На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Great Leap for mankind (Большой скачок для человечества)

40 лет назад человек впервые увидел вот это: 
Фото сделано с лунного модуля Аполлона-11 20 июля 1969 года. (NASA)

Скорость освоения космоса в первые годы "космической эры" поражает: в конце 1957 года - первый спутник, через три с небольшим года - первый человек в космосе, а через  неполные двенадцать лет после спутника - прогулка по Луне.

С тех пор дело как-то застопорилось. За 40 лет после Аполлона-11 - постоянные космические станции, многоразовые корабли (заканчивающие свой век), всякий ГЛОНАСС да Google Earth. Неплохо, конечно, но не прорыв. "Отмотайте" еще 40 лет назад: 1929 год - только пара лет прошла, как самолет перелетел через Атлантику и появилось звуковое кино. Еще 40 лет назад: 1889 год - нет ни автомобилей, ни самолетов. Да, прогресс ушел в какие-то другие области, от перевозки людей и грузов - в связь между ними. 

Но сегодня - памятная дата. В СССР 40 лет назад не велось прямых трансляций, да и собственная космическая программа была засекречена. Кто знал имя С.П.Королева? В США же к полету на Луну готовилась вся страна, а главный конструктор, увезенный из Германии Вернер фон Браун, выступал по телевидению. Чтобы немного восполнить пробел, ниже - подборка фотографий "как это было". Источник - boston.com

Вернер фон Браун объясняет президенту Дж.Ф.Кеннеди устройство ракеты-носителя "Сатурн", начало "лунной гонки" (NASA)
Но давайте по порядку:
Нил Армстронг в марте 1966 года - полет на "Джемини-VIII". (NASA/Space Frontiers/Getty Images).После речи Кеннеди о том, что целью Америки в космосе является высадка на Луне, запуск человека в космос рассматривался как промежуточный шаг. Таким шагом был проект "Джемини".
6 мая 1968 года. Тренировка на лунном модуле (спускаемом аппарате) едва не закончилась трагически. Армстронг успел катапультироваться за секунды перед тем, как модуль взорвался. Военно-воздушная база Эллингтон. (NASA)

Нил Армстронг позирует на фоне такого же лунного модуля, февраль 1969 года (NASA)
Официальное фото Базза Олдрина (NASA)
20 мая 1969 года. Ракету-носитель Сатурн-V выкатывают из сборочного ангара. Высота ракеты 111 метров, именно она спустя два месяца выведет за пределы земного тяготения Аполлон-11. (NASA). Этот ангар и сегодня на своем месте: ракеты собираются сразу вертикально, и медленно - несколько метров в час - движутся к стартовым столам. Насколько я понимаю, у нас технология другая - ракету к столу везут в горизонтальном положении, а там поднимают.
16 июля 1969 года. Старт. (NASA) На борту - астронавты Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин "Базз" Олдрин, общая масса стартующего мехнизма - три тысячи тонн горючего и груза.
  Отделение первой ступени. Высота 38 миль. (NASA)
Вид на Землю с орбиты вскоре после старта. (NASA)
Эдвин "Базз" Олдрин, командир лунного модуля Аполлона-11, внутри модуля по пути к Луне, июль 1969 года (NASA)
Вид на Землю с Аполлона-11, удаляющегося в направлении Луны. 17 июля 1969 года. (NASA)

Вид на лунную поверхность с орбиты Луны. 19 июля 1969 года. Видны кратеры Сабина и Риттер. (NASA). Обратите внимание, фотография цветная - просто поверхность естественного спутника такая монохромная.


Фотография сделана с лунного модуля, только что отделившегося от командного модуля (в центре), в котором остался Майкл Коллинз. После отделения спускаемый аппарат оказался выше командного модуля, но затем начал маневр по снижению и прилунился после одного витка по орбите Луны. Большой кратер в центре - кратер Шмидта. (NASA)
Весь мир, за исключением СССР и Китая, смотрел прямой телерепортаж о первых шагах человека на Луне. Вот, как это первое касание выглядело по телевизору. That's one small step for man, one great leap for mankind...
Базз Олдрин спускается из лунного модуля, чтобы стать вторым человеком на Луне. А фотографирует его первый - Нил Армстронг (NASA). 20 июля 1969 года.

