К середине 60-х годов вертолет превратился в надежный, экономически выгодный, удобный вид воздушного транспорта. Производством винтокрылых машин занялись многие ведущие авиастроительные компании, руководители которых, уверовав в прогнозы экспертов, обещавших, что к концу 90-х годов число вертолетов в капиталистических странах достигнет 100 тысяч, заранее поделили рынки сбыта. Впрочем, слово "поделили" здесь вряд ли уместно, ибо, по прикидкам тех же экспертов, США должны были выпускать 70% вертолетов. Производственные возможности социалистических стран не учитывались.
Поэтому представители западных деловых кругов довольно спокойно отнеслись к тому, что Советский Союз примет участие в XXVI Международном салоне авиационной и космической техники. В день открытия Салона на летном поле парижского аэропорта Ле Бурже было тесновато. Ведь здесь было представлено около 350 экспонатов из разных стран, в том числе 24 типа летательных аппаратов вертикального взлета.
С обычной помпой была представлена американская фирма И. Сикорского, специализирующаяся на производстве вертолетов одновинтовой схемы. Судя по заявлениям заокеанских инженеров, Сикорский предпочитал сначала воплощать новые технические идеи в металле, тщательно опробовать их и только затем внедрять в конструкцию очередной модели.
Sikorsky S-65 |
Именно поэтому, утверждали представители фирмы, выставленный в Ле Бурже вертолет S-65 и обладал хорошими летными данными, удовлетворяющими любым требованиям потенциальных заказчиков.
Другая американская фирма - Bell Helicopters - из печально знаменитого города Далласа, показала одновинтовые машины со взлетной массой от 1 до 7 т. Фирма Hughes из Калифорнии отправила во Францию исключительно легкие геликоптеры, на выпуске которых она специализировалась с 1948 года. Пенсильванская компания Boeing-Vertol сделала ставку на двухвинтовые вертолеты продольной схемы со взлетным весом до 15т.
"Super Frelon" |
Потенциальный конкурент американцев, французская фирма Aerospatiale, предприятия которой располагались в Мариньяне и Ля Курневе, воспользовалась теоретическими и практическими исследованиями фирм "Бреге" и "Авиасьон", проводившимися с 30-х годов. Французы показали в Ле Бурже несколько оригинальных машин, в том числе "Super Frelon", выпуск которых, как предполагалось, позволил бы снизить до минимума импорт американской техники.
Вторая по величине, после Aerospatiale, западноевропейская компания Westland ограничилась демонстрацией далеко не оригинальных машин. Они представляли собой очередные модификации геликоптеров, выпускавшихся англичанами по иностранным лицензиям. Аналогичным образом действовала итальянская фирма Agusta, основанная еще в 1907 году пионером итальянской авиации Джованни Агуста. Лишь много позже итальянцы приступили к производству вертолетов собственной конструкции.
Побывали в Ле Бурже и проявившие интерес к иностранным новинкам представители японских фирм "Кавасаки", "Мицубиси" и "Фудзи", до тех пор выпускавшиа вертолеты по американским лицензиям.
Почти все иностранные фирмы представили в Ле Бурже главным образом военную продукцию.
И только Советский Союз показал на Международном салона исключительно мирные летательные аппараты. Это были пассажирские авиалайнеры Ил-62, Ту-134, вертолеты Ми-6, Ми-8, Ми-10 и некоторые другие машины. Прибыли во Францию генеральные конструкторы А. Н. Туполев, О. К. Антонов, М. Л. Миль, один из пионеров советского вертолетостроения, ныне профессор Московского авиационного института имени Сорго Орджоникидзе И. П. Братухин. Почетным гостем Салона был первый космонавт Ю. А. Гагарин.
Наши машины сразу же привлекли всеобщее внимание. И, как свидетельствовала зарубежная пресса, они стали сенсацией №1. Так, английский журнал "Геликоптер" писал, что "те, кто присутствовал на парижском Салоне, запомнят его как год, когда Советский Союз впервые показал свои вертолеты и с таким сильным эффектом". В этом не было ни грана преувеличения.
В частности, И. Сикорский (он получил подробною информацию от своего сына) отмечал, что советским инженерам удалось удачно решить сложнейшие проблемы вертолетостроения, за которые американские конструкторы пока не рискуют взяться.
Очевидно, поэтому наши винтокрылые машины заинтересовали заокеанских специалистов в первую очередь. Ознакомившись с ними, один из американцев заявил: "Просто не верится, что вы, русские, обогнали нас в производстве тяжелых вертолетов!"
Ми-6 |
А совершив полет на Ми-6, его коллеги с восхищением восклицали:
- Это просто поразительно! Никакой вибрации, никакого шума!
У них еще были свежи в памяти трудности, связанные с постройкой "летающих вагонов", когда коварная вибрация доводила специалистов до отчаяния.
Ми-8 |
Авиасалон 1965 года принес успех и другому советскому вертолету - Ми-8. Иностранные инженеры и пилоты единодушно отметили его превосходные пилотажные свойства, высоко оценили усовершенствованный автопилот и автомат оборотов несущего винта. Введя их в действие, летчик мог спокойно наблюдать за там, как машина самостоятельно продолжает полет в заданном режиме.
Вскоре после закрытия XXVI Международного салона авиационной и космической техники положение на международных рынках авиационной продукции заметно изменилось. Винтокрылые машины советского производства, продемонстрировавшие отменные летные данные, закупили авиакомпании более 30 стран мира, в том числе Голландии, Ирака, Египта, Индии.
А создатели великолепно зарекомендовавших себя машин - замечательные советские конструкторы - были удостоены Государственной премии.