Какая техника будет защищать родное небо в XXI веке

Автор:
Сергей Осипов

АИФ №47
от 18 ноября 09г.

Об этом мы говорим с руководителем головного системного конструкторского бюро (ГСКБ) «Алмаз-Антей» Игорем Ашурбейли

 

Про то, что лучшая в мире зенитно-ракетная система — это российская С-300, у нас знают практически все. Многие слышали, что самолёт-шпион Пауэрса был в 1960 г. сбит комплексом С-75. Кое-кому известно даже, что во время агрессии против Югославии в американский истребитель-невидимку F-117 угодила ракета С-125. А вот о том, что все эти средства ПВО были в разные годы разработаны в Головном системном конструкторском бюро (ГСКБ) «Алмаз-Антей», известно немногим.

Последние 9 лет возглавляет эту организацию Игорь Ашурбейли.

Отцы и деды

«AиФ»: — Игорь Рауфович, вы недавно отметили 46-й день рождения. Молодые руководители — это фирменный стиль вашего КБ?

Игорь Ашурбейли: — Собственно говоря, до меня в КБ был только один молодой руководитель. Зато с какой фамилией — Берия! Дело было так. В 1947 г. молодой офицер Серго Берия, сын всесильного зампреда Совмина Лаврентия Берии, защитил в Ленинградской военной академии связи диплом по теме «Наведение самолёта-снаряда на крупную морскую цель». Он был распределён в Специальное бюро № 1 Министерства вооружения СССР, как тогда назывался нынешний «Алмаз-Антей». Так в 22 года Берия стал заместителем начальника КБ, которое вскоре начало работы над проектом зенитной системы с автоматическим наведением вокруг Москвы. В апреле 1953 г. первая ракета успешно поразила над полигоном Капустин Яр цель — четырёхмоторный бомбардировщик Ту-4. Потом Серго Берию арестовали вслед за отцом, в нашу организацию он больше не вернулся. Из-за этого стрельбы по мишени пришлось повторить. Между прочим, Ту-4 вместе с ракетой стоил столько же, сколько строительство жилого дома на 24 квартиры.

«AиФ»: — Куда большим испытанием для «Алмаза» стали 90-е годы. Ведь, говорят, тогда, чтобы собрать электронику для новых ракет, инженеры скидывались и ехали за деталями на Митинский радиорынок.

И. А.:  Про рынок сразу могу сказать: не было такого! Да, радиодетали брали из остатков того, что было произведено в 70-х гг. Зачастую та продукция даже более качественна, чем то, что производится сейчас. Как выживали? Площади в аренду коммерсантам сдавали. Потом приходилось доказывать различным комиссиям, что магазин, торгующий колготками на территории почтового ящика, — это не развал оборонной промышленности, а способ её поддержания. Сейчас, слава богу, аренда перестала быть значимым источником доходов. Но всё равно говорить, что мы выжили, ещё рано. Сейчас на «Алмазе» работают поколения не отцов и детей, а дедов и внуков. Наиболее перспективные молодые кадры ушли в 90-е, осталось старшее поколение. И младшее — в этом году приняли на работу 250 человек в возрасте 25-30 лет. Сейчас самое важное, чтобы «деды» успели передать «внукам» свои знания и умения.
Дырявое небо

«AиФ»: — А удастся ли пережить тяжёлые времена противовоздушной обороне страны? Ведь не секрет, что наши радары просматривают ныне далеко не всё воздушное пространство, а новые комплексы С-300, ставшие во времена СССР основой сил ПВО, давно не поступали на вооружение.

И. А.: — Да, за последние 16 лет на вооружение Российской армии не поступило ни одной системы С-300. У нас их сейчас более 100, но большинство — изготовленные в 70-80-х гг. прошлого века. К 2015 г. их придётся сдать в металлолом. Новые и действительно современные комплексы С-300 «Фаворит» шли только на экспорт, у нас самих таких нет. Мы бы и рады вооружить ими собственную армию, но армия заказывает нам только модернизацию старых комплексов. Это лучше, чем совсем ничего не делать, но… «Запорожец», модернизированный до уровня «Мерседеса», в полном смысле «Мерседесом» не становится.

«AиФ»: — А комплекс С-400 «Триумф», принятый на вооружение в 2007 году, призван заменить устаревшие С-300?

