Президент Клинтон растерянно бродил по кабинетам Белого дома, не в силах взглянуть в суровые лики Отцов-основателей США.
- «Сынок, ты сидишь здесь второй срок, но еще никого не разбомбил», – укоризненно качала головой статуя Джорджа Вашингтона.
- «Что же ты скажешь Конгрессу, Пентагону и представителям военной промышленности?
– вторил ему Томас Джефферсон, - Свернуть производство самолетов и танков, оставить твоих избирателей без средств к существованию?»
- «Быстрая победоносная война на чужих берегах – лучшее средство от депрессии американской нации, - вступил в разговор мудрый Бенджамин Франклин. Война будет выгодна Америке, она вновь ослабит Старый Свет и подчеркнет престиж США. Война укрепит твой рейтинг и сплотит американскую нацию перед общей угрозой. Выбери себе противника послабее; того, которого ты уже много лет гнобшь экономическими санкциями и эмбарго. Навались на него всей своей мощью, разорви и растерзай с помощью «арсеналов демократии». Америка ждет своего героя».
- «Я… я старался как мог, - промямлил Билл Клинтон. Спецоперация в Сомали, воздушные удары по Ираку в рамках операции Desert Fox…это почти 600 боевых вылетов»
- «Проказы негодного мальчишки! - резко прервал его Линдон Джонсон. 600 боевых вылетов?! Что это за дерьмо, солдат?! Мои ястребы сбросили на Вьетнам 6,7 миллионов тонн бомб. Вот это бойня! Там каждый день должны умирать люди! Или тебя выбрали на пост Президента США, чтобы ты размазывал сопли? Америке нужна война! Ты понял менял, ковбой?!»
- Да, сэр!
- Я не слышу.
- ДА, сэр!
Стальной кулак в бархатной перчатке
Для войны с маленькой Сербией ВВС США и стран НАТО сосредоточили колоссальное количество средств воздушного нападения: более 1000 ударных самолетов, вертолетов и машин боевого обеспечения, размещенных на территории Италии (авиабазы Авиано, Виченца, Истрана, Анкона, Джоя дель Колэ, Геди, Пьяченца, Чревия, Бриндизи, Сигонела, Трапани), Франции (авиабазы Истр, Крозетта и Солензара на о. Корсика), Венгрии (авиабаза Тасар), Испании (авиабаза Рота), Германии (авиабазы Рамштайн и Шпангдален), Великобритании (воздушные гавани Фэафорд и Милденхолл). Также, к нанесению ударов привлекались стелс-бомбардировщики B-2, действовавшие с территории США (авиабаза Уайтмен).
На приграничных аэродромах Албании, Боснии и Македонии дислоцировались силы специальных операций: поисково-спасательные и эвакуационные группы (вертолеты «Пэйв Хоук» и «Джолли Грин»), транспортные самолеты боевого обеспечения MC-130, ударные вертолеты АН-64 «Апач» и машины огневой поддержки АС-130 «Спектр».
Со стороны Адриатического моря группировку поддерживали четыре ракетных крейсера, две американских и одна британская атомные подлодки, в чьи задачи входило нанесение ударов крылатыми ракетами – в первые дни войны «Томагавки» выбили позиции сербских ЗРК, разрушили радары, здания штабов и командные центры, обезглавили и дезорганизовали армию Союзной Республики Югославия.
Помимо носителей крылатых ракет, в Адриатике находился ряд других кораблей Шестого флота и ВМС стран НАТО, впрочем, их присутствие ограничивалось лишь выражением моральной поддержки пролетающим над их мачтами самолетам. На 12-е сутки войны к берегам Югославии подошел атомный авианосец «Теодор Рузвельт», его авиакрыло также включились в работу по уничтожению сербского государства.
Поехали!
И приехали. Обломки истребителя F-16C Block 40D #88-0550 с авиабазы Авиано. Музей авиации в Белграде
Важнейшая роль отводилась информационной составляющей операции: командование НАТО стремилась получит полный контроль над ситуацией на земле и в небе Югославии. К выполнению разведывательных полетов было привлечено:
- 9 летающих радаров Е-3 «Сентри» и 5 палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Е-2 «Хоукай» для освещения воздушной обстановки и координации полетов НАТОвской авиации.
- 2 воздушных разведчика E-8 системы «Джи-Старс» - авиационные комплексы дальнего наблюдения за наземными объектами;
- 12 самолетов радиотехнической разведки (EC-130, RC-135W, флотские EP-3C «Овен»), используемые для пеленгации работающих радиотехнических устройств, поиска радиомаяков сбитых пилотов, построения радиолокационной карты местности и определения безопасных «коридоров» в системе ПВО противника.
- 5 высотных разведчиков U-2 «Дрэгон лэди»: парящие вдоль границ зоны боевых действий, эти «птицы» вскрывали все перемещения и приготовления сербской армии.
К выполнению разведывательных задач активно привлекалась орбитальная группировка США. Что касается одиозной системы GPS, янки «щелкнули по носу» весь мир, просто отключив навигационные спутники с началом войны. Крылатые «Томагавки» самостоятельно ориентировались по рельефу местности (система TERCOM), а авиация НАТО использовала специализированные системы радионавигации. В то же время, данные GPS могли быть использованы в интересах противника, что повлекло за собой немедленное отключение системы.
Примечание. Во время вторжения в Ирак (2003) и воздушной операции в Ливии (2011) такого уже не наблюдалось – на вооружении американской авиации появилось немало высокоточного оружия, использующего в своей работе данные GPS.
За 78 дней воздушной войны самолеты НАТО совершили 38 000 боевых вылетов, из них 10 484 ударных. Авиация принесла на «крыльях свободы» 23 614 авиационных боеприпасов, не считая крылатых ракет морского базирования (всего американские и британские корабли израсходовали порядка 700 «Томагавков»). Ущерб от бомбардировок превысил 200 млрд. долларов.
Руины здания Генштаба. Белград, наши дни
Слабая авиация и устаревшие системы ПВО Сербии отразить столь массированную атаку оказались не в состоянии. Ослабленная бесконечным внутренним конфликтом, международными экономическими санкциями и военными эмбарго, Союзная Республика Югославия была безжалостно распята НАТОвскими стервятниками.
Оборона
В составе ВВС СРЮ находилось всего 14 истребителей МиГ-29 первого поколения и две учебно-боевые «спарки» МиГ-29УБ без РЛС. В условиях отсутствия качественного целеуказания и более чем 20-кратного численного превосходства противника в истребительной авиации, немногие из рискнувших подняться в воздух «МиГов» превратились в легкие мишени для летчиков НАТО. Результат – 6 машин потеряно в воздушных боях, без какого-либо результата.
Кроме МиГ-29, в составе ВВС СРЮ числилось 34 исправных МиГ-21 и порядка 100 дозвуковых штурмовиков «Галеб», «Супер Галеб» и J-22. Выставить подобные машины против современных F-15 и F-16 ВВС США было бы чистым самоубийством. Единственная подтвержденная воздушная победа сербских МиГ-21 – крылатая ракета «Томагавк», сбитая 24 марта 1999 года.
Истребитель F-16. На фюзеляже имеется отметка об уничтоженном МиГе
Сербская система ПВО включала в себя 12 дивизионов зенитных ракетных комплексов С-125М1Т «Нева» и 20 дивизионов мобильных ЗРК «Куб» - техника образца 1970-х годов, с низкой помехозащищенностью и малой дальностью стрельбы, совершенно неэффективная в современных условиях.
Также на вооружении имелось порядка 100 мобильных комплексов «Стрела-1» и «Стрела-10», чьи возможности соответствовали скорее ПЗРК, чем полноценным зенитным ракетным системам.
Однако, даже для подавления столь скудной обороны, НАТО пришлось изрядно попотеть: по выявленным позициям сербских ЗРК были выпущены 743 «умные» ракеты AGM-88 HARM, наводящиеся на источники радиолокационного излучения.
И тем более поразителен следующий факт: несмотря на устаревшую и неэффективную матчасть, огромное количество выпущенных противорадарных ракет HARM и ALARM, непрекращающиеся бомбардировки и удары крылатыми ракетами, система ПВО Сербии СОХРАНИЛАСЬ и смогла добиться нескольких ярких побед!
Кунсткамера
Едва речь заходит о воздушных потерях НАТО в операции против Югославии, мнения разделяются на две радикальные точки зрения:
1. Реальные потери НАТО исчислялись сотнями машин
2. Высокоразвитая цивилизация Запада «нагнула» отсталых славян с «сухим» счетом – потери ВВС стран Коалиции не превышают нескольких единиц.
Что касается авторской точки зрения, она признает минимальные потери ВВС стран НАТО, но делает из этого совершенно иные выводы: удивительно, как вообще сербам удалось добиться побед в столь невыгодных условиях?! И что бы случилось, будь у братьев-славян что-нибудь посерьезнее ЗРК «Куб»?
Впрочем, обо всем по порядку.
Очевидно, что мифы об уничтожении сербской ПВО сотен самолетов врага, в том числе стелс-бомбардировщиков B-2 «Спирит» не более чем плод воображения впечатлительных граждан. Каким вселенским вниманием был окружен сбитый «невидимка» F-117 – его обломки демонстрируются в музее, о нем пишут книги и снимаются фильмы. Нетрудно представить, какой бы фурор произвело бы падение 150-тонного монстра B-2. Увы… «сбитый» самолет бесследно исчез в фантазиях конспирологов.
Похожая история происходит со списком уничтоженных самолетов тактической авиации НАТО – десятки F-15, F-16, «Торнадо», штурмовики А-10, вертолеты со спецназом… Объяснения о трудности поиска обломков в горах Югославии не проходят: Югославия – весьма густонаселенная страна, что же касается «падения обломков в море», то до моря поврежденному самолету еще нужно долететь – от Белграда до побережья свыше 300 км.
Скрыть факт многочисленных крушений авиатехники на территории сопредельных государств также не представляется возможным: несмотря на «эвакуацию обломков» и «подкуп свидетелей», об этом бы рано или поздно стало известно. Слишком фееричное событие.
Однако, прозападно настроенная общественность рано радуется тому, как «НАТО разгромило дикарей, потеряв всего 2 самолета».
Кроме сбитых F-117A «Найтхоук» и F-16С Block 40D «Файтинг Фолкэн», чьи обломки выставлены на всеобщее обозрение в витринах Музея авиации в Белграде, с американской авиатехникой случился еще ряд происшествий, которые (внимание!) были признаны командованием НАТО на официальным уровнем. Части из них открыто присвоен статус «боевая потеря», другая часть маскируется под предлогами различных навигационных аварий и технических причин.
Например, 1 мая 1999 года над Адриатическим морем был потерян самолет AV-8 Harrier II (номер 164568, 365-я эскадрилья Корпуса морской пехоты США). Само собой разумеется, что катастрофа случилась в ходе выполнения тренировочного вылета – именно на такой версии настаивает Пентагон.
Обломки AH-64A «Апач» (# 88-0250, рота "B" 6-го батальона 6-го кавалерийского полка Армии США)
Не менее печально закончились два учебно-тренировочных вылета вертолетов «Апач» - ударные машины разбились в горах на границе Сербии и Албании в ночь на 26 апреля и, соответственно, на 5 мая 1999 года. Первый раз обошлось без жертв, второй раз «Апач» угробил обоих членов экипажа. Причина падения? Пентагон связывает обе катастрофы с навигационными ошибками. В этот раз американцы недалеки от истины – разбить вертолет в горах в темное время суток проще, чем щелкнуть пальцами. Другой вопрос, насколько «учебными» были эти вылеты?
2 мая 1999 года штурмовик A-10 «Тандерболт» (номер 81-0967) совершил «учебно-тренировочный» сброс двигателя прямо над Сербией … впрочем, в тот раз янки не стали ничего скрывать – самолет был подбит из ПЗРК «Стрела-2». Взрывом изуродовало правый двигатель, но живучая «птица» сумела дотянуть до аэропорта Скопьё (Македония).
Нечасто встречается упоминание о том, что потерь среди «невидимок» было, как минимум, две:
21 апреля 1999 года с самолетом F-117A (номер 86-0837), выполнявшим боевой вылет в ходе операции НАТО против Югославии, произошел «инцидент класса А». Под таким названием в ВВС США проходят тяжелые аварии, обычно приводящие к гибели/списанию летательного аппарата.
Так как нет никаких свидетельств падения самолета на территории СРЮ или сопредельных государств, самолет, скорее всего, разбился на взлете или при заходе посадку на одной из НАТОвских авиабаз. Что совсем не исключает воздействие на его конструкцию вражеского огня – самолет мог получить повреждения над целью, что, в конечном итоге, вызвало его гибель или тяжелые повреждения при попытке приземлиться.
