Кто из родившихся в конце семидесятых и начале восьмидесятых помнит маленькие пластиковые самолеты, продававшиеся в магазинах в полиэтиленовых пакетиках? Если для вас название «Донецкая фабрика игрушек» - это не пустые слова, а воспоминание об удачной покупке, если слово NOVO\FROG возвращают вас в детство, то настоятельно рекомендую посетить при случае музей авиации в Беэр-Шева (Израль).
Сам город кстати абсолютно не требует знаний языков отличных от русского, ибо половина его жителей -выходцы из СССР. Сам по себе город вряд ли интересен туристу -развлечений в нем мало, из истории осталось полуразрушенное здание турецкой железной дороги
Меня же привели в этот городок планы посещения авиационного музея. Он находится в окрестностях города, на территории действующей военной базы. Визит в музей начался с курьеза -доехав до КПП, мой попутчик о чем -то долго спорил с охранником. Тот, не хотел пропускать машину. Позиция была следующая- к экспозиции допускаются только граждане Израиля. После 10 минут дебатов выяснилось -что, как обычно, вся проблема в «сложности перевода». Не пускали нас на выставку действующего вооружения, а авиационный музей- пожалуйста вот тут надо свернуть и проехать полкилометра, что мы и сделали.
Купив билеты и пройдя мимо милых еврейских девушек с М-16, попадаешь в музей.
Он состоит из большой открытой территории, на которой стоит разнообразная техника и небольшого здания, в котором собранны различные материалы по недолгой, но насыщенной истории Израильских ВВС.
Первый экспонат музея, мимо которого не пройти -это Кфир.
Яркий пример того, как не имея своих разработок, можно грамотно модернизировать чужие. Честно стырив позаимствовав у французов проектную документацию ее переделали под имеющиеся двигатели + улучшили характеристики. Вуаля -быль Мираж -стал Кфир
Но, опустив хронологию посещения экспонатов, хочу перейти к теме NOVO/FROG и той ностальгии, которая пребывала со мной в Беэр-Шеве.
Один из самых распространенных моделей во времена моего детства был «Фронтовой истребитель» вот с такой невзрачной коробкой:
то что это легендарная английская машина Supermarine Spitfire Mk.VIII/IXc, я в те годы и не догадывался. В Беэр-Шеве эти птички выглядят так:
Рядом кстати стоит чешская реплика основного противника, Мессершмита Bf-109G, Avia S-199. Именно на такой машине ВВС Израиля в 1948 году открыли счет победам. Для нас, детей конца СССР вся немецкая техника была крайне интересна, как все запретное…Увидеть ее живьем приятно даже спустя столько лет..
В этом ряду вообще много легенд. P-51 Mustang был предметом мечтаний…
Купить его в нашей уральской глубинке было просто не реально до начала 90х, когда стали появляться уже вполне качественные и ужасно дорогие европейские модели типа Airfix’a.
В Беэр-Шеве Мустангов несколько. И все они самой популярной модификации D. Для тех кто не в курсе -могу сказать что Форд Мустанг назван именно в честь этого истребителя, а не лошади)))
Так же нельзя пройти мимо американского торпедоносца Grumman Avenger.
Я еще помню его в такой коробке
Для отечественных моделей конца 80х -начала 90х это было вполне приличное приобретение, неплохо собиравшееся и имеющие даже декали!
Живьем «Мститель» выгядит так:
Что удивительно, машина все еще в оригинальном американском камуфляже. К сожалению таблички не было и происхождение этого агрегата выяснить не удалось.
Широкой общественности машины этого типа могут быть известны по двум случаям. Во первых, именно на нем сбили Джоржа Буша старшего, а во вторых звено именно этих самолетов пропало в Бермудском треугольнике, подлив масло в огонь мистики тех мест.
Еще из Нововских моделей самолетов времен войны частично можно посмотреть на британский торпедоносец Fairey Swordfish Mk.I.
Почему частично? Потому что, к сожалению, в музее машина представлена только в таком виде:
В подобном же виде есть турель от «Летающей крепости» В-17:
Если переходить к реактивной авиции -то тут тоже есть что вспомнить…
Во первых это Hawker Hunter F.Mk.I. Честно говоря, коробки я не помню. Но модель была доступная, простая, легко собиралась, а потому была у каждого советского мальчишки, кому нравилось «клеить самолетики».
Должен признать, что в моем мозгу это ероплан не сразу совместился с детскими воспоминаниями.
Так же можно отметить реактивную раму, D.H. Vampire F.B.5/J-28. Как модель -это редкостные дрова, если я все правильно помню))), но сам самолетик забавен.
Ну и закончить экскурс в детство хочется двумя экспонатами.
Это наверное единственная доступная советским детям модель импортного вертолета, Westland Aerospatiale WG.13 Lynx
Ну и широко известный в узких и не очень кругах Mсdonell-Douglas F-4K/M Phantom, один из активных участников Вьетнамской войны и других локальных конфликтов.
Мне эта модель досталась уже в конце восьмидесятых и это было весьма круто по тем временам… США еще были противником номер 1, холодная война и прочие радости жизни еще присутствовали в нашей жизни. И тут ТАКОЕ…приятно вспомнить в общем.
Ну вернемся в Израиль. Фантомов нам не просто много, а очень много!
Ну а кому хочется еще немного «Призраков» - их бронепоезд стоит на запасном пути!
В завершении хочу сказать большое спасибо ресурсу http://www.novokits.ru/ за сканы коробок