. К. Коккинаки вручил формуляр самолета начальнику музея генерал-лейтенанту авиации С. Я. Федорову ... (источник)
5.
А теперь переместимся непосредственно в помещения музея. Он был создан в 1979 году на основе мемориального кабинета академика С.В. Ильюшина на территории ОКБ им Ильюшина в Москве. Экспозиционная площадь составляет 210 кв. метров и включает в себя пять экспозиционных залов.
В этот день нам очень повезло, экскурсию по музею для нас провёл человек-легенда, бессменный фотограф ОКБ Ильюшина - Николай Васильевич Нилов!
Об этом удивительном человеке я сделаю отдельный пост немного позже.
6.
13 января 1933 года на основании приказа № 411 Заместителя наркома тяжелой промышленности СССР и начальника Главного управления авиационной промышленности тов. П.И. Баранова об организации на заводе № 39 им. В.Р. Менжинского было образовано конструкторское бюро опытного самолетостроения легких самолетов и войсковых серий для организации замкнутого цикла проектирования и производства самолетов. Сергей Владимирович был освобожден от обязанностей Заместителя начальника ЦАГИ и назначен Зам. директора и начальником КБ опытного самолетостроения на заводе № 39. Творчество созданного ОКБ развивалось по трем основным направлениям: создание бомбардировщиков, штурмовиков и пассажирских самолетов ...
Над своим первым самолетом бомбардировщиком ЦКБ-26 Ильюшин начал работать с бригадой конструкторов, состоявшей всего из семи специалистов. Они стали первыми в коллективе энтузиастов-единомышленников, создаваемом Сергеем Владимировичем, что, как он считал, было труднее, чем построить самый сложный самолет. В мае 1934 года численность бригады возросла до 54 человек ...
7.
С учетом результатов испытаний первой опытной машины С.В. Ильюшину было предложено в кратчайшие сроки выпустить второй опытный самолет ЦКБ-30 цельнометаллической конструкции. Летные испытания ЦКБ-30 были начаты весной 1936 года, а в августе того же года самолет был принят на вооружение ВВС под обозначением ДБ-3 и запущен в серию на авиационных заводах в Москве, Воронеже и Комсомольске-на-Амуре...
8.
Ильюшин продолжал работать над совершенствованием самолета ДБ-3. В мае 1939 года В.К. Коккинаки поднимает в воздух, модифицированный ДБ-3Ф с улучшенной аэродинамикой, более мощными двигателями, скоростью полета, возросшей до 445 км/ч и дальностью с бомбовым грузом 1000 кг, равной 3500 км ...
9.
В труднейших условиях эвакуации работы в недостроенных, а порой и необогреваемых производственных помещениях, неустроенности быта работники серийных заводов своим героическим самоотверженным трудом строили ДБ-3Ф, которым в марте 1942 года было присвоено обозначение Ил-4. Эта машина становится основным типом бомбардировщика и торпедоносца Великой Отечественной войны ...
10.
В январе 1938 года Ильюшин обращается в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного (летчик и летчик наблюдатель - стрелок оборонительного пулемета) бронированного штурмовика — «летающего танка», который по своей боевой эффективности превосходил легкие бомбардировщики и разведчики ...
11.
Опытный самолет ЦКБ-55 с мотором АМ-35 А.А. Микулина совершил первый полет 2 октября 1939 года под управлением Владимира Коккинаки ( Владимир Константинович Коккинаки - летчик-испытатель ОКБ Ильюшина, испытал более 70 типов самолетов марки Ил. Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-37 гг. – 7 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете ЦКБ-26; в 1958-60 гг. – 13 рекордов скорости и грузоподъемности на самолете Ил-18).
Из-за недооценки некоторыми специалистами летных и боевых характеристик самолета его запуск в серийное производство затянулся. 1 марта 1941 года первый серийный Ил-2 поступил на заводскую летно-испытательную станцию. К началу Великой Отечественной войны было построено 249 штурмовиков Ил-2.
12.
Осенью 1941 года из-за эвакуации серийных заводов на восток производство Ил-2 резко сократилось. В тяжелейших условиях самолетостроители налаживали выпуск штурмовиков на новых местах, люди работали в неотапливаемых помещениях, порой под открытым небом. Но шла битва за Москву, и фронту как никогда прежде, были нужны самолеты Ил-2. И после исторической телеграммы Сталина о немедленном увеличении выпуска этих нужных фронту штурмовиков, Ил-2 стали поступать во фронтовые части во все возрастающем количестве. К началу Курской битвы каждый месяц на фронт поступало по 1000 с лишним самолетов Ил-2. За время войны их было выпущено свыше 36000...
