На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Глонасс для масс

В этом году должно завершиться формирование орбитальной группировки отечественной глобальной навигационной спутниковой системы (ГНСС) ГЛОНАСС. В марте ракета-носитель «Протон-М» вывела на орбиту еще три спутника «Глонасс-М», теперь на орбитах 23 спутника, 20 из которых задействованы в работе системы. До конца года планируется запустить еще 6 таких аппаратов и один спутник нового поколения «Глонасс-К». Система станет поистине глобальной, как только в работу будет вовлечено по 8 спутников на каждой из трех групп орбит: тогда сигналы ГЛОНАСС можно будет принять в любой точке планеты.


Тем не менее, настоящее и будущее прикладного использования возможностей ГЛОНАСС связано с комплексом непростых вопросов. С точки зрения рынка, первейший из них: что смогут противопоставить производители оборудования и операторы услуг ГЛОНАСС создателю и лидеру рынка навигационных услуг - американской системе Navstar, больше известной просто как GPS («глобальная система позиционирования»).


Хорошее начало

Первый отечественный навигационный спутник был выведен на орбиту в ноябре далекого 1967 года. Спустя 12 лет на базе четырех низкоорбитальных спутников была создана спутниковая навигационная система первого поколения «Цикада».

Проектирование принципиально новой системы навигации спутников «Ураган», позже названной звучной аббревиатурой ГЛОНАСС начались в 1976-ом, в 1982 году на геостационарные орбиты высотой 19,1 тыс. км были выведены первые спутники.

Уже в следующем 1983г. американцы открыли сигналы своей GPS для использования по всему миру, правда ухудшив для гражданского сегмента качество позиционирования, и оставив за собой право прекращения свободного доступа к сигналам. Советская система ГЛОНАСС начала работать в 1993-ем, к 1995-ому формирование орбитальной группировки из 24 спутников было завершено, и в 1996 году отечественная глобальная система позиционирования заработала в штатном режиме.

Однако, на поддержание ее работоспособности требовалось около $60 млн в год: из-за короткого - всего три года - срока активного использования спутников ежегодно необходимо было запускать не менее пяти новых спутников. В «лихие девяностые» государству было не до того, и к 2001-ому на орбитах осталось только 6 действующих спутников, а система полностью утратила свои функции. В том же 2001-ом было начато ее восстановление, на него первоначально планировалось потратить 27 млрд рублей госсредств, но за следующие 8 лет бюджетные расходы на программу существенно увеличились.

Не забудем, что все эти 25 лет американская GPS, радушно принятая вендорами и венчурными фондами разных стран, последовательно формировала мировой рынок спутниковой навигации. Конечно, и «у них» не все шло гладко: чип-сеты и антенны для приема и обработки сигналов со спутников эволюционировали долгие годы. Но с появлением первых компактных и недорогих чипов, GPS стало очень несложно «завоевывать сердца» путешественников, логистов, транспортников, строителей, спасателей, и просто любопытствующих.

Торможение на орбите

Выход ГЛОНАСС на полноценную поддержку пользователей по всему миру должен был произойти к 2008 году, но из-за продолжающегося выбытия отслуживших свое спутников, сроки пришлось скорректировать: 18 спутников в активной работе, необходимых для круглосуточного покрытия территории страны, появились на орбите только в конце 2008-го.

К тому же работы над проектированием и организацией производств пользовательской аппаратуры двойного назначения ГЛОНАСС/GPS, несмотря на все усилия, шли не так успешно, как надеялись идеологи принятой еще в 2001 году ФЦП «Глобальная навигационная система».

Впрочем, у двух других систем - европейской Galileo и китайской Compass отставание от Navstar GPS намного больше, практически они находятся на уровне, которого СССР достиг в начале 80-х: у европейцев два спутника-демонстратора на орбите, причем они демонстрируют существенные технические проблемы; китайцы запустили пока только один спутник. Финансовый кризис дополнительно притормозил развитие этих систем, и по оценкам экспертов, их отставание будет только усугубляться. Радоваться тут, пожалуй, нечему, ведь появление на рынке новых игроков добавило бы преимуществ, в первую очередь пользователям, а это дало бы дополнительный импульс росту самого рынка навигационных услуг и «гаджетов».

Капитаны космической навигации

Разработчиком большей части электронных и информационных систем для ГЛОНАСС с самого ее появления был Научно-исследовательский институт космического приборостроения, ныне ставший центром крупной интегрированной структуры - корпорации ОАО «Российские космические системы». В своей функциональной части ГЛОНАСС - это их детище. Корпорация и сейчас играет главную роль в развитии программы, и ее сотрудники очень гордятся этим. Без лести, им есть чем гордиться: они были у руля создания одной из двух работоспособных глобальных навигационных систем начиная с самого ее зарождения. А сегодня даже дети знают, что такое спутниковая навигация. Корпорация «Российские космические системы» и теперь остается головной организацией по созданию и развитию системы ГЛОНАСС.

К чести разработчиков, расчетный срок полезного использования спутников второго и третьего поколения - «Глонасс-М» и «Глонасс-К» - составляет 7 и 10 лет соответственно, так что по мере замены спутников предыдущих поколений на новые, поддежка системы перестанет быть столь затратной.

Больше того, ОАО «Российские космические системы» сейчас испытывает на орбите два наноспутника серии ТНС-0 (по классификации, предложенной английским разработчиком сверхлегких спутников Мартином Свитингом, «нано» для спутников - это 1-10 кг). В перспективе аналогичные аппараты могт быть использованы и в составе группировки ГЛОНАСС. Примечательно, что их изготовление и вывод на орбиту на порядки дешевле, чем у «тяжелых» космических аппаратов: первый российский наноспутник был запущен космонавтом Салижаном Шариповым с борта МКС буквально вручную.


