«Старые летчики уже не могут летать, молодые - еще не умеют»

08.12.2008

Денис Тельманов

Генералу армии Герою России Петру Дейнекину довелось пережить две военные реформы – во времена Никиты Хрущева и Михаила Горбачева. Став первым главкомом Военно-воздушных сил России, он прослужил на этом посту дольше, чем те, кто занимал эту должность после него, более шести лет. О том, насколько оправданна и продуманна нынешняя реформа Вооруженных сил, Петр Дейнекин рассказал в интервью обозревателю «Газеты» Денису Тельманову.

- В соответствии с начавшейся военной реформой перекраиваются все три вида Вооруженных сил: Сухопутные войска, ВВС и ВМФ.

Будет ли, на ваш взгляд, удачной структура ВВС, состоящая из 55 авиационных баз и 44 зенитных ракетных полков?

- Мы такую структуру уже проходили. К примеру, во времена холодной войны вдоль побережья Арктики наша дальняя авиация содержала густую сеть ледовых, тундровых и бетонных аэродромов. Это была наша передовая, плацдарм, так как стратегические самолеты, взлетая из глубины страны, не дотягивались до территории вероятного противника.


Первый российский главком ВВС

Петр Степанович Дейнекин – заслуженный военный летчик СССР (1984), Герой России, генерал армии (1997). Заслуженный военный летчик СССР. В авиации с 1957 года. Имеет общий налет более 5 тысяч часов.

Родился в декабре 1937 года в Ростовской области; окончил Харьковскую спецшколу ВВС, Балашовское военное училище летчиков, ВВА им. Гагарина, Академию Генерального штаба. Будущий главком начал службу в войсках в качестве помощника командира корабля бомбардировочного полка дальней авиации на Дальнем Востоке; служил на Чукотке, Камчатке, в Якутии; в начале 1960-х временно оставил военную службу и работал в Аэрофлоте на линии Москва – Ленинград. После возвращения в армию в 1969 году стал заместителем командира эскадрильи, затем – командиром эскадрильи авиационного бомбардировочного полка; с 1971 по 1985 год – заместитель командира, командир авиационного бомбардировочного полка, дивизии дальней авиации, заместитель командующего воздушной армией.

В 1985-1988 годах Дейнекин уже командовал воздушной армией, в 1988-1990-х – всей дальней авиацией. В 1990-1991 году – первый заместитель главкома советских ВВС; с 1991 по 1997 год – главком российских ВВС, одновременно заместитель министра обороны России. После отставки – начальник управления президента по вопросам казачества (1998-2003). В октябре 1999 года был избран председателем Совета войсковых атаманов России.

Женат, имеет троих детей.

Содержались эти авиабазы в постоянной готовности к приему и обслуживанию любых самолетов дальней, военно-транспортной, фронтовой авиации. На них были созданы необходимые запасы боеприпасов игорюче-смазочных материалов. Десятки тысяч тонн авиакеросина, не считая масел и других видов топлива.

Затем эти аэродромы были расформированы, и авиационные базы остались только в Воркуте, Тикси, Анадыре и на мысе Шмидта. Так что концепцию авиационных баз считаю вполне приемлемой . Она должна совершенствоваться применительно к нашим возможностям.

- Говорят , ВВС передадут остатки морской ударной авиации – Ту-22М3, Ту-142 и другие тяжелые самолеты.

- Ударную стратегическую авиацию нужно держать в одном кулаке – верховного главнокомандующего. Это авиация ставки. Ни в коем случае нельзя раздавать ВВС по сухопутным структурам, как бы они ни назывались – оперативными командованиями или военными округами . Мы не можем сейчас позволить себе такую роскошь. У нас осталось мало авиации, а везде, на всех стратегических направлениях одинаково сильным быть нельзя.

- Как вы оцениваете технику, которую будут закупать для ВВС?

- Машины, стоящие на вооружении и готовые вступать в строй, хорошие, но их, к сожалению, мало.Су-27, Су-25, МиГ-29 хорошо зарекомендовали себя в воздухе. Транспортные Ил-76 – самые надежные воздушные корабли, а Ил-112 с успехом заменит стареющий парк антоновских судов.

В отношении авиации должен работать принцип бассейна: сколько самолетов списали, столько нужно и поставить. Но если в советские времена с заводов поступало ежегодно по 120 самолетов, то сейчас они с таким же темпом отходят, и в воздухе иной раз бывает больше телевизионных камер, чем самолетов.

В отношении ПВО нам нельзя забывать, что даже такие совершенные комплексы, как С-300 и С-400, прикреплены к земле, тогда как самолет с той же ракетой способен маневрировать в пространстве со скоростью з вука. Если расставить зенитно-ракетные комплексы по всей территории страны невозможно, то нужное количество самолетов с ракетами можно сосредоточить в короткое время на любом опасном направлении.

- Боевые вертолеты следует оставить ВВС?

