На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

ОРУЖИЕ РОССИИ “Кобра” для ближнего боя

ОРУЖИЕ РОССИИ

“Кобра” для ближнего боя

Сколько уже прошло? Шесть лет... Казалось, совсем недавно был этот великий для города праздник — 100-летие Всероссийской художественно-промышленной выставки. Все флаги в гости были к нам...

Для любителей авиации праздник был вдвойне. Все самолеты были в гости к нам.

..

Нижегородцы  могут честно похвастаться, что первыми видели “Черную акулу” — новейший ударный вертолет Ка-50 — и все разом пилотажные группы “Русских витязей”, “Стрижей” и “Русь”.

Летчики работали в небе по полной программе. Город, который долгое время производил современные самолеты, должен был наконец увидеть, на что они способны.

В исполнении авторов, лучших летчиков-испытателей России,  мы увидели и “кобру Пугачева” и “колокол Квочура”...

Который год в нашем небе тихо. Выставку российского оружия у нас успешно перехватили, и самолеты теперь летают совсем в других местах. Нам остались лишь воспоминания, но и они могут быть поводом для разговора о необычном оружии, которое мы иногда  воспринимаем всего лишь как мастерство летчиков.

“Темная лошадка”

К показательным  выступлениям авиаторов быстро привыкаешь. Отрепетированная до мелочей, отточенная “показуха” воздушных шоу делает авиацию панибратски доступной. Уже невозможно обойтись без этого  шумного приложения к любому празднику.

 И кажется, что те фигуры высшего пилотажа, которыми нас всегда удивляют летчики, придуманы специально, чтобы удивить зрителей и пощекотать им нервы.

К счастью, это не так. Авиация даже по праздникам остается боевой, и каскад с блеском исполняемых фигур есть оружие, которое летчики лишь слегка адаптировали под всеобщее веселье.

Мы даже не догадываемся, какая борьба в авиационном мире разворачивалась за обладание этим оружием.

К середине 70-х годов прошлого века вдруг стало ясно, что реактивный самолет, ощетинившийся  ракетами, еще не боец. Это показали войны, которые то и дело вспыхивали на Ближнем Востоке.

Вооружив истребители ракетами, их пытались развести на большие расстояния. Не вышло. Ближний бой на поражение остался в арсенале летчиков.

И тут вспомнился опыт прежних войн. Во времена винтовых самолетов воздушный бой длился десятки минут. Противоборствующие истребители  предпринимали попытку  за попыткой поймать в прицел противника. Реактивная авиация этого себе  позволить не могла. Бой ее скоротечен. Первая попытка захвата самолета должна быть и последней. Летчики выжимали из машин все, на что они были способны. Но даже после победы не каждый  самолет возвращался на базу. Статистика говорит, что у каждого пятого истребителя заканчивалось горючее и летчик был вынужден покидать целехонькую и исправную машину. Выйти из боя, когда зажигалась красная лампочка предупреждения,  летчик тоже не мог. Показав хвост, он тут же получал ракету.

Воздушный бой становился для истребителей и  западней, поэтому они  уклонялись  от массовых схваток и искали одиночных встреч. А вот тогда победа доставалась тому, чей самолет оказывался более маневренным.

Само время подвело авиаконструкторов к созданию сверхманевренного самолета. Третье поколение истребителей, стоявшее тогда на вооружении, исчерпало все резервы “поворотливости”. Концепция сверхманевренности стала общей для стран с развитой авиационной промышленностью.

А показателем ее реализации стали  международные автосалоны, где постоянно происходили  сенсационные показы новейших военных истребителей. Знатоки  авиации могли сравнивать самолеты, могли видеть и воплощение передовых идей.

Единственной “темной лошадкой” для них  оставалась одна страна, которая с методичным упорством выставляла лишь  гражданские самолеты.

Прорыв случился в 1998 году на авиасалоне в английском городке Фарнборо. Авиационный мир впервые увидел МиГ-29 и шоковую фигуру высшего пилотажа — “колокол” — в исполнении летчика-испытателя Анатолия Квочура.

