Российской оборонке грозит самый острый кризис – дефицит личностей
4 марта 2011 года на 82-м году жизни перестало биться сердце легендарного российского авиационного конструктора, почти без малого два десятка лет возглавлявшего ОКБ «Сухого», Михаила Петровича Симонова. Создателя самого совершенного в мире истребителя – Су-27 – и разработанного на его основе целого семейства боевых «сушек», как их любовно называют летчики, – Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, а также спортивных самолетов Су-26, Су-26М, Су-29, Су-31 и Су-49, на которых отечественные пилоты завоевали множество золотых медалей на первенстве мира по воздушной акробатике.
А еще – Героя Российской Федерации, лауреата Ленинской и Государственных премий, кавалера множества других отечественных и зарубежных наград, доктора технических наук, действительного члена Российской инженерной академии, «человека-легенды». Это звание он получил в 1998 году «за заслуги в развитии самолетостроения в России».
Неделей раньше тоже ушел из жизни выдающийся отечественный конструктор стратегических атомных подводных лодок Сергей Никитич Ковалев. Академик РАН, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, генеральный конструктор 73 стратегических атомных подводных лодок – практически всех, построенных в нашей стране. И среди них уникального тяжелого ракетного крейсера стратегического назначения проекта 941 класс «Акула», который на Западе называют Typhoon, на борту которого размещалось 20 баллистических ракет с 10 ядерными разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РСМ-52 или SS-N-20).
А незадолго до Симонова и Ковалева наша страна потеряла Вениамина Павловича Ефремова, создателя зенитно-ракетного комплекса С-300В и нескольких других ЗРК Сухопутных войск, тоже академика, Героя и лауреата всяческих премий, генерального конструктора НПО «Антей». Генерального конструктора НПО «Алмаз» Бориса Васильевича Бункина, академика, дважды Героя и лауреата Ленинской и Государственной премий, создателя С-75, С-200 и С-300П и ее модификаций, заложившего основы С-400. Василия Петровича Грязева, заместителя генерального конструктора Тульского КБ приборостроения, тоже Героя, лауреата и академика, создателя трех десятков образцов стрелковых вооружений и среди них корабельной шестиствольной автоматической пушки АК-630, которую моряки называют металлорезкой за ее способность перерубить пополам любую посудину. В строю еще соавтор и друг Грязева – Аркадий Георгиевич Шипунов, генеральный конструктор КБП, академик и лауреат Ленинской и Государственных премий, выдающийся конструктор-оружейник, чья вместе с Грязевым аббревиатура ГШ стала маркой самого лучшего стрелкового вооружения нашей страны и, пожалуй, даже мира… Но список горьких потерь можно продолжать и дальше, только сердце обливается кровью от невозможности назвать всех и каждого, кому обязана Россия своей военной мощью, а ее армия и флот – сохраняющейся по сей день боеспособностью.
Что отличало этих людей кроме выдающегося таланта, граничившего с гениальностью, и беспредельной работоспособности? Можно назвать много уникальных качеств, без которых они не состоялись бы как прародители лучших в своей области вооружений. Здесь и дар предвидения, и способность на решительные поступки, может быть, кажущиеся кому-то авантюрными, но всегда тщательно продуманные и выверенные, обязательно приводящие к успеху, способность объединить и повести за собой десятки и сотни единомышленников… Но главное – ощущение за своей спиной огромной страны и ее народа, которым крайне нужны твой труд и вдохновение, и еще умение перешагнуть через все трудности и препятствия в достижении своей цели, способность, как говорят, прыгнуть выше головы, сделать то, что до тебя не удавалось нигде и никому. Только такие человеческие качества превращают обыкновенного мастера в творца, созидателя и победителя.
Горько, что именно этих качеств, за редким исключением, недостает тем, кто приходит на смену ушедшим от нас генеральным конструкторам. Впрочем, и генеральных конструкторов, равных Симонову, Ковалеву, Ефремову или Бункину, тоже за редким исключением, в наших КБ и на оборонных предприятиях, по большому счету, почти не осталось. А тех, кто остался, можно пересчитать по пальцам одной руки. Слава богу, что еще живы легендарные личности из поколения Грязева и Шипунова, за плечами которых целая эпоха, – Сергей Павлович Непобедимый, Герберт Александрович Ефремов, Ростислав Аполлосович Беляков, Сергей Викторович Михеев, есть их ученики и последователи… Но кто вспомнит имена тех, кто пришел на смену Туполеву, Яковлеву, Ильюшину, Новожилову и Уткину, кто продолжил их дело? Можно сказать, что нет той страны, которой нужен был их творческий гений, нет той остроты угрозы большой неминуемой войны, которую они старались отвратить своим беспримерным трудом и подвигом.
Но есть другая страна – наследница, которая тоже крайне нуждается в самоотверженных и бескомпромиссных оружейных конструкторах, в инженерных школах и легендарных оборонных фирмах... Чьи имена будут носить и будут ли носить новые стратегические ракеты, атомные подводные лодки, надводные корабли, самоходки, танки, дальние бомбардировщики и истребители? Вряд ли тех нынешних топ-менеджеров ОПК, что озабочены не созданием новых уникальных образцов и систем вооружений, а только получением коммерческой прибыли и собственным благополучием. И не способны хоть раз, хотя бы ради смеха, выполнить Государственную программу вооружений. Кого чисто теоретически, а скорее лишь умозрительно, волнуют интересы страны и ее обороноспособности. Вроде некоторых футболистов нашей сборной, которые готовы отбегать, демонстрируя личное мастерство, все 90 минут на поле любого стадиона, но не способны прыгнуть выше себя во имя победы команды с именем Россия на футболках.
Вопрос «что делать?» в этой ситуации, как нам кажется, слегка запоздал. Если патриотизм надо воспитывать, призывать к любви к собственной стране, дому и родителям, напоминать о гражданском долге, чести и достоинстве, то надеяться на продолжение традиций таких людей, как Симонов, Ковалев и иже с ними, очень трудно. Трудно, но не невозможно.
Надежда – последнее, что остается с нами, когда мы провожаем в историю легенды отечественной оборонки.