- Нет, это авиация поля боя. Вертолеты нужно передать Сухопутным войскам, там они будут действовать эффективнее.

- Почему во время конфликта в Закавказье авиация потеряла семь самолетов?

- Потеряли потому, что там была война, и не надо по этому поводу устраивать истерик. Если бы не действия нашей авиации, то потери на земле Сухопутных войск могли бы быть больше.

Этот конфликт был проверкой нашего руководства, и оно на делепоказало, что мы способны решительно защитить не только собственные границы, но и тех, кто подвергается агрессии. Критиковать руководство этой операции у меня нет оснований. Для меня неприемлемо, когда те, кто возлежал на диване, попивал пивко и смотрел телерепортажи, подвергают критике тех, кто был на передовой, отвечал за дело, был ранен, а мог и лишиться жизни.

- Как вам структура Сухопутных войск, которая должна быть выстроена согласно плану реформы?

- Мне, как летчику, некорректно судить о планах реформирования Сухопутных войск. В Генеральном штабе лучше знают основы общевойскового боя, и переход на бригадный принцип в некоторых случаях целесообразен. Например, в горах Кавказа в войсках неплохо иметь и мулов для перевозки боеприпасов. Однако это не значит, что в иных географических условиях танковые и мотострелковые дивизии ушли в прошлое.

Идея оперативных командований хорошая, но с их введением можно упразднить и военные округа. Воюют же без округов наши западные партнеры по борьбе с терроризмом, устанавливая демократию по всему миру и продвигая НАТО на восток? У нас же будут и округа, и командования. Вспомните конфликт Жукова и Штерна на Халхинголе в 1939 году и знаменитую фразу «Фронтом командую я!». А где был округ, когда началась первая чеченская война? Командующий воевать отказался, и тяжелую ношу ответственности взял на себя офицер Генерального штаба Анатолий Квашнин.

- Нужен ли институт прапорщиков или их успешно заменят сержанты?

- Не во всех видах Вооруженных сил и войсках. Что хорошо для танкистов и мотострелков, не всегда приемлемо для авиации и флота.

Несколько десятков лет я летал на тяжелых самолетах, имея в экипаже 18-летних срочников. Они были стрелками-радистами, командирами огневых установок. На самолетах дальней авиации стояло по шесть-семь пушечных стволов калибра 23 мм с боезапасом 2,5 тысячи снарядов. Хорошие были ребята эти сержанты, мы их опекали на земле и в воздухе, как собственных детей. А когда пришли прапорщики, стало совсем по-другому: летать – так летать, стрелять – так стрелять.

В конечном счете не в звании дело, а в профессионализме. Иван Кожедуб начал воевать на Курской дуге сержантом, а службу закончил маршалом авиации.

- В авиакатастрофе погиб бывший командующий группировкой в Чечне Геннадий Трошев...

- С Геннадием Николаевичем мысостояли в попечительском совете Всероссийской федерации самбо, и незадолго до гибели я открыл для себя Трошева как интеллигентного человека. Он прекрасно играл на музыкальных инструментах, обладал почти магомаевским баритоном. Таких командиров в войсках любят. То, что Трошев был признан как полководец и награжден Звездой Героя, говорит о многом. Царствие ему небесное!

Катастрофа Boeing 737 является естественным продолжением того тяжелого системного недуга, которым болеют наша авиация вообще и гражданская авиация в частности. Хозяева авиакомпаний в погоне за прибылью сажают за штурвал иномарок кого угодно, лишь бы знал английский. А сколько часов пилот налетал, мало когоинтересует.

Вначале 1990-х годов первоклассные пилоты кем только ни работали: бортпроводниками, стюардами, кладовщиками. А сейчас проявилась острая нехватка квалифицированных кадров, и они уже не подходят для полетов по возрасту или нашли себя в другой отрасли. Поэтому образовался мощнейшийразрыв в поколениях летчиков: старые уже не могут летать, молодые – еще не умеют. Плюс перебои с топливом, финансовые потрясения, проблемы с техобслуживанием.

Например, аэробус, который в 2006 году врезался в гаражи и сгорел при посадке в Иркутске, летал с несправным реверсом тяги. В другое время его никто в воздух с таким дефектом не выпустил бы.

- Что в таком случае делать, ведь на чем-то нужно летать?

- Нужно, чтобы авиационную отрасль возглавил кто-нибудь из видных государственных деятелей. Не обязательно авиатор, но хороший организатор и харизматичный лидер. Вроде Шойгу или Шаманова.

Чтобы решить проблемы российской авиации, не надо быть крупным менеджером. Необходимы требовательность, дисциплина и сила воли. У нас немало таких людей. Верю, что руководство страны наконец поймет: России с ее просторами очень сложно без авиации собственного производства. Ее нужно вернуть народу.

http://www.gzt.ru/topnews/politics/-starye-letchiki-uzhe-ne-...

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх