8.11.2011, Гладилин Иван
http://www.km.ru/v-rossii/2011/11/08/polozhenie-russkoyazych...
Владимир Садовничев и Алексей Руденко. Фото: "Радио Озоди" RFE/RL.
МИД РФ вступился за Владимира Садовничего лишь сегодня, уже после вынесения летчику приговора
Еще одного гражданина России упрятали за границей на долгий срок за решетку. Причем на сей раз вообще без каких-либо оснований, да к тому же в Таджикистане – стране, с которой Россию якобы связывают «отношения союзничества и стратегического партнерства». И лишь после оглашения приговора российский МИД проснулся, заявив, что решение таджикского суда «не способствует» укреплению отношений между Россией и Таджикистаном.
Хотя исход этого «уголовного» дела был предрешен уже давно (KM.RU об этом уже рассказывал), формально приговор двум пилотам российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, гражданину России Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Алексею Руденко, был оглашен в Курган-Тюбе, где проходил «суд», только сегодня. Итоговый вердикт: обоим – по 8,5 лет лишения свободы. И это еще с учетом 1,5-годовой «скидки» по случаю объявленной в Таджикистане амнистии, а то сидеть бы летчикам в таджикской тюрьме все 10 лет. А гособвинитель вообще требовал упрятать их на 13 лет.
Что же такого ужасного натворили летчики российской авиакомпании, зарегистрированной в офшорной зоне на Виргинских островах? История эта началась весной 2011 года, когда два самолета Ан-72 компании Rolkan investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались в этой стране перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте 2011 года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул. 12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество (в т. ч. запасной двигатель) и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, с разницей в 20 минут вылетели в сторону аэропорта Курган-Тюбе.
Однако когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Владимир Садовничий связался с диспетчером «Таджикаэронавигации», тот заявил, что «на земле» разрешения нет, и поэтому самолет должен вернуться в Кабул. Но сделать это летчикам было проблематично, т. к. действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было. Поэтому Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение запросить вынужденную посадку в Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго воздушного судна Алексей Руденко. Соответствующее разрешение было получено.
Тем не менее после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности (КНБ) Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая они были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. А затем последовал суд.
Обвиняемые с самого начала категорически отрицали свою вину. Они уверяли, что разрешение на пересечение границы было получено ими по всем правилам и после посадки в Курган-Тюбе передано официальным лицам. «Без всех документов, в т. ч. разрешения на пересечение границы, экипажам Ан-72 не позволили бы даже приблизиться к самолетам в аэропорту Кабула. Там действует военный режим, и для прохода к самолетам летчикам нужно преодолеть пять пунктов проверки», – рассказал газете «Коммерсантъ» Александр Сухоруков, знакомый с этим делом близкий друг Садовничего.
Абсурдным выглядело и обвинение летчиков в контрабанде. Под ней подразумевался полуразобранный авиадвигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. Примечательно, что после посадки в Курган-Тюбе оба самолета осмотрели таможенники и составили акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов. Однако в КНБ Таджикистана посчитали иначе.
В своем последнем слове на суде Владимир Садовничий еще раз подчеркнул: «Авиационные власти РТ ничего незаконного в наших действиях не обнаружили. После посадки нашего самолета таможенные органы РТ досмотрели наш самолет и ничего незаконного на его борту не обнаружили. Ни один свидетель, заслушанный во время судебного разбирательства (а это представители различных структур РТ), не смог назвать ни одну статью Воздушного кодекса или другого закона РТ, которую мы нарушили. Двигатель, который находился на нашем борту, и другие вещи, – все это имущество авиакомпании, которой принадлежат наши самолеты. Это имущество использовалось для обслуживания самих самолетов и не является коммерческим грузом. Об этом также говорили свидетели. А за груз, который находится на борту самолета, согласно международному и таджикскому воздушным кодексам, отвечает авиационная компания, которой принадлежат самолеты. Экипаж корабля за это ответственности не несет, за исключением случаев, когда на борту провозятся запрещенные средства – наркотики, оружие или взрывное устройство. Ничего из перечисленных незаконных средств на борту наших самолетов не было найдено».
Тем не менее, суд «засчитал» пилотам и «незаконное пересечение границы», и «контрабанду», добавив «до кучи» «нарушение правил международных полетов». 8,5 лет в застенках Таджикистана, где постороннему человеку и на воле-то выжить нелегко!
О готовящейся расправе властей «союзнического» нам Таджикистана регулярно информировали многие наши СМИ. И читатели, разумеется, возмущались – но только не наши официальные чины, которые и должны были в первую очередь вступиться за гражданина России, который подвергся преследованию в «союзническом» Таджикистане. Но Садовничий помощи от наших официальных структур так и не дождался.
С момента задержания летчика посольство РФ в Таджикистане повело себя в этом деле в лучшем случае как сторонний беспристрастный наблюдатель. С самого начала адвокат и работодатели летчиков безуспешно пытались привлечь внимание дипмиссии к происходящему. Представитель Rolkan investmens Ltd рассказал газете «Коммерсантъ», что гендиректор компании полгода назад обратился в посольство РФ. «Он простоял у посольства трое суток и, не добившись приема, опустил жалобу в ящик для писем», – рассказал г-н Пфефер.
В МИД РФ ситуацию с летчиками комментировать отказались. Собеседник издания в ведомстве, знакомый с ходом процесса, сообщил лишь, что «сотрудник консульского отдела посольства РФ в Душанбе присутствует на заседаниях суда». По словам очевидцев, представитель посольства в суде действительно присутствовал. Но вплоть до 6 октября (дня начала судебного процесса) судьбой Садовничего дипломаты не интересовались вовсе, да и на самом процессе участия с их стороны не чувствовалось.
«Торг между Москвой и Душанбе по разным вопросам не прекращается», – разъяснял тогда ситуацию завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин. И Владимиру Садовничему, похоже, была уготована роль таджикского козыря в этом торге. «Не исключаю, что это делается в преддверии подписания намеченных на весну договоренностей по российской военной базе, объекту «Нурек» и российско-таджикскому экономическому партнерству», – заявил эксперт.
Напомним, что в сентябре 2011 года в ходе визита Дмитрия Медведева в Таджикистан стороны договорились подписать до весны следующего года соглашение о продлении статуса российской военной базы на территории Таджикистана сроком на 49 лет. Теперь, как видим, у таджикской стороны появился в руках дополнительный козырь в торге с Россией – гражданин РФ Владимир Садовничий, которого Душанбе фактически взял в заложники. И еще неизвестно, будет ли готова Россия заплатить за своего гражданина «выкуп».