И. А.: — Старые С-300 ПС будут заменяться на комплексы «Витязь», находящиеся у нас в финальной стадии разработки. С-400, по идее, должны закупаться в дополнение к более новым «трёхсоткам» ПМ, произведённым советской оборонной промышленностью в 80-х гг. Кстати, второй дивизион первого полка С-400 через несколько дней встанет на боевое дежурство под Москвой. До конца года (2009 г.) будет изготовлена техника для третьего дивизиона.

«AиФ»: — Чем новые С-400 будут лучше проверенных С-300?

И. А.: — Всем! Дальность С-300 не превышает 250 километров, С-400 — 400 км. Количество целей, которые комплекс может сопровождать и сбивать, у С-400 вдвое больше. Грубо говоря, современный комплекс С-300 может сбивать самолёты, крылатые ракеты и оперативно-тактические баллистические ракеты на дальности до 200 км. А С-400 способен поражать всё, кроме межконтинентальных баллистических ракет.

«AиФ»: — Кто же будет заниматься ими?

И. А.: - В 2007 г. Военно-промышленная комиссия при правительстве приняла решение о создании единой системы зенитного ракетного оружия (ЕС ЗРО) пятого поколения. Головной организацией определено наше ГСКБ. В рамках ЕС ЗРО разрабатываются комплексы разной дальности. Самый «ближний», до 5 км («Морфей»), будет на последнем рубеже добивать то, что прорвалось через предыдущие рубежи обороны. Потом идёт система «Тор», работающая на малой дальности. Среднюю дальность прикрывают «Витязи», о которых я уже говорил, далее — С-300 ПМ и С-400. Дальние и верхние рубежи должна сторожить мобильная система противоракетной обороны, которая пока разрабатывается.

«AиФ»: — Это то, что главком ВВС господин Зелин недавно назвал комплексом С-500?

И. А.:  Отвечу так: пока что единственной системой в мире, которая способна перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты, остаётся советская ещё А-35, система обороны Москвы и московского промышленного района. Она была разработана в НИИ приборостроения, который ныне входит в ГСКБ «Алмаз-Антей». Кстати, 29 октября этого года на полигоне Сары-Шаган в Казахстане впервые за последние 10 лет осуществлён запуск такой ракеты. Всё прошло успешно и подтвердило, что противоракетный щит вокруг столицы всё ещё крепок. По крайней мере, в ближайшие 15 лет об этом можно не беспокоиться. Так вот, очень хотелось бы сделать что-то подобное, но уже не в стационарном варианте, как сейчас, а в мобильном, чтобы комплекс не был привязан к одному городу, а при необходимости мог защитить и Владивосток, и Мурманск, и Сочи.

Досье

Игорь Ашурбейли родился в Баку в 1963 г. В 1985 г. окончил Азербайджанский институт нефти и химии по специальности «Автоматизация систем управления». В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию. В начале 90-х работал в бизнесе, связанном с телекоммуникациями, в 1994-м назначен заместителем гендиректора НПО «Алмаз» по внешнеэкономической деятельности. В 2000 г. возглавил ГСКБ «Алмаз-Антей». Женат, имеет сына.

http://www.aif.ru/society/article/30896

Полет орбитального корабля "Буран" 15 ноября 1988 г.

Высота - двадцать пять,
до Земли ещё четверть часа -
Возвращенье домой
из глубин его звёздной обители.
И готова давно
для посадки ему полоса,
Путь к которой лежит
под охраной крыла истребителя.

Вот прошёл через слой
так не вовремя взявшихся туч,
На Земле тишина,
все застыли в тревожном молчании.
Весь полёт его был
словно яркий космический луч
Озаривший для всех
фантастические расстояния.

Вот и всё. На Земле.
Слышно радость у всех в голосах,
И создателей все
поздравляют с бесспорной победой.
Он проделал свой путь
за неполных четыре часа,
Но кто знать мог тогда,
что полёт этот станет последним?

http://www.buran.ru/htm/flight.htm

Продолжается авиашоу в Дубае

Во второй день работы авиашоу самых высоких гостей стало поменьше, зато активности в виде подписаний соглашений только прибавилось. Приходится одновременно быть в нескольких местах, а и по пути снимать пропущенные в первый день экспонаты.

Ну и жанры – куда без этого!
6Y9A4859




По традиции начинаем с нашего стенда.
Посетители выставки ходят вокруг, щёлкают языками, задают вопросы. Но все главные события происходят за закрытыми дверьми: и переговоры министра промышленности и торговли, и обсуждение продажи половины КБ "ВР-Технологии" арабским инвесторам.

6Y9A4218


Покупать? Заверните мне 50% вооон той компании! И вот эту модельку впридачу!
6Y9A4237


Вокруг "Яка" постоянное движение. То машину утаскивают на демонстрационные полёты...
6Y9A4315


...то используют для фотосессий...
6Y9A4360


Девушки тоже не против фотографий с бравыми парнями-техниками и всякими мощными штуками.
6Y9A4356


Фотографов сменяют военные...
6Y9A4054


...военных сменяют другие любопытствующие. Словом, машинка пользовуется популярностью.
6Y9A4037



6Y9A4392



6Y9A4276


Но после обеда наступило время демонстрационных полётов. Подготовка к вылету.
6Y9A4669


Тут он уже возвращается на стоянку, а сами полёты покажу отдельно.
6Y9A4718


"Патруль де Франс" знатно порезвился.
6Y9A4853


Даже нарисовали барашка.
6Y9A4851


Как фотографировать полёты на ширик.
6Y9A4865


Главное - выбрать передний и средний план, а самолёты дальний сами нарисуют.
6Y9A4867



6Y9A4882



6Y9A4893



6Y9A4908


Саудовские "зеленя" пока отдыхают – летают через день, а то и реже.
6Y9A4657


Продолжаются экскурсии по "Ансату".
6Y9A4292


После заявления о "ВР-Техологии" интерес к VRT500 повысился.
6Y9A4636


Ми-38 тоже готовится "размять лопасти" – он участвовал в полётах.
6Y9A4440


Для контраста с салоном Ми-38 – ещё один вертолёт.
6Y9A4165


Кто не узнал – это "Чинук".
6Y9A4159


Навевает воспоминания о "Кин-дза-дза".
6Y9A4161


Японский C-2 немного полетал...
6Y9A4838


...но без экстрима в виде бочек.
6Y9A4841


Заявленный в лётной программе Тайфун внезапно пролетел в количестве четырех штук.
6Y9A4696


Истребители на выставке были новые и не очень. "Мираж" – ветеран арабских ВВС.
6Y9A4642


Американец F-16, изрядно раздобревший от топливных баков, составляет компанию французу в ВВС ОАЭ.
6Y9A4729


Истребители были закуплены более 10 лет назад. Так что самое время напомнить потенциальному покупателю, что у Франции есть игрушки и поновее!
6Y9A4653


И покрупнее! Если надоел C-130, A400 может спасти ситуацию!
6Y9A4453


Очки в строгой чёрной оправе ему идут.
6Y9A4444


"Чёрный ястреб" уже без толпы.
6Y9A4648


Морда "Апача" напоминает стрекозу. Или муравья...
6Y9A4647


Опять забыла, что за вертолётина?
6Y9A4644


Хватит военщины.
Вот вам "Пилатус". Да не простой, а реактивный.
6Y9A4123


Внутри очень мило.
6Y9A4134


Но встать во весь рост не получится.
6Y9A4129


Но вы же не будете стоять весь полёт?
6Y9A4130


Компактная раковина в передней части салона.
6Y9A4126


Четыре больших дисплея, мини-штурвалы – вполне взрослая машина.
6Y9A4124


Airbus A220 для Египта.
6Y9A4443



Ну и вдогонку несколько жанров на фоне красоты.
6Y9A4451


Так как дождь полил только на четвёртый день, пришлось искать другие отражения.
6Y9A4141


Ливнёвки забились песком и жёлтые парни проталкивают его лопатами.
6Y9A4150


На эмиратские борта в этот раз заходить не стала, говорят, что там всё то же самое.
6Y9A4457


Фальконы второй год возят на выставки новый салон 6Х, отбоя от клиентов нет.
6Y9A4621


Эти хадские.
6Y9A4924



6Y9A4800


Всем пис и кисс фром май хард!
6Y9A4157


Вот такая красота.

Картина дня

))}
Loading...
наверх