Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор
    Странно,но А.Леонов никогда не помогал отечественным художникам-фантастам,а ведь мог это сделать,но не делал(((только...Космическая живоп...
  • Elena Amanova
    сильно дорогой.  Нельзя ли подешевле?Легкий двухмоторн...
  • Александр Шиховцев
    Как обычно все приврали! Прошло уже 18 лет! Все было подругому. Смертельное пике ...

Воздушная кавалерия

Зарубежные военные историки не без удивления отмечают, что созданные немецкими конструкторами вертолеты, уже пригодные для практической эксплуатации, во время второй мировой войны так и не были использованы. В чем дело? В поразительной близорукости генералов вермахта? Да нет, эти же генералы, считая, что победа в войне на 99% зависит от техники, требовали от авиаконструкторов самые разнообразные машины - от реактивных перехватчиков до самолетов-монстров, и даже "бомберзеге" - истребителей с пушками, стреляющими вверх.

Кажущийся "генеральский парадокс" объясняется тем, что, оказавшись на грани катастрофы, фашистские руководители от политичефкого авантюризма перешли к авантюризму техническому. Это полностью относится и к вертолетам.

Focke-Achgelis Fa-223
Focke-Achgelis Fa-223

В 1942 году фирма Focke-Achgelis (дочернее предприятие концерна Focke-Wulf-Albatros) построила вертолет Fа-223 поперечной схемы с 1000-сильным мотором "Брамо Фафнир 323". При летных испытаниях была получена неплохая максимальная скорость, около 210км/ч, и потолок 7100м. Но доводка аппарата затянулась до 1945 года.

Менее известная и не столь мощная фирма Flettner построила и испытала довольно удачный одноместный вартолат Fi-282 с открытой кабиной.

Flettner Fi-282
Flettner Fl-282 "Kolibri"

Оба вертолета показали хорошую маневренность и управляемостъ при демонстрационных полетах, и ими заинтересовался командующий "Кригсмарине" адмирал Дениц, который поспешил заказать серийные вертолеты для нужд флота.

Будучи подводником и ярым сторонником "сокрушительной подводной войны", адмирал потребовал от "Фокке-Ахгелис" особые вертолеты для своих субмарин. Преодолев массу технических и организационных трудностей, фирма "под занавес" войны продемонстрировала флоту такой вертолет, послучивший наименование Fa-336. Предполагалось, что подводники, упаковывая его в герметичный пенал-ангар, при необходимости в 3-5 минут смогут его собрать и подготовить к полету. Однако французские рабочие сорвали выполнение адмиральского заказа.

После подписания Германией Акта о безоговорочной капитуляции несколько вертолетов, попавших к американцам, были вывезены за океан, гда их подвергли тщатальному изучению и всесторонним испытаниям.

А как же обстояли дела с созданием вертолетов у нас а стране? Наряду с Б. Н. Юрьевым, Н. К. Скржинским, И. П. Братухиным, М. Л. Милем конструировать бескрылые машины стал и Н. И. Камов. Можно только удивляться, какими минимальными средствами на первых порах умел обходиться этот оригинальный и талантливый человек!

В своем более чем скромном ОКБ, созданном в 1945 году, он и его коллеги за весьма короткий срок спроектировали и построили экспериментальный вертолет Ка-8.

Говорят, счастливая инженерная находка, как и удача, любит самоотверженный труд. В ОКБ Камова экспериментальный поиск умели вести с большим искусством. Так, не имея под рукой специального вертолетного двигателя, "камовцы" решили обойтись мотоциклетным М-76 мощностью всего в 44.8л.с, изготовив к нему редуктор с нужным передаточным числом оборотов. Управление вертолетом и все основные узлы доводили и отлаживали на трех опытных экземплярах.

Одноместный, двухвинтовой, соосной схемы вертолет получился легким, маневренным, неприхотливым в эксплуатации. Посадочное устройство его состояло из двух прочных надувных баллонов, позволявших машине садиться как на сушу, так и на воду.

Ka-10
Ka-10

На этой "стрекозе", как ее шутя называли сами создатели, провели разносторонние испытания, давший ценный материал для дальнейшей работы ОКБ, а затем построили еще четыре машины, которым дали марку Ка-10. В сентябре 1949 года вертолет успешно прошел заводские испытания и неоднократно принимал участие в воздушных парадах.

Обе машины стали прообразами будущих серийных Ка-15М, Ка-18 и Ка-26, которые сразу облюбовали для себя моряки.

Кроме того, эти вертолеты много и очень успешно использовались на почтово-пассажирской и санитарной службах.

Ми-1
Ми-1

Параллельно с Камовым в 1947 году начало работу опытно-кокструкторское бюро во глава с 38-летним главным конструктором Михаилом Леонтьевичем Милем. Первый вертолет "фирмы" Ми-1 (ГМ-1), спроектированный и построенный в 1948 году, стал самым распространенным, чрезвычайно широко применялся в народном хозяйстве страны. Испытания этой машины проводил летчик М. К. Байкалов. Впоследствии на Ми-1 было установлено 29 официальных мировых рекордов, на считая своеобразного рекорда долголетия: созданный 35 лет назад, Ми-1 трудится до сих пор.

Sikorsky R-4
Sikorsky R-4

Еще в годы второй мировой войны - заманчивые летные качества вертолетов по достоинству оценили американские генералы. Способность этих машин зависать, лететь боком, назад была своеобразно оценена. С их легкой руки винтокрылую авиацию окрестили "воздушной кавалерией". "Объезжать" ее начали в береговой охране, на патрульно-спасательных работах. Например, только благодаря вартолетам R-4 и R-4B удалось вывезти из японского тыла солдат, попавших в окружение на Бирманском театре военных действий.

Благодаря настойчивым требованиям американских военных фирмы Сикорского, Пясецкого, Хиллера, Белла начали выпуск серийных вертолетов. Однако эксплуатация первых серий в армии и на флоте привела к вспышке аварийности. Расследования показали, что наряду с отказами, типичными для авиатехники, причинами аварий и катастроф были явления, до тех пор неведомые в классической авиации.

В частности, оказалось, что вартолет "не любит" большие вертикальные скорости снижения на малых поступательных скоростях. При этом возникает так называамое "вихревое кольцо": летчики, попадавшие в такой режим полета, отмечали тряску и повышенную вибрацию, но главное, это сопровождалось частичной или полной потерей управляемости.

Были и другие неприятности, вроде флаттера лопастей несущего винта и "земного резонанса", которые еще долго преследовали как конструкторов, так и летчиков.

http://www.aviastar.org/tm/cavalry.html

Картина дня

наверх