13. (на фото ниже - действующая диорама с атакующими штурмовиками, созданная силами сотрудников музея)
Николай Васильевич показывает личный кабинет генерального. За письменном столом Ильюшина на стене в рамках как раз те две телеграммы Сталина, отправленные им директорам заводов ...
14.
Подлинная обстановка последнего рабочего кабинета Сергея Владимировича ...
15.
16.
Сергей Владимирович Ильюшин родился 18 марта (по старому стилю) 1894 года в многодетной крестьянской семье, в деревне Дилялево Вологодской губернии. Его детство было обычным для крестьянских детей того времени. В пятнадцать лет, как и многие другие его земляки, Сергей Ильюшин был вынужден уйти из родной деревни на заработки. Землекоп, затем солдат аграрной команды, помощник моториста и, наконец, авиационный моторист – таковы первые шаги Сергея Владимировича в авиации. Моторист Ильюшин добивается весьма непростого в то время направления на обучение летному делу и летом 1917 года сдает экзамен на звание пилота-авиатора при школе Всероссийского аэроклуба ...
В деревне Диляево сохранился дом Сергея Владимировича, принадлежащий семье авиаконструктора, построенный в 50-х годах XX века. В нём С. В. Ильюшин жил во время летних отпусков в 1950—70-х годах...
17.
Вологодские земли очень многое значили для Сергея Владимировича, и поэтому не случайно до сих пор московский музей поддерживает тесные контакты с музеем Ильюшина на Вологодчине ...
18.
С октября 1941 года по апрель 1942 года работа ОКБ проходила в эвакуации в Куйбышеве (Самара) на авиационном заводе №18. По возвращении в Москву ОКБ и опытное производство разместились на ул. Красноармейская, д.17, на территории завода № 240 НКАП. 21 апреля 1942 года Приказом №304 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина Сергей Владимирович Ильюшин был назначен директором и Главным конструктором завода № 240 НКАП ...
19.
В 1943 году, задолго до Победы, понимая, что после войны стране потребуется гражданский пассажирский самолет лучше, чем ЛИ-2 (ДС-3), Ильюшин начинает работу по самолету Ил-12 ...
20.
На основе опыта эксплуатации самолетов Ил-12 в 1950 году был создан пассажирский самолет Ил-14 с более высокими летно-техническими характеристиками. Самолет строился в 14 вариантах и выпускался серийно не только в Советском Союзе, но и в ЧССР и ГДР. Массовая и длительная эксплуатация Ил-14, широкое использование его научными экспедициями при работах на Северном и Южном полюсах, эксплуатация его в различных климатических условиях подтвердила достоинства его конструкции, высокие летные и технико-экономические качества ...
21. (кликабельно)
В 1946 году в ОКБ в ходе работ по пассажирским самолетам создается самолет Ил-18 с поршневыми двигателями для перевозки 66 пассажиров, но он не был запущен в серию ...
22.
После появления отечественных турбовинтовых двигателей С.В. Ильюшин поставил задачу создать массовый пассажирский самолет, позволивший обеспечить цену билета на полет не дороже проезда в купированном вагоне железной дороги и в 1956 году развернул работы по созданию 4-двигательного, турбовинтового пассажирского самолета. Ил-18, в первый полет с Центрального аэродрома г. Москвы его поднял В.К. Коккинаки 4 июля 1957 года. В серийном производстве он находился в 1957—1970 годах. Эксплуатация самолета на линиях Аэрофлота с компоновкой на 75, а позднее на 100 пассажиров началась в апреле 1959 года. На базе Ил-18 было создано несколько вариантов самолетов специального назначения. Свыше 120 самолетов было поставлено в 16 стран мира ...
23.
17 декабря 1956 года Совет Министров СССР принял Постановление о присвоении С.В.Ильюшину звания Генерального конструктора с возложением на него обязанностей ответственного руководителя завода № 240 МАП.
В середине шестидесятых годов на воздушные линии страны начали поступать турбореактивные самолеты второго поколения, которые отличались от предыдущих машин большей скоростью и повышенным комфортом для пассажиров. Представителем этого поколения самолетов стал самолет Ил-62 с двигателями НК8-4 генерального конструктора Н.Д. Кузнецова...
