- Я не хотел бы вступать в полемику с разработчиком твердотопливных комплексов Юрием Соломоновым, считающим, что нецелесообразно разрабатывать жидкостные ракеты, - сообщил Владимир Поповкин. - Нельзя ожидать другого от человека, который всю жизнь посвятил разработке только твердотопливных ракет.
Спор между "твердотопливниками" и "жидкостниками" длится не первое десятилетие развития ракетной техники. Основные наши межконтинентальные баллистические ракеты (например, РСМ-54 "Синева", РС-20 "Сатана") - жидкостные. Топливом для них служат крайне ядовитые и очень опасные для жизни человека вещества: гептил и амил. Первые поколения ракет заправлялись непосредственно перед запуском, что нередко приводило к авариям с многочисленными жертвами. В этом смысле твердотопливные ракеты были на порядок безопаснее.
Собственно, из-за этого твердотопливное направление получило очень серьезное развитие в США, а затем и в России. Ракеты "Тополь", "Тополь-М" и "Ярс" сегодня составляют основу наземной группировки стратегических ядерных сил сдерживания. Для флота в этом году будет принята на вооружение новая морская баллистическая ракета "Булава". Однако у твердотопливных ракет есть одно существенное "но". В отличие от жидкостных, у них мощность двигателя меньше. То есть они могут поднять меньшую массу боевого оснащения. Для сравнения: "Тополь-М" несет одну боеголовку весом 500 кг, а "Сатана" - 10 тонн ядерных зарядов.
Впрочем, справедливости ради надо сказать о том, что "Тополь-М" создавался не для площадного накрытия целей, а для поражения высокозащищенных точечных целей. Пролетев 10 тысяч километров, он, образно говоря, бьет "мухе в глаз", что компенсирует малую мощность стоящего на нем ядерного боезаряда.
Желание Минобороны получить тяжелую жидкостную ракету - не игра мускулами. Поповкин сказал, что твердотопливные комплексы служат 25 лет. А старые жидкостные "Стилет" и "Сатана" "перевалили" за 30-летний рубеж, и с вооружения их никто снимать не собирается - техника надежна, работает как часы.
Еще один фактор - недавно вступивший в силу СНВ-3. Чтобы соблюсти паритет с американцами, нам нужно иметь около 1500 ядерных блоков. Для того чтобы разместить это количество на носителях, тяжелых жидкостных ракет нужно в несколько раз меньше, чем твердотопливных. По состоянию на конец 2010 года, по данным сайта "Стратегическое ядерное вооружение России", на боевом дежурстве стоит всего 611 развернутых ракетных комплексов. Из них 58 тяжелых ракет РС-20 "Сатана" различных модификаций (на них стоит 580 ядерных боеголовок), 70 - РС-18 "Стилет" (это 420 блоков), 70 комплексов "Тополь-М" шахтного и мобильного базирования (70 боеголовок) и 6 новеньких РС-24 "Ярс" с 18 ядерными блоками. При этом надо учитывать, что в ближайшие годы половина группировки тяжелых ракет будет списана по возрасту. В год наша промышленность выпускает не более 10 твердотопливных ракет. То есть без мощных жидкостных ракет никак.
По данным "Известий", разработкой новой машины займется "НПО машиностроения" подмосковного города Реутов. Ранее там были созданы РС-18 "Стилет", разработаны все морские крылатые ракеты, в том числе "БраМос".