Avro Vulcan (рус. Авро Вулкан) – это британский стратегический бомбардировщик, являющийся вторым среди бомбардировщиков «V-серии». Свой первый полет машина совершила еще 31 августа 1952 года. Всего было собрано 136 бомбардировщиков данного типа, включая самолеты-прототипы. «Вулканы» находились на вооружении ВВС Великобритании с 1956 по 1984 годы, став, таким образом, последними английскими стратегическими бомбардировщиками.
В боевых действиях самолет принял участие лишь раз, самолеты Avro Vulcan выполнили несколько боевых вылетов во время Фолклендской войны 1982 года. В настоящее время в летном состоянии находится лишь 1 самолет данного типа (серийный номер машины XH558). Самолет был возвращен в полетопригодное состояние энтузиастами с привлечением частных пожертвований.
Интересным является тот факт, что в 1965 году бомбардировщик был показан в кинофильме. Один из бомбардировщиков «Вулкан» стал героем ленты одной из серий о приключениях суперагента 007 Джеймса Бонда по книге Флеминга («Шаровая молния» 1965 год). По сценарию картины злоумышленники угоняли самолет ВВС Великобритании, который должен был выполнить тренировочный полет с атомным оружием на борту. К моменту проведения съемок стратегический бомбардировщик Avro Vulcan перестал считаться секретным оружием, и командование Королевских ВВС позволило снять боевой самолет на авиабазе.
Единственный летающий Avro Vulcan XH558 является ровесником советского реактивного бомбардировщика Ил-14. Свой первый полет он совершил в 1960 году, после чего до 1993 года числился в составе королевских ВВС. Великобритания по праву гордится своими бомбардировщиками – носителями ядерных вооружений, по своему значению для англичан они, наверно, сопоставимы с нашими бомбардировщиками Ту-95. Ко всему прочему они строились лишь с помощью британцев без участия каких-либо стран блока НАТО, самолет был полностью английской разработкой.
В 1997 году небольшая команда энтузиастов отважилась начать проект по восстановлению бомбардировщика, в результате Avro Vulcan XH558 до сих пор радует зрителей различных авиашоу, являясь единственным в мире летающим бомбардировщиком данного типа. С самого начала энтузиасты понимали, что проект по возвращению в небо «Вулкана» будет очень непростым и с финансовой, и с технической точек зрения. Однако к 2000 году удалось определиться с техническими аспектами восстановления машины, были подобраны необходимые запчасти и оборудование, после этого до 2003 года без помощи государства удалось собрать практически 3 млн. фунтов пожертвований. Благодаря энтузиазму этих людей, многочисленным пожертвованиям частных лиц и отдельных компаний, а также помощи со стороны волонтеров самолет удалось сделать полетопригодным. Самолет снова поднялся в небо 18 октября 2007 года, спустя 10 лет после старта проекта и более 7 млн. фунтов, потраченных на его восстановление.
После этого поток пожертвований не прекращался ни на один год, благодаря чему самолет принял участие в более чем 80 выставках и мероприятиях. Не смотря на это, вечно поддерживать самолет в небе не удастся. В октябре 2012 года появилась информация о том, что 2013 год станет последним годом полетов Avro Vulcan XH558. Причины этого заключаются в сложных работах по модернизации лонжеронов крыла самолета и отсутствии деталей и запасных двигателей для самолета. В мае 2012 года 2 двигателя бомбардировщика были повреждены при ремонте и все имеющиеся запчасти ушли на их восстановление. Учитывая это, было принято решение о прекращении демонстрационных полетов машины, которая и без того прожила долгую жизнь.
Конструкция Avro Vulcan
Стратегический бомбардировщик Avro Vulcan был построен по схеме бесхвостка с фюзеляжем, который был интегрирован в крыло самолета. При этом в толстых корневых наплывах крыла были установлены двигатели (по 2 штуки с каждой стороны). Компоновка самолета была очень близка к летающему крылу, но отличалась от него выделенным фюзеляжем, обладающим килем большой площади. При длине самолета в 30,45 метра хорда в корневой части крыла равнялась примерно 18 метрам (то есть 60% всей длины бомбардировщика).
Стратегический бомбардировщик оснащался четырьмя турбореактивными двигателями (ТРД) и трехопорным шасси. Тележки основного шасси бомбардировщика были восьмиколесными, оснащались жидкостной системой амортизации. При этом все 16 колес имели автоматы торможения. Передняя тележка шасси была управляемой и состояла из 2-х колес. В отличие от других тяжелых самолетов того времени, при создании «Вулкана» удалось отказаться от обшивки переменного сечения и дорогостоящих монолитных конструкций. Не беря в расчет малое количество деталей, которые были произведены механической обработкой, ковкой и литьем, а также слоистых конструкций, применение которых ограничивается в основном поверхностями управления и крышками смотровых люков, весь планер бомбардировщика был изготовлен из листового материала, а также других полуфабрикатов из легких металлических сплавов.
Фюзеляж бомбардировщика круглого сечения с диаметром около 3 метров на большей части длины. Длина фюзеляжа – 29,8 метра, удлинение – 10. В носовой части непосредственно перед кабиной пилотов был расположен отсек с бортовой РЛС. Под кабиной пилотов был расположен блистер оптического бомбардировочного прицела, а также входной люк. Бомбовый отсек находился в средней части самолета между внутренними крыльевыми нервюрами, которые образовывали его стенки, длина бомбового отсека составляла 8,5 метров. Основная нагрузка от размещенного вооружения передавалась на поперечные элементы арочного типа, а сам фюзеляж заканчивался отсеком РЛС защиты хвоста, антенна которого была прикрыта радиопрозрачным обтекателем. В хвостовой части фюзеляжа, внизу под рулем направления был установлен контейнер с тормозным парашютом.
Вертикальное оперение самолета было стреловидным, по форме трапециевидным, шасси трехопорным. На концевых частях крыла были смонтированы элероны, между элеронами и центропланом находились рули высоты. Руль высоты и элерон состояли из 2-х секций с раздельным управлением. Воздушные тормоза из 8 прямоугольных панелей были расположены попарно на нижней и верхней поверхностях крыла на 2-х выдвижных кронштейнах.
Экипаж стратегического бомбардировщика состоял из 5 человек (2 пилотов, штурмана, штурмана-бомбардира и офицера РЭП). Экипаж самолета размещался в общей герметизированной кабине, компоновка которой была близка к компоновке кабины бомбардировщика Виккерс «Вэлиент». При применении оптического прицела штурман-бомбардир перебирался в специальный прицел-блистер, который был расположен в нижней части фюзеляжа самолета. Места пилотов были снабжены катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.3К (при этом перед процессом катапультирования происходило полное отстреливание фонаря кабины). Минимальная высота применения катапультируемых кресел – 75 метров. Остальные члены экипажа бомбардировщика, которые сидели сзади и ниже пилотов спиной по направлению движения, катапультных кресел не имели. В случае аварийной ситуации они должны были выбрасываться из машины через аварийный люк. Для наблюдения за задней полусферой бомбардировщика имелись специальные перископические устройства.
Силовая установка бомбардировщика изменялась в зависимости от модификаций. Самолет Avro Vulcan B Mk.1 имел 4 ТРД Бристоль «Олимп 102» (4 двигателя тягой по 5450 кгс каждый) или «Олимп 104» (4 двигателя тягой по 5900 кгс каждый). На бомбардировщике Avro Vulcan B Mk.2 были установлены ТРД «Олимп 21» Мк.301 (4 двигателя тягой по 7710 кгс каждый) с удельным расходом топлива 0,8 кг/кгс.ч. Как и на других английских бомбардировщиках «V»-серии или на самолетах аналогах – Ту-16 и М-4, двигатели были утоплены в крыле. Данная компоновка призвана была улучшить аэродинамические характеристики бомбардировщика, одновременно с эти улучшая его весовое совершенство.