24.
В 1974 году на линии вышел Ил-62М. На нем были установлены более совершенные двигатели Д30КУ генерального конструктора П.А. Соловьева и впервые, как топливный бак использовали киль. Дальность полета была увеличена на 1000 км.
3 января 2013 года ильюшинцы отметили еще один знаменательный юбилей - 50 лет, как Ил-62 впервые поднял в воздух летчик-испытатель,к тому времени уже дважды Герой Советского Союза, Владимир Коккинаки. Без преувеличения можно сказать: этот самолет, который создавался под непосредственным руководством Ильюшина, стал настоящей вехой в истории отечественного авиастроения ...
25.
30 апреля 1966 года Приказом № 175 Министерства авиационной промышленности СССР утверждено открытое наименование опытного завода — Московский машиностроительный завод «Стрела».
В июле 1970 года, по рекомендации С.В. Ильюшина, Распоряжением Совета Министров СССР Генеральным конструктором — ответственным руководителем предприятия был назначен его ученик Генрих Васильевич Новожилов. Он начал работу в ОКБ в 1948 году и прошел путь от инженера-конструктора, заместителя Главного конструктора по самолету Ил-18 и эксплуатации до первого заместителя Генерального конструктора по самолету Ил-62...
26. (На фото ниже: Генрих Васильевич вручает награду Владимиру Константиновичу Коккинаки )
Под руководством Г.В. Новожилова был создан самый распространенный самолет военно-транспортной и гражданской авиации — реактивный Ил-76 с двигателями Д30-КП, который впервые поднял в воздух Э.И. Кузнецов 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе г. Москвы. На вооружение в ВВС самолет был принят в 1974 году.
27.
В конструкции Ил-76 была впервые в мире реализована концепция базирования тяжелого реактивного транспортного самолета как на бетонированных, так и на грунтовых аэродромах ограниченных размеров. На этом самолете было установлено 27 мировых рекордов грузоподъемности и скорости полета. Продолжая работу по совершенствованию Ил-76, коллектив предприятия разработал и запустил в серийное производство самолеты Ил-76М, Ил-76Т, Ил-76МД, Ил-76ТД. Особое место в работе Авиакомплекса занимает создание топливозаправщика Ил-78 для Дальней авиации ВВС, а также самолетов для тренировки космонавтов в невесомости, тушения пожаров и других модификаций ...
28.
В 70-е годы ильюшинцы успешно справились с задачей создания и сертификации первого в нашей стране широкофюзеляжного самолета Ил-86 рассчитанного на 350 пассажиров. Первый взлет этого самолета с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе (Ходынка) состоялся 22 декабря 1976 года, командиром был заслуженный лётчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк ...
29.
Особенность школы С.В.Ильюшина было создание самолетов специального назначения, сыгравших незаменимую роль в Военно-воздушных силах страны. Прежде всего, это противолодочный самолет Ил-38, специальный самолет-разведчик Ил-20, самолет-заправщик Ил-78 и многие другие. Одним из таких самолётов стал и самолёт Ил-80 (Ил-86ВКП, в некоторых источниках самолет обозначается как Ил-87) созданный в 1992 году для обеспечения оперативного управления в стратегическом звене на базе самолета Ил-86 ...
30.
В первой половине 70-х годов одновременно с созданием первого отечественного широкофюзеляжного самолета большой пассажировместимости — Ил-86 Новожилов Г.В. начал проектно-исследовательские работы по широкофюзеляжному дальнему магистральному пассажирскому самолету. Первоначально предполагалось, что новая машина будет являться дальнейшей модификацией самолета Ил-86, но постоянно растущие требования по снижению себестоимости пассажиро-километра, увеличению полезной нагрузки и пассажировместимости при одновременном увеличении дальности полета и сокращении расхода топлива привели к созданию принципиально нового самолета Ил-96-300.
28 сентября 1988 года самолет Ил-96-300, бортовой № СССР-96000, пилотируемый экипажем Близнюка, произвел взлет с Центрального аэродрома имени Фрунзе в Москве. Пассажирские перевозки «Аэрофлот» рейсом Москва — Нью-Йорк начал 14 июля 1993 года ...
31.
Самолет Ил-96М стал дальнейшим развитием самолета Ил-96-300, предназначен для перевозки пассажиров, багажа и груза на дальних маршрутах с большими грузопотоками. Постройка первого опытного самолета Ил-96МО, была завершена в марте 1993 года на заводе ОКБ в Москве ...
