Вертолет Ми-17 машина универсальная, поэтому и ценится в мире. Фото из книги «Вооруженные силы России» |
Совет Безопасности ООН обсудил на прошлой неделе ситуацию в Афганистане и пути снижения угроз, исходящих от террористических формирований талибов и «Аль-Каиды», а также наркоторговцев. Выступая на заседании, постпред России при ООН Виталий Чуркин сообщил, что заинтересованными сторонами уже одобрен «вертолетный пакет», предусматривающий подготовку афганских пилотов и, главное, поставки и последующее техобслуживание российской вертолетной техники для силовых структур Афганистана.
О заинтересованности поставлять Кабулу вооружение напрямую российское военно-политическое руководство заявляло неоднократно. «Мы готовы были бы рассмотреть соответствующие запросы от афганского правительства, – отмечал в январе 2009 года замглавы МИД РФ Алексей Бородавкин. – Нас не может удивлять, что Афганистан закупает и применяет вооружение, которое производится по российским технологиям, но не по российским лицензиям. Было бы правильно, если бы такого рода вооружение поставлялось из России, а не из третьих стран».
Заметим, даже подразделения сил спецопераций ВС США, действующие в Афганистане, использовали для своих нужд именно вертолеты Ми-8 и их модификации, а для эвакуации подбитых в горах вертолетов «Чинук» – арендовали российские Ми-26. На 2010 год США приобрели для эксплуатации в Афганистане 31 вертолет Ми-8/17 на сумму около 650 млн. долл. – все фактически мимо российской казны, а в период до 2016 года в рамках создания афганской армии планировалось закупить 146 вертолетов, из них половина – Ми-17. Об этом газете Washington Post сообщил бригадный генерал Майкл Боэра, занимающийся формированием афганских ВВС.
Ситуация стала исправляться с началом этого года – после долгих переговоров Вашингтон и Брюссель «убедились», что брать отлично приспособленные к работе в горных условиях Афганистана Ми-17 необходимо именно у российского ОПК. Однако в НАТО считали, что Россия «должна передать 32 вертолета Афганистану безвозмездно». В ходе многочисленных итераций НАТО и США к лету с.г. согласились все же взять 21 новый Ми-17, причем несколько из них Россия посчитала возможным поставить за свой счет. «Сейчас уже идет разговор на уровне технических специалистов», – подчеркивал в июле с.г. постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.
8 июля 2010 года Министерство ВМС США обнародовало запрос о предоставлении информации по вопросу закупки для ВВС Афганистана 21 вертолета Ми-17. Но почти сразу же ряд сенаторов выступили против этого, а вертолетостроительная компания «Сикорский Эркрафт» направила официальный протест в правительство, обвинив военных в несоблюдении правил проведения тендера и закона «Покупай американское», и даже в нарушении «национальных интересов».
Рассмотрев «челобитную» по существу, Государственное контрольное управление США вынесло 5 ноября свой вердикт: протест компании «Сикорский Эркрафт» отклонить. А ограничение по условиям тендера и выбор в качестве единственного претендента Ми-17, который, как указано в подписанном министром ВМС США документе, «является самым логичным выбором для достижения успеха в Афганистане, где 76% летчиков имеют опыт полетов на подобных вертолетах», признать не противоречащими американскому законодательству. Особо ощутимым «ударом» для американских вертолетостроителей стало утверждение, что только Ми-17 отвечает требованиям к эксплуатации с полной нагрузкой на высотах 4570–5790 м, а вертолеты S-61 фирмы «Сикорский», предоставленные Госдепу для работы в Афганистане на высоте 4000 м, требуют модернизации лопастей несущего винта.
Все – теперь можно сказать, что дорога Ми-17 в Афганистан открыта, а Москва получила возможность вновь вернуться в регион, входящий в «подбрюшье» России и тем самым представляющий огромную важность для обеспечения российских национальных интересов.
http://www.ng.ru/nvo/2010-12-29/10_helicopter.html
Вертолеты S-61