При этом данная компоновка приводила и к ряду эксплуатационных трудностей. Помимо этого установка на самолет новых двигателей с другим удельным расходом воздуха и другими габаритами становилась практически невозможной. Каждый из четырех ТРД бомбардировщика размещался в специальном пожароизолированном отсеке. Двигатели размещались попарно и имели общий воздухозаборник, который на некотором расстоянии от передней кромки был разделен перегородкой. Между фюзеляжем и воздухозаборником имелась система отвода пограничного слоя. Топливные баки самолета располагались в фюзеляже и крыле.
Система управления бомбардировщиком была бустерной, противооблединительная система – тепловой. В системе управления рулем направления был демпфер рыскания. Бомбовая нагрузка самолета составляла 9 500 кг. (нормальная – 4 500 кг). Самолет мог взять на борт до 21 свободнопадающей бомбы калибром 450 кг. А также одну УР «Блю Стил» Мк.1 или Мк.1А, которая крепилась под фюзеляжем бомбардировщика в полуутопленном состоянии. Несколько бомбардировщиков, которые приняли участие в боевых действиях у Фолклендских (Мальвинских) островов, имели на вооружении противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», устанавливаемые на 2-х подкрыльевых узлах подвески.
Тактико-технические характеристики Avro Vulcan B.Mk.2:
Размеры: размах крыла – 33,83 м., длина – 30,45 м., высота – 8,28 м.
Площадь крыла – 368,3 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 86 000 кг., максимальная – 91 000 кг.
Тип двигателя – 4 Olympus Mk.301, тягой 9 070 кгс. (без форсажа)
Максимальная скорость – 1 006км/ч., крейсерская скорость – 982 км/ч.
Практический потолок – 18 000 м.
Практическая дальность – 10 000 км.
Вооружение: бомбовая нагрузка – 9526 кг., 1 ядерная бомба Yellow Sun Mk.2 или 1 тактическая УР Blue Steel или 21 бомба калибра 454 кг.
Экипаж – 5 человек.
Источники информации:
-http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/4443-strate...
-http://vert-mi8.ru/avro-vulcan-type-698/
-http://aviaberg.ru/blog/43854648783/Aviarestavratsiya-%22u-nih%22.-Foto.-Vyi-poznakomites-s-Fifi,-Konni,
-http://en.wikipedia.org/wiki/
Интересным является тот факт, что в 1965 году бомбардировщик был показан в кинофильме. Один из бомбардировщиков «Вулкан» стал героем ленты одной из серий о приключениях суперагента 007 Джеймса Бонда по книге Флеминга («Шаровая молния» 1965 год). По сценарию картины злоумышленники угоняли самолет ВВС Великобритании, который должен был выполнить тренировочный полет с атомным оружием на борту. К моменту проведения съемок стратегический бомбардировщик Avro Vulcan перестал считаться секретным оружием, и командование Королевских ВВС позволило снять боевой самолет на авиабазе.
Единственный летающий Avro Vulcan XH558 является ровесником советского реактивного бомбардировщика Ил-14. Свой первый полет он совершил в 1960 году, после чего до 1993 года числился в составе королевских ВВС. Великобритания по праву гордится своими бомбардировщиками – носителями ядерных вооружений, по своему значению для англичан они, наверно, сопоставимы с нашими бомбардировщиками Ту-95. Ко всему прочему они строились лишь с помощью британцев без участия каких-либо стран блока НАТО, самолет был полностью английской разработкой.
В 1997 году небольшая команда энтузиастов отважилась начать проект по восстановлению бомбардировщика, в результате Avro Vulcan XH558 до сих пор радует зрителей различных авиашоу, являясь единственным в мире летающим бомбардировщиком данного типа. С самого начала энтузиасты понимали, что проект по возвращению в небо «Вулкана» будет очень непростым и с финансовой, и с технической точек зрения. Однако к 2000 году удалось определиться с техническими аспектами восстановления машины, были подобраны необходимые запчасти и оборудование, после этого до 2003 года без помощи государства удалось собрать практически 3 млн. фунтов пожертвований. Благодаря энтузиазму этих людей, многочисленным пожертвованиям частных лиц и отдельных компаний, а также помощи со стороны волонтеров самолет удалось сделать полетопригодным. Самолет снова поднялся в небо 18 октября 2007 года, спустя 10 лет после старта проекта и более 7 млн. фунтов, потраченных на его восстановление.
