Опыт последних конфликтов конца XX — начала XXI веков показывает, что победа в современной войне труднодостижима без использования специализированных ударных вертолётов.
Однако в этой статье пойдёт речь о российском вертолёте Ми-24, который не только заслужил славу уникальной винтокрылой машины во многих конфликтах, но и продолжает оставаться в строю многих армий мира.
Чечня… Солдаты Российской армии, поднимаясь в атаку во весь рост, несли большие потери от боевиков, прячущихся в «зелёнке». А как необходима была поддержка с воздуха! Но… хроническое недофинансирование «оборонки» давало о себе знать — часть ударных вертолётов Ми-24 была прикована к земле из-за недостатка запчастей…
Конструкторские бюро им. Миля и Камова, создавая уникальные ударные вертолёты, выживают лишь за счёт того, что часть финансов им перепадает от экспортных контрактов. Не зря говорят — если государство перестаёт кормить свою армию, то оно кормит чужую…
Успешное применение американских ударных вертолётов «Хью Кобра» во Вьетнаме заставило наших авиаконструкторов заняться разработкой аналогичной винтокрылой машины. При этом было принято решение создать универсальный вертолёт, который смог бы сочетать в себе функции транспортной машины, функции непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя, а также ведения воздушного боя с вертолётами противника.
Все работы по созданию Ми-24 вели Михаил Миль (до 1970 года) и Марат Тищенко. В ходе испытаний новый вертолёт вобрал в себя все передовые достижения Военно-промышленного комплекса 1970-х годов. Мощная броня, отличная комбинация ракетно-пушечного вооружения, высокие показатели скорости и маневренности — всё это было заложено в конструкцию Ми-24. В 1978 году лётчик-испытатель Гурген Карапетян установил абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов данного типа — 368,4 км/ч. Можно смело сказать, что Ми-24 опередил своё время и на поле боя ему не было равных. И сейчас многие Ми-24 и его развитие Ми-35 успешно модернизируются (к сожалению, в основном для зарубежных покупателей).
Однако создание нового вертолёта не обходилось без трудностей. Созданная в 1971 году первая модификация Ми-24А имела такие недостатки, как недостаточное бронирование кабины, неважный обзор из неё, а расположение лётчиков плечом к плечу, повышало риск одновременной гибели экипажа. Поэтому в 1973 г. была создана более удачная модификация Ми-24Д с новой тандемной конструкцией кабины. Кабины были изолированы, где лётчик занимает нижнюю её часть, а оператор вооружения — верхнюю. В 1976 году появился более мощный Ми-24В с модернизированной системой наведения «Радуга-Ш» и новыми ракетами «Штурм-В», а в 1981 году был принят на вооружение Ми-24П с неподвижной двуствольной 30 мм пушкой ГШ-30К, что позволяло поражать более защищённые цели.
В 1989 году был предложен новый вариант — Ми-24ВП с подвижной пушечной установкой ГШ-23Л (калибр 23 мм). С новой авионикой, мощными ракетами класса «воздух-земля» «Атака-В», ракетами класса «воздух-воздух» Р-60МК, Р-62М, Р-63В с дальностью действия до 14 км, а также по другим параметрам — скорости, защищённости, воздушному бою, круглосуточному применению Ми-24ВП превосходил не только американского соперника АН-64А «Апач», но и модернизированный АН-64D «Лонгбоу Апач». Кроме того, Ми-24ВП мог успешно вести воздушный бой даже с истребителями противника! Но… распад СССР не позволил развернуть массовый выпуск новой модификации.
Нельзя не согласиться с воспоминаниями западных спецназовцев, которые хвалили и хвалят Ми-24: «…Я гадал, не предстоит ли мне вскоре знакомство с сокрушительной огневой мощью, укрытой за титановым корпусом русского вертолёта огневой поддержки Ми-24. Когда вертолёт приблизился, раздалось клацанье затворов, …и нам приказали срочно вернуться обратно, под защиту густого покрова джунглей. …Звук постепенно затих вдали, и мы все вздохнули с облегчением», — так вспоминал автор «Солдата удачи» Родди Скотт, посетивший воюющую Сьерра-Леоне (М. Калашников. «Сломанный меч Империи». М. 2002 г.).