Его МиГ на глазах  изумленной публики вертикально вонзился в небо и... остановился. Скользнув на хвост, самолет описал дугу и спокойно вышел  в горизонтальный полет.

Но больше зрителей были поражены диспетчеры на пункте руководства полетами. На какое-то мгновение МиГ исчез с экрана локаторов. Военные специалисты сразу поняли, что перед ними русские  демонстрируют возможность нового оружия и невиданный прорыв в сверхманевренность.

Годом позже в Ле-Бурже летчик-испытатель Виктор Пугачев на Су-27 показал свою знаменитую “кобру”. И вновь самолет исчез с экранов локаторов. В воздушном бою, где  счет идет на доли секунды, исчезнувший даже на мгновение из поля видимости локаторов самолет уже “обречен” на победу.

Авиационный мир замер. Он понял, что те гигантские усилия, которые прилагались для создания сверхманевренного истребителя, уже успешно реализованы. “Темная лошадка” преподнесла сюрприз.

Мы на хвосте

А усилия действительно предпринимались немалые. В 1987 году США и ФРГ начали совместно реализовывать программу разработки специального самолета для изучения маневренности за пределами обычных летных параметров. Говоря популярнее, на экспериментальном самолете должны были отрабатываться приемы  ближнего боя, когда противник поражается не только ракетами, но и огнем пушек.

Для строительства самолета были выбраны компании “Рокуэлл” и “МВВ”. Чтобы уменьшить затраты, самолет решили собирать из узлов, которые прошли проверку. Так,  катапульты взяли с F/A-18, бортовые компьютеры с С-130, шасси от А-7.

Программа создания самолета была рассчитана на несколько лет, но после появления советского Су-27 ее начали форсировать, и 11 сентября 1990 года новый самолет, Х-31 поднялся в воздух.

Специалисты сразу же отличили уникальность самолета. В ходе летных испытаний Х-31 легко выиграл бой с истребителем F/A-18. Летчики-испытатели отметили ряд новых маневров и пилотажных фигур, которые до сих пор не выполняет ни один истребитель в мире.

Программа испытаний завершилась после потери одного из экспериментальных самолетов. Она была признана успешной.

Карьера же Х-31 на этом не закончилась. Она  перешла в разряд “эстрадных” На очередной Парижской авиационной выставке было решено затмить российские Су-35 и МиГ-29. По словам очевидцев, это удалось, хотя наш Су-35 крутил свою показательную программу на меньшей высоте.

Экспериментальному самолету по силе оказались и “кобра Пугачева”, и “колокол Квочура”, он добавил в зрелищную программу  приемы боя, которые  получили название “мангуст” и “разворот Хербаста”.

Казалось бы, господство российских самолетов на авиационных шоу закончилось. Но почему-то на демонстрационной площадке зрители недолго задерживались у Х-31 и спешили к нашим “сушкам” и “мигам”.

Все отлично понимают, что Х-31 — всего лишь воздушная игрушка, он слеп в бою и полностью безоружен. А за Су-27 уже числятся конкретные победы над американскими “Фантомами”.

В 1992 году, когда  летчики российского Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС гостили на авиабазе в Лэнгли, американская сторона,  похоже, сгоряча согласилась на проведение учебного боя. Правда, место выбрала подальше от любопытствующих глаз  — над океаном. Схватка шла между Су-27 и F-15. Вначале уходил от преследования американский летчик, а потом российский.

Пилот F-15 несколько раз  терял из виду Су-27 и запрашивал о нем землю: “Где русский?” И всякий раз  ему отвечали: “Он у тебя на хвосте”.

Так что быть на хвосте в авиации считается первым  делом.

А разбор полетов показал, что даже боевые летчики участники  операции “Буря в пустыне” на своих “Фантомах” не рискуют выходить на виражах за угол атаки в 18 градусов. У Су-27 было в запасе еще 8 градусов маневра.