После этого поток пожертвований не прекращался ни на один год, благодаря чему самолет принял участие в более чем 80 выставках и мероприятиях. Не смотря на это, вечно поддерживать самолет в небе не удастся. В октябре 2012 года появилась информация о том, что 2013 год станет последним годом полетов Avro Vulcan XH558. Причины этого заключаются в сложных работах по модернизации лонжеронов крыла самолета и отсутствии деталей и запасных двигателей для самолета. В мае 2012 года 2 двигателя бомбардировщика были повреждены при ремонте и все имеющиеся запчасти ушли на их восстановление. Учитывая это, было принято решение о прекращении демонстрационных полетов машины, которая и без того прожила долгую жизнь.
Конструкция Avro Vulcan
Стратегический бомбардировщик Avro Vulcan был построен по схеме бесхвостка с фюзеляжем, который был интегрирован в крыло самолета. При этом в толстых корневых наплывах крыла были установлены двигатели (по 2 штуки с каждой стороны). Компоновка самолета была очень близка к летающему крылу, но отличалась от него выделенным фюзеляжем, обладающим килем большой площади. При длине самолета в 30,45 метра хорда в корневой части крыла равнялась примерно 18 метрам (то есть 60% всей длины бомбардировщика).
Стратегический бомбардировщик оснащался четырьмя турбореактивными двигателями (ТРД) и трехопорным шасси. Тележки основного шасси бомбардировщика были восьмиколесными, оснащались жидкостной системой амортизации. При этом все 16 колес имели автоматы торможения. Передняя тележка шасси была управляемой и состояла из 2-х колес. В отличие от других тяжелых самолетов того времени, при создании «Вулкана» удалось отказаться от обшивки переменного сечения и дорогостоящих монолитных конструкций. Не беря в расчет малое количество деталей, которые были произведены механической обработкой, ковкой и литьем, а также слоистых конструкций, применение которых ограничивается в основном поверхностями управления и крышками смотровых люков, весь планер бомбардировщика был изготовлен из листового материала, а также других полуфабрикатов из легких металлических сплавов.
Фюзеляж бомбардировщика круглого сечения с диаметром около 3 метров на большей части длины. Длина фюзеляжа – 29,8 метра, удлинение – 10. В носовой части непосредственно перед кабиной пилотов был расположен отсек с бортовой РЛС. Под кабиной пилотов был расположен блистер оптического бомбардировочного прицела, а также входной люк. Бомбовый отсек находился в средней части самолета между внутренними крыльевыми нервюрами, которые образовывали его стенки, длина бомбового отсека составляла 8,5 метров. Основная нагрузка от размещенного вооружения передавалась на поперечные элементы арочного типа, а сам фюзеляж заканчивался отсеком РЛС защиты хвоста, антенна которого была прикрыта радиопрозрачным обтекателем. В хвостовой части фюзеляжа, внизу под рулем направления был установлен контейнер с тормозным парашютом.
Вертикальное оперение самолета было стреловидным, по форме трапециевидным, шасси трехопорным. На концевых частях крыла были смонтированы элероны, между элеронами и центропланом находились рули высоты. Руль высоты и элерон состояли из 2-х секций с раздельным управлением. Воздушные тормоза из 8 прямоугольных панелей были расположены попарно на нижней и верхней поверхностях крыла на 2-х выдвижных кронштейнах.
Экипаж стратегического бомбардировщика состоял из 5 человек (2 пилотов, штурмана, штурмана-бомбардира и офицера РЭП). Экипаж самолета размещался в общей герметизированной кабине, компоновка которой была близка к компоновке кабины бомбардировщика Виккерс «Вэлиент». При применении оптического прицела штурман-бомбардир перебирался в специальный прицел-блистер, который был расположен в нижней части фюзеляжа самолета. Места пилотов были снабжены катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.3К (при этом перед процессом катапультирования происходило полное отстреливание фонаря кабины). Минимальная высота применения катапультируемых кресел – 75 метров. Остальные члены экипажа бомбардировщика, которые сидели сзади и ниже пилотов спиной по направлению движения, катапультных кресел не имели. В случае аварийной ситуации они должны были выбрасываться из машины через аварийный люк. Для наблюдения за задней полусферой бомбардировщика имелись специальные перископические устройства.
Силовая установка бомбардировщика изменялась в зависимости от модификаций. Самолет Avro Vulcan B Mk.1 имел 4 ТРД Бристоль «Олимп 102» (4 двигателя тягой по 5450 кгс каждый) или «Олимп 104» (4 двигателя тягой по 5900 кгс каждый). На бомбардировщике Avro Vulcan B Mk.2 были установлены ТРД «Олимп 21» Мк.301 (4 двигателя тягой по 7710 кгс каждый) с удельным расходом топлива 0,8 кг/кгс.ч. Как и на других английских бомбардировщиках «V»-серии или на самолетах аналогах – Ту-16 и М-4, двигатели были утоплены в крыле. Данная компоновка призвана была улучшить аэродинамические характеристики бомбардировщика, одновременно с эти улучшая его весовое совершенство.
При этом данная компоновка приводила и к ряду эксплуатационных трудностей. Помимо этого установка на самолет новых двигателей с другим удельным расходом воздуха и другими габаритами становилась практически невозможной. Каждый из четырех ТРД бомбардировщика размещался в специальном пожароизолированном отсеке. Двигатели размещались попарно и имели общий воздухозаборник, который на некотором расстоянии от передней кромки был разделен перегородкой. Между фюзеляжем и воздухозаборником имелась система отвода пограничного слоя. Топливные баки самолета располагались в фюзеляже и крыле.
Система управления бомбардировщиком была бустерной, противооблединительная система – тепловой. В системе управления рулем направления был демпфер рыскания. Бомбовая нагрузка самолета составляла 9 500 кг. (нормальная – 4 500 кг). Самолет мог взять на борт до 21 свободнопадающей бомбы калибром 450 кг. А также одну УР «Блю Стил» Мк.1 или Мк.1А, которая крепилась под фюзеляжем бомбардировщика в полуутопленном состоянии. Несколько бомбардировщиков, которые приняли участие в боевых действиях у Фолклендских (Мальвинских) островов, имели на вооружении противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк», устанавливаемые на 2-х подкрыльевых узлах подвески.
Тактико-технические характеристики Avro Vulcan B.Mk.2:
Размеры: размах крыла – 33,83 м., длина – 30,45 м., высота – 8,28 м.
Площадь крыла – 368,3 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 86 000 кг., максимальная – 91 000 кг.
Тип двигателя – 4 Olympus Mk.301, тягой 9 070 кгс. (без форсажа)
Максимальная скорость – 1 006км/ч., крейсерская скорость – 982 км/ч.
Практический потолок – 18 000 м.
Практическая дальность – 10 000 км.
Вооружение: бомбовая нагрузка – 9526 кг., 1 ядерная бомба Yellow Sun Mk.2 или 1 тактическая УР Blue Steel или 21 бомба калибра 454 кг.
Экипаж – 5 человек.
Источники информации:
-http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/4443-strate...
-http://vert-mi8.ru/avro-vulcan-type-698/
-http://aviaberg.ru/blog/43854648783/Aviarestavratsiya-%22u-nih%22.-Foto.-Vyi-poznakomites-s-Fifi,-Konni,
-http://en.wikipedia.org/wiki/
Автор Юферев Сергей
http://topwar.ru/22059-strategicheskiy-bombardiroschik-avro-...