Но и на этом история легендарной винтокрылой машины не завершилась! В 1999 году ОКБ им. Миля предложило широкомасштабную программу глубокой модернизации вертолёта. Машина получила индекс — Ми-35М. ВИНТОКРЫЛЫЙ ШТУРМОВИК с интегрированным комплексом управления вооружения и авионикой, аналогичными как у Ми-28Н. По программе модернизации вертолёт оснащён приборами ночного видения, новой тепловизионной системой наблюдения, спутниковой навигационной системой GPS 115L. Также был поставлен новый Х-образный рулевой винт с лопастями из композиционных материалов.
А если представить то, что вместо устаревших Ми-24В/П на вооружении Российской армии были бы сотни Ми-24ВП/Ми-35М, то наземные части НАТО, отряды боевиков были бы сметены огнём модернизированных «летающих танков»… Но жизнь рассудила иначе.
Также в данной статье автор ставил цель не только показать выдающиеся лётно-боевые характеристики вертолёта, но и успешное боевое применение Ми-24 во многих боевых конфликтах. Вопреки информационной блокаде Запада, независимые СМИ показывают другие, более объективные данные.
На счету Ми-24 — блестящие победы над американскими «Супер Кобрами» в небе Ирана, южноафриканскими «Пумами» в небе Анголы… В апреле 1999 года, когда НАТО, уничтожая Югославию и широко освещая результаты варварских бомбардировок, умалчивало о том, что сербский Ми-24В сбил американский АН-64D «Лонгбоу Апач», причём «натовец» выдал себя излучением собственного радара.
Другой инцидент, оставшийся незамеченным — в июле 2002 года северокорейский Ми-35ВПМ сбил южнокорейский АН-64А модели 1983 года, который имел менее совершенное оборудование и вооружение. Однако сводки новостей из КНДР не стали известны всему миру, что грозило бы американской компании «Макдонелл-Дуглас» подрывом престижа и расторжением контрактов со стороны покупателей.
Не менее интересны победы Ми-24 над истребителями и штурмовиками. 8 июня 1982 года сирийский лётчик-ас, уничтожив пять израильских танков, сбил над Ливаном израильский истребитель F-4 «Фантом». 27 октября 1982 года вертолёт одержал другую интересную победу — над посёлком Эйн-Хош иракский Ми-24 сбил иранский перехватчик «Фантом», однако маневренность не спасла «иранца» от гибели. Весной 1993 года иракский Ми-24, уничтожая позиции курдских сепаратистов на севере Ирака, сбил американский штурмовик А-10, причём иракская ракета не просто попала в самолёт — она точно разорвалась внутри его левого двигателя…
Сейчас принято много говорить о преимуществах и достоинствах американского оружия, особенно если речь идёт о конфликтах. И западные СМИ делают всё, чтобы не только мир, но и российская общественность не знали о выдающихся победах нашего оружия!
И ещё одна информация к размышлению. В 2003 году, как известно, войска многонациональной коалиции, ведомые США, начали агрессию против Ирака. Разумеется, авиация НАТО сыграла большую роль в избиении иракских наземных сил. Однако мало кому известно, что только с 27 марта по 3 апреля того же года пять Ми-24 (всего лишь пять!) по данным иранской телекомпании Аль-Арабиа и пресс-центра Министерства Обороны РФ, уничтожили 43 танка коалиции, причём ни один вертолёт не был сбит огнём с земли. Известен случай, когда 3 апреля Ми-24 в одном бою сбил 4 вертолёта «Апач» и «Кобру». И при этом, всего лишь один вертолёт стал жертвой истребителей F-15 при перелёте в Иран 3 апреля, когда у него закончились противотанковые управляемые ракеты. Более того, во время боёв Ми-24 превосходно показал себя в условиях пустыни. А не в меру разрекламированный «Апач» проявил свои качества более чем посредственно: двигатели и бортовое оборудование «американца» выходили из строя под действием песчаных бурь, а броня не выдерживала попадание пуль от крупнокалиберных пулемётов.
И сейчас Российской армии крайне НЕОБХОДИМО МОДЕРНИЗИРОВАТЬ УДАРНЫЙ КУЛАК СВОИХ ВВС! А в это время правительство, заключая контракты на продажу модернизированных Ми-24/Ми-35 за рубеж, затягивает обновление отечественной авиатехники…
Константин Фёдоров
http://pravoslav-voin.info/publikacii/2912-mi-24-letayushhij...