На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

МАЙДАНОВ Николай (Каиргельды) Саинович (1956-2000)

http://aeroplan2010.mirtesen.ru/videos/390929709341

Майданов Н.С.

Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации полковник Н.С. Майданов родился 7 февраля 1956 года в селе Таскудук Джамбейтинского (ныне Сырымского) района Уральской области (Казахстан) в многодетной семье рабочего. В 1973 году Николай окончил среднюю школу в городе Чапаеве Уральской области и решил поступать в Актюбинское училище гражданской авиации, но из-за того, что его друг был забракован врачебной комиссией, поступать в училище отказался и в итоге поступил на курсы водителей.



До призыва в Вооруженные Силы Майданов работал на кирпичном заводе, элеваторе. В 1974-1976 годах проходил срочную службу в рядах Советской Армии, в группе Советских войск в Германии. После увольнения в запас, в 1976 году он поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков и в 1980 году окончил его. Затем, став военным летчиком, Н.С. Майданов служил в Одесском, Забайкальском и Туркестанском военных округах. Летал на вертолёте Ми-24.

В сентябре 1984 года коммунист Н.С. Майданов в составе 40-й армии (Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан) принимал участие в боевых действиях в этой стране. Первая командировка на афганскую землю длилась по декабрь 1985 года.

Второй раз в Афганистан капитан Н.С. Майданов был направлен в апреле 1987 года. Он принимал участие в десантных операциях в районах Пандшера, Ташкудука, Мазари-Шарифа, Газни, Джелалабада. За это время старший лётчик отдельной вертолётной эскадрильи высадил более 200 разведывательных групп. Кроме того за 15 месяцев экипаж Майданова обнаружил и уничтожил десять караванов с оружием. К июню 1988 года выполнил на вертолете Ми-8 1250 боевых вылетов с налётом 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз около 1000 десантников и 100 тонн грузов.

В сложной и опасной обстановке в большинстве вылетов в небе Афганистана старшему летчику вертолетной эскадрильи капитану Майданову не раз приходилось действовать за гранью привычного и даже возможного. И всегда из самых немыслимых передряг он выходил с честью. Так, 12 мая 1987 года экипажи Николая Майданова и Юрия Кузнецова на вертолетах Ми-8 доставляли спецназ в ущелье, где был обнаружен караван моджахедов с оружием. Вертолеты высадили десант, начали возвращаться. Но моджахедов оказалось больше, чем думали. Начался ожесточенный бой, и все поняли: если не вытащить спецназовцев назад из ущелья, то все они погибнут. Комбат спецназа Корчагин попросил вертолетчиков прийти на выручку. Горючего у летчиков почти не осталось, да и с нашей базы поступил приказ возвращаться. Но вертолеты приняли решение вернуться в ущелье, на помощь десанту. И лишь забрав ребят, машины пошли на базу. А там выяснилось, что вертолеты уже потеряли и сообщили об этом в Кабул. Майданова обвинили в невыполнении приказа непосредственного начальника, отстранили от полетов. На счастье, утром в ущелье побывал заместитель командира эскадрильи и на месте убедился, что пилоты поступили верно. За эту операцию Майданова наградили орденом Красного Знамени.

8 сентября 1987 года Николай Майданов обнаружил душманский караван - 250 вьючных животных с оружием в сопровождении группы мятежников. Под сильным огнем, используя рельеф местности, он высадил десант воинов, которые сразу вступили в бой. После этого вертолетчик выполнил еще пять полетов и высадил в общей сложности 60 человек. В ходе этого боевого задания было уничтожено 6 ракетных комплексов "Стингер", большое количество оружия и боеприпасов. Особо отличился капитан Майданов и 8 декабря 1987 года, когда ему была поставлена задача эвакуировать экипажи наших двух сбитых вертолетов. В том районе шел яростный бой. Садился Майданов, без преувеличения, в самое пекло. Ему удалось высадить группу усиления, забрать на борт экипажи сбитых вертолетов и группу десантников.

В другой раз экипаж Майданова эвакуировал со скалы высотой 3500 метров бойцов правительственной армии, блокированных там со всех сторон мятежниками. Правда, для этого пришлось облегчить борт до такой степени, что с вертолета сняли все навесное оборудование и даже двери. А потом в пустыне Регистан Николай спас от смерти около сотни кочевников-белуджей во время бушевавшего песчаного смерча.

