Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор
    Странно,но А.Леонов никогда не помогал отечественным художникам-фантастам,а ведь мог это сделать,но не делал(((только...Космическая живоп...
  • Elena Amanova
    сильно дорогой.  Нельзя ли подешевле?Легкий двухмоторн...
  • Александр Шиховцев
    Как обычно все приврали! Прошло уже 18 лет! Все было подругому. Смертельное пике ...

Загадка сталинского авиапрома . 75 лет назад в России приступили к проектированию резинового самолета для подводных лодок

Американцы недавно создали надувной планер и на весь мир кричат о своем приоритете. Но на самом деле приоритет в этой области давным-давно за Россией и ее выдающимся сыном – летчиком, конструктором и изобретателем Павлом Гроховским.

Загадка сталинского авиапрома . 75 лет назад в России приступили к проектированию резинового самолета для подводных лодокСправка
Гроховский Павел Игнатьевич (1899–1946) –советский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной и воздушно-десантной техники, мастер парашютного спорта (1934). Участник Октябрьского вооруженного восстания и Гражданской войны. Окончил Качинскую военную авиационную школу (1925). С 1929-го летчик-испытатель научно-исследовательского института Военно-воздушных сил, одновременно руководитель конструкторского отдела при управлении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии, а затем начальник и главный конструктор особого конструкторского производственного бюро Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии (1932–1934), начальник и главный конструктор Экспериментального института Наркомата тяжелой промышленности по вооружениям Рабоче-крестьянской Красной армии (до 1937). Создал первые в мире хлопчатобумажные людские и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолетов.

Награжден орденом Ленина. Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно. (Источник: «Авиация: Энциклопедия». М.: Большая Российская энциклопедия, 1994).

***

Парк авиаторов, что в Московском районе Санкт-Петербурга, – территория исторического Корпусного аэродрома. Новоизмайловский проспект – его бывшая взлетно-посадочная полоса. Корпусной аэродром возник еще до Первой мировой войны, как испытательный аэродром военного ведомства. На его северной окраине находился ангар Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где собирали знаменитые самолеты «Илья Муромец».

В советское время здесь разместили ремонтно-авиационные мастерские, в 1926 году их передали вновь образованному авиаремонтному заводу № 47, входившему в состав «Правления фабрично-заводскими предприятиями Военно-воздушного флота /Промвоздух/». В 1930 году он вошел в состав особого конструкторского производственного бюро Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии, возглавляемого Павлом Игнатьевичем Гроховским. Позже был передан Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР и обрел новое имя: «Опытный завод № 47 Экспериментального института по работам РККА».

***

12 января 1936 года фельдъегерь вынес из проходной опытного завода № 47 секретное письмо и повез его в Адмиралтейство – начальнику Военно-морских сил Балтморя Л.М. Галлеру.

Текст письма гласил:

«На основании благоприятных результатов испытаний, проведенных в 1935 году нашим институтом мягких планеров, институт приступил к проектированию резинового самолета для подводных лодок. Собранный самолет имеет малые габариты не более 1 куб. метра и приготовляется к полету наполнением сжатым воздухом из баллона в течение 5 минут. Для замера люков и необходимой для размещения самолета кубатуры прошу Вашего распоряжения допустить к осмотру одной из подлодок Балтморя инженеров нашего института».

Разрешение было получено. Специалистам Экспериментального института обеспечили допуск к оборудованию соответствующего отсека-ангара на одной из ремонтируемых подводных лодок Балтийского флота. Правда, для экспериментов выбрали лодку старую, дореволюционного проекта.

***

Работать над надувными планерами П.И. Гроховский начал в своем институте в 1934 году. По замыслам резиновые планеры были незаменимы для альпинистов – «горных десантников», а кроме того, позволяли десантному планеру стать многоразовым. После приземления их можно было собрать, скрутить, сунуть в мешок и вернуть на базу небольшим самолетом.

Опыты по постройке мягкого летательного аппарата начали с проверки жизнеспособности «резинового крыла», которое изготовили на ленинградском «Красном треугольнике». Испытывать его вызвался комсомолец планерист Ваня Петушков. Закрепив ремнями крылья, Петушков встал в открытый кузов. Грузовик поехал. Из-под ног у хлопца ушел кузов, и Петушков оказался в воздухе. Пролетев совсем немного, он мягко ткнулся в землю ногами. Несколько коротких подлетов Петушков сделал с грузовика. Потом применили привязь. Планерист после отрыва от платформы кузова летел на буксире за автомобилем. Такой полет мог длиться несколько минут, до тех пор, пока автомобиль не уменьшал скорость. Сначала получалось не очень, но в конце концов Петушков начал летать устойчиво и довольно продолжительное время. При одном из полетов планер упал на крыло. Оно мягко самортизировало.

– Безопасность на все сто! – засмеялся Гроховский. – И чинить не надо. Будем строить резиновый планер. Пожалуй, на нем можно будет летать без парашюта.