А это фотография самого Нила Армстронга после возвращения с первой прогулки по Луне, сделана Олдрином в кабине лунного модуля, 20 июля 1969 года (NASA) Пожалуй, самая знаменитая фотография этого события. Базз Олдрин, фото Нила Армстронга (его отражение видно в шлеме), 20 июля 1969 года. (NASA).


Астронавты пробыли на поверхности Луны два с половиной часа, установив оборудование для некоторых экспериментов. На этой фотографии видно, как Базз Олдрин несет сейсмограф для измерения "лунотрясений" и лазерный рефлектор. (NASA)


Этот лазерный рефлектор работает до сих пор. В течение нескольких десятилетий он использовался для измерения точного расстояния между Землей и Луной (кстати, выяснилось, что Луна удаляется от Земли на несколько сантиметров в год). (NASA)

Лунный модуль и Земля над ним. (NASA)
Мемориальная табличка, оставленная на Луне экипажем Аполлона-11. "Here Men From The Planet Earth First Set Foot Upon the Moon, July 1969 A.D. We Came in Peace For All Mankind" (Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну, июль 1969 года. Мы прибыли с миром для всего человечества). Среди подписей видна подпись президента Ричарда Никсона. (NASA)
Лунный модуль возвращается к командному. Фото из командного модуля сделал Майкл Коллинз. (NASA)
Прощальный снимок Луны, по дороге домой, 21 июля 1969 года. От Луны 10 тыс.миль (NASA)
Команда Аполлона-11 и водолаз ВМФ США ожидают поднятия на борт после успешного приводнения в Тихом океане 24 июля 1969 года. (NASA)
Астронавты Армстронг, Коллинз и Олдрин в герметичном отсеке (карантин!) на корабле ВМФ США "Хорнет" встречаются с президентом Ричардом Никсоном. 24 июля 1969 года (NASA)

Встреча астронавтов в Нью-Йорке, 13 августа 1969 года (NASA)
    *  *  * Все закончилось на другой день. "Лунная гонка" выиграна. Зачем дальше вкладывать деньги? Бюджет НАСА был сокращен с 5 миллардов долларов в середине 1960-х до 3 миллиардов (постинфляционных) долларов в середине 1970-х. Вернер фон Браун, бывший выскопоставленный офицер гитлеровской Германии, оказался единственным человеком в НАСА, который видел перспективу, и умел убедить президентов, Конгресс и американский народ в необходимости космических исследований. С тех пор космическому агентству США не хватает философов.  (Неожиданная перекличка с известным спором физиков и лириков). Об этом - хорошее эссе во вчерашней "Нью-Йорк Таймс".

В заключение - несколько фотографий о советской лунной программе. Ракета Н-1 была самой мощной в мире, но испытания не смогли убедить в ее надежности. Вот, кстати, как она размещалась на стартовом столе (как я и писал выше, из горизонтального в вертикальное положение она приводилась прямо на старте):
А вот она уже после установки:


А вот так выглядел советский лунный модуль:

  Всего было совершено 4 запуска Н-1, но все закончились неудачно. А после высадки американцев на Луне (и споров внутри советской космической отрасли) программа постепенно была закрыта. Тем не менее, разработанный для Н-1 двигатель НК-33 и сегодня остается одним из самых эффективных. Те же американцы недавно (40 лет спустя после его разработки!) заказали его для собственной ракеты-носителя нового поколения.

Тем не менее, Советскому Союзу есть чем гордиться и в исследованиях Луны. К нашим достижениям надо отнести первый облет вокруг Луны и фотографирование ее обратной стороны ("Лунник-3", 4 октября 1959 года), впервые совершена мягкая посадка на Луну ("Луна-9", запущена 31 января 1966 года): 
Луна-9. И, наконец, первый автоматический вездеход - "Луноход" (а затем и "Луноход-2"): 
Луноход ("Луна-17", запуск 10 ноября 1970 года) Интересно отметить, что в случае с Луной, а затем с многоразовым космическим кораблем Советский Союз, не успев стать первым, позже пытался "выиграть", создав полностью автоматические варианты: Луноход, а позднее "Буран" работали без людей на борту. При признавашемся многими отставании СССР от США именно в автоматике (а не в ракетной области) это интересный показатель. Возможно, сознательная попытка дать толчок развитию именно этой отрасли?

Кстати, американцы тоже плохо знакомы с советскими космическими успехами. Что поделать, гонка в космосе была частью "холодной войны".

Картина дня

наверх