Ми-8 В 1988 году за один рейс он вывез на своём вертолёте экипажи двух других подбитых вертолётов и группу спецназа, попавших в засаду. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1988 года, за мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального воинского долга, Николаю Саиновичу Майданову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11582). С той афганской войны он вернулся с золотой Звездой Героя, с боевыми орденами Красного Знамени и Красной Звезды.

Летное мастерство Майданова было столь высоко, что ему одному из немногих пилотов разрешали поиск бандформирований в режиме "свободной охоты", то есть без согласования с командованием авиационной части. Летать с ним пилоты считали за честь. Да и душманы почитали за счастье знать маршруты его полетов: за голову Николая назначили премию в миллион афгани наличными, о чем свидетельствовали красочные объявления, разбросанные по городу Газни. Афганцы вели настоящую охоту за Николаем Майдановым. Дважды в его вертолёт попадали "Стингеры".

Вторая афганская командировка Н.С. Майданова длилась по май 1988 года. Там, в Афганистане, он одним из первых начал применять тактику, которая спасла потом жизнь многим вертолётчикам и солдатам ограниченного контингента. Высоко в горах вертолёты Ми-8 плохо слушались управления и взлетать даже с небольшой загрузкой по-вертолётному "не хотели". Тогда молодой ещё лётчик Николай Майданов стал разгонять боевую машину по-самолётному и... бросать её с горных вершин в пропасть. Рискованный манёвр давал результат - в падении винт раскручивался, машина набирала необходимую скорость и зачастую уходила прямо из-под носа душманов, которые уже готовы были праздновать победу. Однополчане и те, кто сталкивались с Н.С. Майдановым в Афганистане, знали: если вертолёт пилотирует он, можно быть уверенным, живыми вернутся все. И многие на него молились, как на настоящего ангела-хранителя.

В 1992 году Николай Майданов окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. После распада СССР Н.С. Майданов остался на службе в Военно-воздушных силах России, служил в авиации Сухопутных войск. В июне 1998 года он стал командиром вертолётного полка Ленинградского военного округа, дислоцированного под Санкт-Петербургом в посёлке Агалатово Всеволожского района. Затем полковник Майданов принимал участие в контртеррористической операции в Дагестане. Свой перевод из-под Санкт-Петербурга он воспринял нормально: понимал, что на Северном Кавказе его опыт гораздо нужнее. За время операции высадил 6 тактических десантов.

В 1999-2000 годах командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолетного полка полковник Николай Майданов участвовал в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике.

29 января 2000 года звено вертолетов Ми-8, в составе которого находился вертолет командира полка полковника Майданова, вылетело в район Аргунского ущелья, чтобы высадить десант на одну из высот и произвести разведку местности в зоне действия боевиков. Однако сразу после высадки стало понятно, что разведка ошиблась в выборе квадрата десантирования. Отряд десантников попал в засаду - под мощный перекрестный огонь из крупнокалиберных пулеметов противника. Командир вертолетчиков Николай Майданов принял единственно возможное в этой ситуации решение - забрать десантников обратно к себе на борт. Рискуя жизнью, под плотным огнем боевиков, вертолетчики вывели свои машины из-под обстрела, сберегли десант и вертолеты. Но в момент эвакуации десантников шальная пуля снайпера террористов пробила остекление кабины командирского Ми-8, угодила в приборную доску и срикошетила в грудь мужественного пилота, попав в область сердца. Однако, несмотря на такую тяжелую рану, командир не выпустил штурвала из своих рук.

В момент набора высоты еще одна пуля попала Майданову в шею. Однако и тогда Николай продолжал лично управлять вертолетом и почти довел его до нашей базы. Но смерть настигла мужественного летчика прямо в полете - от колоссальной потери крови за несколько мгновений до приземления. Посадку вертолета завершил его второй пилот.

2 февраля 2000 года дважды герой Николай Майданов был похоронен на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. А 10 марта 2000 года Указом Президента России полковник Н.С. Майданов был посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.

 

могила Н.С. Майданова

Картина дня

наверх