***

Пневматический планер изготовило другое ленинградское предприятие – завод «Промтехника». По прямой летал он вполне прилично. И на буксире за самолетами «Авро» и У-2, и в планирующем полете. На нем поднимался в воздух и сам Гроховский. В Красногорском киноархиве сохранилась кинопленка, зафиксировавшая, как планерист надувает насосом резиновый планер, садится в него и планер взлетает за самолетом-буксировщиком…

Но вот с разворотами дело не очень ладилось. Под действием боковых сил планер изгибался – отклоненные рули выкручивали тело планера. Рули действовали как бы сами по себе, фюзеляж эластично гасил все их усилия. Стало ясно, что конструкция фюзеляжа должна быть комбинированной, дабы обеспечить необходимую жесткость.

Продемонстрировав планер членам правительства на параде в Тушине, Гроховский подарил «дутик» МАИ, надеясь, что работа над надувными летательными аппаратами заинтересует молодых инженеров. Попав на склад МАИ, планер так там и лежал, пока не пришел в негодность. У преподавательского состава авиаинститута резиновый летательный аппарат воодушевления не вызвал.

***

Загадка сталинского авиапрома . 75 лет назад в России приступили к проектированию резинового самолета для подводных лодок

Иван Васильевич Титов – помощник начальника Экспериментального института по работам РККА (позднее – пом. нач. Экспериментального института Н.К.Т.П.).

Зато в Экспериментальном институте работы по этой теме продолжались. Под руководством Ивана Титова был изготовлен пневматический планер-амфибия «Имени Х съезда ВЛКСМ» – одноместный моноплан с высокорасположенным крылом; фюзеляж с законцовкой-раструбом, на котором крепились хвостовое оперение и костыль; в кабине пилота – деревянные рычаги управления. Сидел пилот на мягкой подушке. В этом варианте пневматического планера были использованы уже и дерево, и металл. Конструкторы смогли добиться портативности и легкости аппарата. Вес его составлял всего 77 килограммов. Планер умещался в сумку размером метр на метр и глубиной 50 сантиметров. К полету мог быть готов через 20 минут при использовании ножного воздушного меха.

Первый полет на новом «дутике» Гроховский не доверил никому. В один из вечеров жители Ленинграда, гуляющие по набережной Невы, увидели, что за глиссером, отруливающим на малых оборотах от причала, тянется планер с опущенными в воду концами крыльев. Взревел мотор глиссера. Сцепка устремилась вперед. Крылья планера стали подниматься. Как только глиссер вышел на редан, «дутик» оторвался от воды и на малой высоте пошел над водой. Сведенные мосты через Неву не дали полетать долго. Но Гроховский остался доволен: «Кажется, мы сделали то, что хотели!»

Дальнейшие заводские испытания проводил испытатель Георгий Шмидт. Гидропланер буксировал самолет У-2. На высоте 60–100 метров Шмидт отцеплялся. Пролетев по прямой километр или более, садился на землю или воду. Все было вполне нормально. Можно было думать о создании надувного самолета.

Мягкий складной самолет-разведчик для подводных лодок получил индекс ПГ-69 (Пневматический Гроховского, объект с порядковым номером 69) и был включен в план работ опытного завода № 47 на 1936 год.

Загадка сталинского авиапрома . 75 лет назад в России приступили к проектированию резинового самолета для подводных лодок

П.И. Гроховский: «Этот резиновый планер в гористой местности может выдержать удары значительной силы, а малый вес его (около 40 кг) позволит ему подниматься при малых восходящих потоках».

Рабочий проект предусматривал постройку экспериментального надувного самолета весом 290 кг, вмещающегося в подводной лодке в ангар длиной 4 метра и диаметром 1,5 метра. Моноплан – летающая лодка. Расчетная дальность его полета составляла 250–300 км, скорость 100 км/ч. Экипаж – 1 человек, мотор – чешский, «Прага», мощностью 40 л. с. Крыло и хвостовая часть фюзеляжа – прорезиненная многослойная перкаль. Передняя часть фюзеляжа и кабина пилота – дерево. Мотоустановка, подкосы крыла и система управления – металл. Складное и съемное оперение, съемная мотоустановка, свертывающиеся крыло и фюзеляж. Запас плавучести – 86,0%. Потолок: без подкачки воздуха в полете – 500 метров, с подкачкой в полете –2000 метров.

 

***

Документация «Опытного завода № 47 Экспериментального института по работам РККА» зафиксировала: к маю 1936 года производство ПГ-69 было выполнено на 20%, а техническая готовность составляла 35%. В плановом задании стоит дата окончания строительства экспериментального экземпляра ПГ-69 – июнь 1936 года…

Загадка сталинского авиапрома . 75 лет назад в России приступили к проектированию резинового самолета для подводных лодок

МиГ-19, установлен на памятной стеле в парке Авиаторов в честь Корпусного аэродрома

Судя по сохранившейся документации завода и переписке с командованием КБФ, сомнений о завершении работ в установленный срок ни у кого не было. Надо думать, что так и произошло. Но что было дальше с уникальным надувным самолетом – неизвестно.

В годы блокады вся последующая документация завода за 1936–1937 годы сгорела. Архивы ленинградских предприятий хранились тогда в корпусах Гостиного двора, и пожар, возникший при артобстреле, уничтожил огромное число уникальных документов.

Возможно, судьбу пневматического гидросамолета-разведчика ПГ-69 удастся когда-нибудь восстановить на основании секретных документов архивов ВМФ. Пока же самолет этот остается для нас очередной загадкой сталинского авиапрома.

 

 

 

 

 

http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=16&...

Картина дня

наверх