32.
В апреле 1993 года с Центрального аэродрома г. Москвы произвёл взлёт российско-американский самолет Ил-96МО — модификация Ил-96-300. Фюзеляж был удлинен на 9,3 м, установлены американские двигатели фирмы «Пратт энд Уитни» и пилотажно-навигационный комплекс «Коллинз». Взлетный вес был увеличен до 270 тонн, а дальность полета составила 12000 км ...
33.
На основе результатов оценки перспектив развития различных классов пассажирских самолетов и обобщения более чем тридцатилетнего опыта эксплуатации различных вариантов самолета Ил-14, Опытное конструкторское бюро имени С.В. Ильюшина в начале 80-х годов, несмотря на большую загрузку, еще до окончания работ по самолету Ил-96-300, параллельно начало работы по созданию самолета местных воздушных линий Ил-114 ...
34.
В 2006 году началась работа по запуску в серийное производство на Ульяновском заводе «Авиастар» модификации самолета Ил-76, ранее выпускавшемся заводом ТАПОиЧ в Ташкенте ...
35.
В сентябре 2012 года начаты летные испытания самолета Ил-76МД-90А (проект Ил-476). На самолете установлены двигатели ПС-90А-76, новое по технологии изготовления крыло, «стеклянная» кабина экипажа, увеличена десантная нагрузка. Для военно-морской авиации Индии с начала 2000-х годов проводится модернизация противолодочных самолетов Ил-38. Аналогичные работы ведутся и для самолетов России ...
36.
Вопросов у нас было много, да и не могло быть иначе, ведь за 80 лет работы конструкторским бюро разработано более 200 и создано более 120 типов самолетов разных модификаций. За всю историю существования КБ «Ильюшин» на серийных заводах было выпущено более 60 тыс самолетов марки «Ил». Рассказать обо всех этих разработках просто невозможно в рамках одного посещения музея и тем более в одном рассказе ...
37.
С 2005 года Виктор Владимирович Ливанов, выпускник МАТИ, начавший на заводе путь технологом сборочного цеха, возглавил Авиакомплекс в должности Генерального директора – Генерального конструктора.
ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», несмотря на имеющиеся трудности последних десятилетий, продолжает разработки по созданию новой авиационной техники и модернизации существующей. В настоящее время ОАО «Ил» входит в состав ОАО «ОАК», специализируется на создании транспортной и специальной авиации ...
38.
И в завершении рассказа - несколько интересных фактов из жизни КБ Ильюшина, рассказанные Генрихом Новожиловым :
- Каждый год с 1 июля конструкторское бюро разом уходило в отпуск. Все вместе. Оставляли только дежурных. Сергей Владимирович считал: люди настолько связаны в работе, что, если кто-то отсутствует, это плохо сказывается и на производительности коллектива. Инженерам и рабочим предоставляли путевки на юг, а возили их к морю заводскими самолетами. Я эту традицию сохранил. Она была полностью оправдана. И новый рабочий год у нас начинался 1 сентября.
- В конструкторском бюро Ильюшина было запрещено курение. Абсолютно. Курил только один человек - летчик-испытатель Владимир Коккинаки. Если чувствуешь запах: ага, Коккинаки прошел.
- Так же, как и курение, в КБ были категорически запрещены телефонные звонки до обеда. Ильюшин считал, что до обеда - самое творческое, продуктивное время. И занимать его телефонными разговорами просто недопустимо!
– Сергей Владимирович постоянно ходил по КБ, смотрел, кто и как работает. И если, предположим, на третий день ватман конструктора оставался девственно чистым – спрашивал, что случилось. Он считал, что конструктор – это человек, который о своем проекте должен думать непрерывно, и когда только появляется на работе, уже должен изливать на бумагу свои мысли. Ильюшин считал, что создать работоспособный коллектив единомышленников значительно труднее, чем построить самый сложный самолет. Когда к нему приходили молодые специалисты, Сергей Владимирович говорил им, что нельзя в авиации добиться чего-либо значимого, если работать только положенные восемь часов в сутки. С подчиненными был строг, но справедлив: мог отчитать провинившегося конструктора, но матом – редчайший случай! – не ругался никогда...
(по материалам "РГ" и "Позиция")
39.
Выражаю благодарность пресс-службе Авиационного Комплекса им С.В. Ильюшина за возможность посещения музея и за прекрасное общение! )