Эволюция оборудования

Первый приемник ГЛОНАСС/GPS был выпущен фирмой Ashtech еще в 1999 году. Сейчас профессиональную аппаратуру, рассчитанную на совместное использование российской и американской ГНСС, производит целый ряд иностранных вендоров. Кроме Ashtech, это Topcon, NovAtelovAtel, SkyWave Mobile Communications, Javad, Trimble, Tesla и другие. Но первые потребительские навигаторы, работающие с комбинированными спутниковыми сигналами ГЛОНАСС/GPS - Glospace - появились на рынке только к 2008-му.

Навигационную аппаратуру комбинированного типа военного и гражданского назначения производят около 10-ти российских предприятий. В их числе «Российские космические системы», НПО «Прогресс», МКБ «Компас», КБ «НАВИС», «Русские Навигационные Технологии», «M2M телематика» и другие. В КБ «НАВИС» удалось разработать полнофункциональный чип для декодирования сигналов ГЛОНАСС/GPS/Galileo/Compass, сочетающий небольшие - примерно 1х1 см - размеры и низкое - всего 0,1 Вт - энергопотребление. Он вполне может стать основой создания навигационного модуля для мобильных устройств.

Эра безопасности

Масштабным интегратором прикладных наземных решений на базе технологий ГЛОНАСС сейчас выступает ОАО «Навигационно-информационные системы» (НИС). Эта компания определена как федеральный сетевой оператор услуг ГЛОНАСС. Первый и главный на сегодня проект НИС - ЭРА ГЛОНАСС - экстренное реагирование на аварии. Это аналог панъевропейского проекта e-Call и американского E911, опирающихся на Navstar GPS.

Принцип работы этой системы напоминает и созданную СССР, Францией, США и Канадой еще в 80-х программу КОСПАС-SARSAT (сейчас в ней участвуют 40 стран), «заточенную» на спасение пострадавших в авиационных и морских происшествиях. Впрочем, технологически разница велика - она и в пользовательском оборудовании, и в задействованных спутниках, и в самой схеме прохождения аварийных сигналов. Аварийные буи системы КОСПАС-SARSAT передают сигналы бедствия на задействованные в ней космические аппараты (с российской стороны это не участвующие в группировке ГЛОНАСС спутники «Стерх» и «Надежда»), а те уже передают данные о ЧП диспетчерским центрам и службам спасения.

А телематические модули для автомобилей, оснащенные приемником космической навигации, получают сигналы навигационных спутников ГЛОНАСС и, в случае аварии, автоматически передают информацию по нескольким каналам связи в специально организуемые диспетчерские центры, а те - службам экстренного реагирования. За счет оперативной передачи данных об аварии, включая ее точное позиционирование средствами ГЛОНАСС, возможно будет существенно (на 10-30%) сократить время реагирования экстренных служб, а значит увеличить шансы пострадавших на жизнь и здоровье. Сегодня в автоавариях на территории нашей страны гибнет около 30 тыс. человек в год, и время реагирования спасателей и машин скорой помощи - критически важный фактор в формировании этого, пока удручающего, показателя.

Дополнительные выгоды

Кроме того, модули «ЭРЫ» позволят решать задачи технического и экологического мониторинга автотранспорта, борьбы с автоугонами и собственно спутниковой автонавигации. Как обещают разработчики системы, оборудование будет относительно недорогим (сам модуль при выходе на массовое производство будет стоить1,5-2 тыс. рублей), в перспективе его планируется устанавливать на все новые автомобили, производимые в РФ. Тем не менее, в НИС рассчитывают не только на социальные эффекты от внедрения системы (снижение смертности и травматизма при авариях, улучшение качества вождения и перевозок, снижение давления автотранспорта на окружающую среду, повышение безопасности при перевозках опасных и ценных грузов), но и на бурное развитие рынка навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS за счет внедрения технологий ГЛОНАСС в массы. В перспективе на базе «ЭРЫ» планируется предоставлять целый ряд услуг, в том числе платных.

Впрочем, и сам мониторинг ДТП должен принести существенный экономический эффект: расходы на ликвидацию последствий аварий могут сократиться в 1,5-2 раза и сэкономить бюджету около 200 млрд рублей в год.

В ожидании бума

Производством пользовательского оборудования, систем мониторинга и контроля автотранспорта на основе ГЛОНАСС/GPS занимаются несколько частных российских компаний, таких, как лидеры этого рынка «М2М телематика» и «Русские навигационные технологии» (РНТ). Небезосновательно надеясь на бурный рост этого рынка, к участию в таких компаниях проявляют деятельный интерес венчурные и финансовые компании, в том числе государственные. В частности, в капитале РНТ участвует «ВТБ-Фонд Венчурный».

По оценке компании РНТ, обладающей разветвленной филиальной и партнерской сетью, ее система спутникового контроля автотранспорта «АвтоТрекер» используется более, чем на 60-ти тысячах автомобилей по России (в основном это автопарки крупных корпораций). Тем не менее, ее обороты пока скромны: за прошлый год - чуть более 200 млн рублей.

Аналитики ожидают существенного роста проникновения спутниковых навигационных технологий в ближайшие годы, особенно в рамках федеральных и муниципальных программ развития технологий ГЛОНАСС. Потенциал роста спроса на навигационное оборудование только в текущем году оценивается в 200 и более процентов...

Вся статья:http://www.airshows.ru/arhiv/n3_2010/glonass_dlya_mass/

Картина дня

наверх