Впервые теоретически обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений российский ученый и философ К.Э.Циолковский. Воплощению его идей на практике, созданию первых ракет в 1930-х годах посвящен раздел экспозиции “Начало ракетостроения в СССР”.
С 1949 года с помощью ракет изучается околоземное космическое пространство, проводятся полеты животных с целью подготовки полета человека.
К 1957 году под руководством Главного конструктора С.П.Королева была создана двухступенчатая ракета, выведшая на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Запуск первого спутника открыл путь в космос человеку. 12 апреля 1961 года Ю.А.Гагарин совершил первый в мире полет на космическом корабле “Восток”. Дальнейшее развитие пилотируемой космонавтики связано с запуском орбитальных станций, которые стали домом для космонавтов, научно-техническими и производственными лабораториями.
Запуском первой в мире станции в сторону Луны в 1959 году наша страна положила начало исследованию Солнечной системы. В состав нашей “планетной” экспозиции включен уникальный экспонат-фантом — манекен, облетевший вокруг Луны с целью подготовки лунной экспедиции.
Международное сотрудничество в космосе началось с совместного полета космических кораблей “Союз-19” и “Аполлон” в 1975 году. Специально для этой программы был разработан представленный в экспозиции андрогинный периферийный агрегат стыковки.
Существующая экспозиция “История космонавтики” создана в начале 1980 —х годов. Но уже в 1957 году Политехнический музей первым в стране стал знакомить посетителей с достижениями космонавтики.
***
Инструменты для выполнения монтажно-сборочных работ в открытом космосе.
Скафандр лунный «Кречет» с костюмом водяного охлаждения. АО «Звезда». 1969 г
Перчатка от скафандра, в котором космонавт А.П.Александров производил монтажно-сборочные работы в открытом космосе. 1980-1983 гг. Подарена музею А.П. Александровым.
«Вакуумная емкость для нижней части тела человека». Использовалась для профилактики нарушения системы кровообращения космонавтов в условиях невесомости при наземной подготовке к полету. 1976-1977 гг.
Макет автоматической межпланетной станции «Вега». М 1:10. Институт космических исследований.
Аэростатный зонд для Венеры
Аэростатный зонд для Венеры
«…Милостивая Венера!.. Ты одна управляешь Вселенной, без тебя не зарумянится день», — писал римский философ Лукреций Кар две тысячи лет назад о самом ярком — после Луны и Солнца — небесном светиле.
Поэты разных времен посвящали Венере свои строки. Великий Ломоносов впервые взглянул на Утреннюю звезду не только как поэт, но и как ученый. В 1761 г., наблюдая Венеру в момент ее прохождения по солнечному диску, М.В.Ломоносов делает вывод: «…планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою, таковою (лишь бы не большею), каковая обливается около нашего шара земного».
Атмосфера Венеры оказалась столь «знатною», что надежно скрыла планету от землян, и даже в современные мощные телескопы не удается увидеть ее облик. Поэтому Венера всегда оставалась загадкой для астрономов.
Космическая техника открыла новые возможности в изучении планет Солнечной системы. И вот уже к Венере одна за другой отправляются автоматические станции для непосредственного изучения таинственной планеты.
Большой интерес вызывает исследование атмосферы планеты, выполненное в июне 1985 г. с помощью аэростатных зондов международной экспедиции «Вега».
Аэростатный зонд состоит из двух систем: собственно аэростата и гондолы с научной аппаратурой, которая подвешивается к аэростату.
Сферическая оболочка аэростата выполнена из прочной фторлоновой лакоткани, обладающей высокой газонепроницаемостью для гелия, которым она наполнялась, и стойкой к капелькам концентрированной серной кислоты, составляющей основную часть венерианских облаков. Диаметр оболочки 3,4 м, что обеспечивало дрейф аэростата на высоте 53—54 км в наиболее плотной части облачного слоя, окутывающего Венеру.
Система отображения информации и средств ручного управления (пульт спускаемого аппарата «Нептун») космического корабля «Союз-Т». Жуковский Моск.обл., 1982-1983 гг.
Тканеэквивалентный фантом-манекен для изучения воздействия радиации на человека в космическом полете.
Тканеэквивалентный фантом-манекен
А мы все-таки полетим на Марс!
Ф.Цандер, 1930г.
Рано или поздно наступит время, когда люди научатся совершать дальние космические путешествия, может быть, даже создадут поселения на Луне и других небесных телах. Правда, вначале предстоит решить множество сложных проблем — и чисто технических, и непосредственно касающихся обеспечения безопасности космонавтов.
Серьезной угрозой для человека, особенно на межпланетных трассах, является космическая радиация. Для изучения ее воздействия Институтом медико-биологических проблем АН СССР в 1968 г. был разработан тканеэквивалентный фантом-манекен (ФМ-2). Он представляет собой модель тела человека, размеры которого соответствуют усредненным параметрам — рост 170 см, вес 70 кг.
Главная особенность его заключается в том, что он изготовлен из специального материала (смеси зерен пшеницы, древесных опилок, органической смолы), который по способности воспринимать радиацию близок к биоткани нашего организма. В фантом-манекене имеются 20 каналов, которые расположены в местах жизненно важных органов человека. Тканевые дозы радиации измеряют дозиметры, размещенные в этих каналах.
Фантом-манекен, находящийся в Государственном Политехническом музее, дважды побывал на борту межпланетных аппаратов в качестве «космонавта»: в 1969 г. совершил полет на станции «Зонд-7» по трассе Земля—Луна—Земля, а в 1970 г. «работал» на искусственном спутнике Земли «Космос-368». Результаты исследований, проведенных с помощью фантом-манекена, позволили разработать комплекс мер радиационной безопасности для осуществления длительных полетов человека на орбитальных станциях.
Государственный Политехнический музей является единственным музеем страны, где можно познакомиться с этим уникальным экспонатом.
Макет космической ракеты «Восток». Масштаб 1:10.
Ракетно-космический жидкостный двигатель 11Д425 для коррекции и торможения АМС «Венера» и «Марс» (технологический дубликат). Москва, КБ им. А.М. Исаева, 1979 г.
Макет орбитальной станции «Мир». М 1:50. Государственный научно-производственный космический центр им. М.В.Хруничева.
Противоперегрузочное кресло космического корабля «Союз».
Амортизационное кресло космического корабля «СОЮЗ»
С самого начала подготовки пилотируемого космического полета велся непрерывный поиск способов защиты человека от перегрузок, возникающих во время взлета корабля, маневрирования в полете, а также при его вхождении в плотные слои атмосферы при посадке. Эти перегрузки могут в десять раз превышать нормальную силу тяжести.
К.Э. Циолковский еще в 1878 году ставил на мелких животных опыты с применением центрифуги, так как уже тогда предвидел воздействие ускорений на человека при выходе космического аппарата на орбиту. Он же дал первые рекомендации по уменьшению воздействия ускорений. «Отец космонавтики» предлагал укладывать космических путешественников так, чтобы перегрузки действовали в поперечном направлении (грудь—спина), и, кроме того, рекомендовал погружать человека в жидкость, плотность которой равна плотности его тела.
Идеи Циолковского в этой области были развиты Ю.В. Кондратюком, который считал, что для повышения сопротивляемости перегрузкам «человек совершенно голый ложится на спину в форму, специально отлитую по его фигуре…» Иными словами, Кондратюк предлагал идею специального ложемента.
Предложения обоих ученых были воплощены в жизнь в противоперегрузочных креслах реальных космических кораблей, разработкой которых вот уже много лет занимается научно-производственное предприятие «Звезда».
Кресло первого в мире космического корабля «Восток» было установлено под определенным углом, что обеспечивало действие ускорения в направлении «грудь-спина», но ложемента оно не имело. Ложементы появились на кораблях серии «Восход» (1964—1965 гг.).
В зале космонавтики Политехнического музея представлено кресло модели «Казбек», которыми оснащались космические корабли серии «Союз». В экспозицию оно поступило в 1970 году прямо с предприятия-изготовителя, где использовалось для предполетных тренировок экипажей. Такие кресла впервые снабжались амортизационной системой поршневого типа, обеспечивавшей эффективное гашение ударных перегрузок. Каркас кресла подвешивался на амортизаторе, располагавшемся у заголовника. В орбитальном полете кресло находилось на опущенном амортизаторе, а при приземлении, после ввода в действие парашюта, специальная пиросистема поднимала его в рабочее положение.
Система привязных капроновых ремней надежно фиксировала космонавта, защищая его от линейных и вибрационных перегрузок. Благодаря этому у него появилась возможность поддерживать связь с наземными станциями и передавать на телеметрию физиологические параметры по специальной кабельной сети.
Кресло, хранящееся в музее, — одно из первых изделий такого рода.
А. Г. Зуева
Макет первого лунного самоходного аппарата «Луноход-1».
Макет ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». М 1:100. Институт космических исследований. Конец 1980-х гг.
Стыковочный аппарат системы «Союз-Аполлон».
Стыковочный аппарат системы «СОЮЗ» - «АПОЛЛОН»
Человечество приобретает всемирный океан, дарованный ему… чтобы связать людей в одно целое, в одну семью.
К.Э.Циолковский
В 1970 г. в Москве между учеными — представителями СССР и США состоялось обсуждение возможности разработки конструкций космических кораблей с совместимой системой стыковки, а в апреле 1972 г. было подписано соглашение по экспериментальному космическому полету «Союз»— «Аполлон».
В 1975 г. (17 и 19 июля) советский и американский космические корабли дважды состыковались на орбите. Это позволил осуществить АПАС — андрогинный периферийный агрегат стыковки. Остроумная конструкция этого узла позволяет обеспечить надежное соединение его с таким же узлом, поэтому установка АПАСов на космических кораблях разных типов обеспечивает возможность точной стыковки этих аппаратов.
Во время первого экспериментального полета подобного рода на орбите находилось пять человек: американские астронавты Дональд Слейтон, Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и советские космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов. После приземления, во время пресс-конференции они высказали единое мнение, что совместный полет «Союза» и «Аполлона» — это первая ступенька на пути создания общепланетной космической техники, в работе над которой будут принимать участие многие страны.
В Государственном Политехническом музее хранится один из шести подлинных андрогинных периферийных агрегатов стыковки, сконструированных для того знаменитого полета. Он останется в истории техники как памятник, связанный с первым шагом на пути к созданию системы взаимопомощи в космосе.