Случай и расчет

Всегда интересно знать, как возникает идея создания чего-то нового. В нашем случае интересно появление пилотажных фигур, которые стали оружием самолета.

Так “колокол” считают визитной карточкой летчика-испытателя Анатолия Квочура. Сам летчик к “именным” фигурам  относился отрицательно. В одном из интервью он сказал, что ни один летчик не решится выполнить новую фигуру спонтанно: придумал — сделал. Это будет последнее, что он вообще сделал в небе. Его тут же  спишут из авиации. Время лихих авиаторов и безумной самодеятельности прошло. Новая пилотажная фигура — это работа многих  авиационных специалистов, и прежде всего Центрального аэродинамического института.

А вот идеи, как и было во все времена, приходят случайно.

Если быть справедливыми, то “колокол” следует записать в актив летчика-испытателя В. Котлова. А ситуацию, в которой он родился — критической.

Однажды в полете на Су-27 разгерметизировался приемник воздушного давления, и летчик перестал получать информацию о скорости самолета. При резком  наборе высоты он вдруг почувствовал, что самолет “завис”. Скорость упала до нуля. Потом самолет скользнул на хвост, в кабине возникла невесомость. Высота в 8000 метров позволяла летчику спокойно оценить обстановку и не спешить  с принятием каких-то мер. Между тем самолет клюнул носом и начал штопорить. А тогда (было это двадцать лет назад) считалось, что Су-27 из штопора не выходит. Летчику приказали катапультироваться на высоте 4000 метров.

Приближался момент покидания самолета, но летчик вдруг обнаружил, что машина управляем, и он  спокойно посадил ее на аэродром.

Позже испытания покажут, что Су-27 выходит без особых проблем из всех видов штопора.

А случай с летчиком В. Котловым не забылся. Его нулевая скорость при  наборе высоты  легла в основу эффекта пилотажа фигуры — “колокола”.

Каждый раз, выполняя ее, летчик-испытатель Анатолий Квочур повторяет экстремальный полет своего коллеги.

Су-27 оказался управляем на самых критических углах атаки. Честно говоря, даже конструкторы не могли предсказать это. Выполняя “колокол”, Анатолий Квочур выписывал самолетом  дугу почти в 180 градусов.

 

Было бы странным, если бы на этом летчики остановились. А нельзя ли крутануть все 360 градусов? Оказалось, можно. Это доказал другой летчик-испытатель — Герой России Евгений Фролов, и фигура получила именное название “чакра Фролова”.

“Чакра” — название экспортное. На западе хорошо известно оружие индейцев — заостренный плоский диск. Так что оно еще и с намеком.

Какой летчик не мечтает в воздушном бою любезно пропустить своего  преследователя вперед. Ведь так удобнее брать его на прицел. Но какой преследователь согласится поменяться местами.

Надо бы его к этому вынудить. Тормознуть бы самолетом, как это часто делают герои мультфильмов в сумасшедших погонях.

На винтовых самолетах такой прием был нереален, а реактивная авиация это сделать позволяет.

Летчик-испытатель Герой России Виктор Пугачев запросто тормозит свой самолет, закидывая его на критические углы. Прием этот так и называется — аэродинамическое торможение, а если более ярко, то “кобра”. Самолет преследователя проносится в это время мимо, и тут уже все зависит от реакции и мастерства бывшей  жертвы.

На авиационных выставках любят  показывать самолеты во всей  их мощи, выкладывая  то вооружение, которым самолет способен владеть. Но, к сожалению, одно из орудий стоящего на земле самолета скрыто — его сверхманевренность, Она проявляется толкло в воздухе и только в ближнем бою.

“Су-27” в атаке.

Приемы воздушного боя.

“Колокол Квочура”.

“Кобра Пугачева”.

“Чакра Фролова”.

Вячеслав Федоров

http://www.warlib.ru/index.php?id=000121

Картина дня

наверх