Но и это еще не все!
В экспозиции Музея авиации в Белграде присутствует несколько удивительных экспонатов:
- легкий французский БПЛА Sagem Crecerelle;
- крупный американский беспилотник RQ-1 «Предейтор»;
- обломки крылатой ракеты морского базирования BGM-109 «Томагавк».
Сами представители НАТО официально признают потерю 21 беспилотного летательного аппарата в небе над Югославией, в том числе 2 тяжелых «Предейтора»:
- 13 мая 1999 г. беспилотный разведчик (бортовой номер 95-3019) сбит ЗРК «Стрела-1» в раоне деревни Биба;
- 20 мая 1999 г. другой RQ-1 (95-3021) попал под обстрел ЗРК в районе деревни Талиновце.
Встречается упоминание, что сербы сбили несколько НАТОвских беспилотников, просто расстреляв их с вертолета Ми-8.
БПЛА RQ-1 Predator
Что касается крылатых ракет, счет сбитых «Томагавков» идет на несколько десятков – весьма похвальный результат для столь примитивной системы ПВО, какой обладала на тот момент Сербия.
Неприступная цитадель
Никаких бравурных речей и «шапкозакидательных» настроений. Уже давно стоит снять «розовые очки» и признать, что система ПВО Союзной Республики Югославия провалила свою задачу: авиация НАТО нагло ходила над головами сербов, поливая их огненным ливнем кассетных боеприпасов.
Никаких необоснованных фантазий насчет тяжелых потерь среди НАТОвских самолетов – сербы не сбивали большого количества вражеской авиатехники, и не могли сбить, ввиду слабости своей системы ПВО. Трофеями сербов стали всего 2 боевых самолета + некоторое количество сбитых/поврежденных вертушек, БПЛА и крылатых ракет.
Несмотря на столь грустный финал, обломки черных ястребов из белградского Музея авиации ясно свидетельствуют: могучая авиация НАТО не является неуязвимой. С ней можно и нужно бороться! Даже примитивные комплексы ПВО, в условиях абсолютного численного превосходства противника, позволили добиться громких побед – разумеется, речь идет об F-117A: уничтожение невидимого самолета стало одной из самых курьезных страниц в истории современной авиации.
На миг закроем глаза и попытаемся смоделировать ситуацию: вместо устаревших «Кубов» и стационарных С-125, в руках у сербов оказались … нет, не знаменитая С-300.
«Трехсотый» зенитный комплекс чересчур громоздок и сложен, кроме того в условиях гористой Югославии он утрачивает свои главные преимущества – подвижность и дальнобойность.
Предположим, что на вооружении ПВО Сербии поступили 15-20 дивизионов ЗРК средней дальности «Бук-М1-2». В техническом плане, «Бук-М1-2» не менее совершенен, чем ЗРС С-300, а меньшая дальность стрельбы компенсируется лучшей скрытностью и подвижностью комплекса.
В дополнение к «Букам» - сотня простейших ЗСУ-23-4 «Шилка» (или «Тунгуска» - о «Панцире С1» мечтать не приходится): скорострельные зенитки с радарным наведением представляют смертельную угрозу для низколетящих самолетов (подняться выше не даст «Бук»).
Не стоит пренебрегать переносными ЗРК – «Стрела-2», «Игла», FIM-92 Stinger. И числом побольше, побольше (т.к. они сравнительно дешевы). Массовое применение подобных «игрушек» придаст уверенности, и вызовет серьезные сложности в работе вражеской авиации.
Наконец, должна быть могучая политическая воля применить все это оружие, и всеобщая поддержка со стороны населения.
Будь у сербов все вышеописанные условия, рискну предположить, что бомбардировки Югославии могли не состояться. Оценив все возможные риски, американцы назначили бы другого «мальчика для битья», сместив свои приоритеты в сторону Сомали, Афганистана и прочих совсем отсталых стран - туда, где имеется шанс избежать серьезного сопротивления.
Небольшая фотогалерея:
Обломки "Апача" в Албании
Зенитная артиллерия ПВО Сербии ведет заградительный огонь
Часть второй ступени зенитной ракеты, поразившей "невидимку" на Будановцами
Трофейный французский БПЛА Sagem Crecerelle
RQ-1 Predator
КРМБ "Томагавк" в разрезе