Василий Луна предлагает Вам запомнить сайт «Аэропланы и ракеты»
Вы хотите запомнить сайт «Аэропланы и ракеты»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Балтийский инцидент - первый воздушный бой «холодной войны»

развернуть
картинка

Бывают в истории открытия-сенсации.

Бывает пересмотр старых мифов. Но здесь суть дела, несмотря на все споры, была, в общем, ясна с первых дней, а что не ясно тогда — не ясно доныне. И вообще потом случались десятки подобных инцидентов — но без огласки. Просто этот был первым — может, потому и стал 60 лет назад главной газетной сенсацией?


картинка

По советской версии, тогда был сбит Б‑29

Обмен нотами

В апреле 1950-го по западным СМИ прошла информация: русские сбили над Балтийским морем какой-то самолет (поначалу даже писали про пассажирский). Наши ответили — в чем-то очень четко, в чем-то обтекаемо. Да, обстреляли («сбили» — не утверждалось). Но не какой-то, а американский Б-29, и не над Балтикой, а в глубине советской территории. Последовал обмен заявлениями, а 22.04.1950 г. центральные газеты вышли с полосным материалом — ноты в МИД СССР американского посла А. Кэрка и ответной ноты тогдашнего советского министра иностранных дел А. Вышинского с изложением точки зрения Москвы.

картинка

Самолет PB4 Y-2 Privateer

Позиция США: 8 апреля вы сбили самолет военно-морской авиации США, но не Б-29, а «Прайветир» (PB4Y2 Privateer — это большой четырехмоторный самолет, предназначенный для морской разведки и патрулирования). Он шел безоружным, на борту находились десять человек. «Расследование, проведенное Правительством Соединенных Штатов, убедило, что упомянутый самолет (...) не летал над какой-либо территорией Советского Союза, или территорией, оккупированной Советским Союзом, или над омывающими эти территории территориальными водами». Советская позиция: «Точно установлено, что над советской территорией южнее Либавы (Лиепаи) летал самолет Б‑29 («Летающая крепость») с американскими опознавательными знаками». (...) «Он нарушил границу СССР (...), не только не подчинился требованию советских истребителей следовать за ними на аэродром, но и открыл по ним огонь. После того как советский истребитель был вынужден дать ответный огонь, американский самолет был вынужден повернуть в сторону моря и скрылся». «Ответственность ложится исключительно на тех господ, которые обязали американский самолет проникнуть на советскую территорию».

Верхушка айсберга

Дипломатические заявления — это обычно верхушка айсберга. То, что «под водой», выясняется через годы. Например, что американская нота утверждалась президентом Труменом, а советская правилась лично Сталиным (отчет А. Громыко, тогда первого зама Вышинского, о встрече с Кэрком был разослан Сталину, Молотову, Берии, Микояну, Маленкову, Кагановичу, Булганину).

Хотя исторический фон очевиден: шел начальный, очень ожесточенный период «холодной войны». Тогда она реально могла перерасти в войну настоящую. Военные в такие времена, ожидая политического решения, разрабатывают свои планы. Пентагон их в 1946-1949 гг. подготовил несколько (в литературе приводятся кодовые обозначения — «Пинчер», «Бройлер», «Граббер», «Хафнум», «Флитвуд», «Дротшоп» и т.д.). Начать атаку предполагалось с ядерного удара по СССР, наносимого стратегической авиацией.

Но у СССР оказались отличные мозги, блестящая разведка, а экономика страны, как выяснилось, способна, сконцентрировавшись на узком участке, обеспечить прорыв. Уже в 1949 г. у нас была атомная бомба, полным ходом шла техническая модернизация ПВО. Планы потребовали коррективы. Тогда и началась недобрая практика («АН» о ней писали, вспоминая позднейшую знаменитую историю с корейским «Боингом» — №34 за 27.08.09) — прощупывание советской системы ПВО американскими пилотами.

Самолет, сбитый в ходе «балтийского инцидента», «выполнял разведывательную функцию» - это сегодня признает и американская сторона.

Рапорт старшего лейтенанта

Тут что еще надо учитывать. Это же времена, когда спутников не было. И знаменитых впоследствии самолетов-шпионов У-2 не было. Разведку вели соответствующим образом оборудованные Б-29. Старые военные летчики и ПВО‑шники, с которыми мы говорили, вздыхали: народу это, конечно, не сообщалось, но американцы, по слухам, тогда до Подмосковья долетали. Хотя, если была возможность перехватить, — конечно, перехватывали. В Закавказье, над Чукоткой... Нет, до крови не доходило, заставляли развернуться. Но 8 апреля 1950 г. все пошло иначе.

Случившееся тогда описано в целом ряде источников. Мы будем опираться на статью покойного ныне д. и. н. А. Орлова «Воздушная разведка США над территорией СССР в 1950-55 гг.» — это не популярная литература, а публикация в авторитетном научном журнале «Новая и новейшая история» (№6 за 2000 г.). Автор привлек материалы, выходившие в российской прессе, и собственные архивные находки. Один из главных документов — рапорт командиру части полковнику Ф. Шинкаренко командира звена старшего лейтенанта Докина. Докин докладывал: по сигналу о нарушении границы поднялись две пары реактивных Ла-11. Нарушителя встретили в восьми километрах южнее Лиепаи. Вместе с парой старшего лейтенанта Герасимова Докин попытался принудить американца к посадке. Тот стал разворачиваться в сторону моря. «Тогда я дал предупредительную очередь — 12 снарядов. Нарушитель стал вести огонь по мне. Ведомый, лейтенант Тезяев, видя это, дал по нарушителю очередь, который пошел с большим снижением и вошел в облака (...). Предположительно самолет упал в 5-10 км от берега». Этот рапорт дополняет сообщение министра военно-морского флота И. Юмашева зампреду Совмина Н. Булганину (20.04.1950). Юмашев сообщал, что через два часа после происшествия другой летчик, подполковник Филонович в районе с координатами «ш — 56° 30' 0, д — 20° 28' 0» видел на поверхности моря масляное пятно. Это, скорее всего, и есть место падения самолета. Американцы ведут активный поиск между Готландом и Борнхольмом, что дает основания предполагать «нахождение на самолете важных секретных документов и ценного секретного оборудования». Мы тоже начинаем поиск.

Сегодняшнюю американскую точку зрения мне пояснил зам. главы московского офиса Российско-американской комиссии Генри Истмен. Да, признано, что задание было разведывательным (а не просто тренировочный полет). Летел, американцы настаивают, именно «Прайветир». Сбит был, считают, в международных водах. Но где именно — уже не установишь — ни американский поиск, ни советский, ни тогдашний, ни в более поздние времена, результатов не дал.

Воздушный цугцванг

Генри Истмен прислал в редакцию также результаты расследования, проведенного уже в наши времена российско-американской комиссией. Работа была проведена немалая: архивный поиск у нас и в США, опрос участников инцидента — Герасимова и Шинкаренко. До родни пропавших американцев доходили слухи, что кого-то из членов экипажа потом видели в ГУЛАГе, в бывших советских психбольницах. Проверили — следов нет. Признать, что погибли тогда в море? Но останки не найдены, подтверждений гибели не имеется, срок давности не истек. Юридически дело не закрыто, исследования продолжаются. Вообще выводы комиссии выглядят так: российская сторона считает, что... американская сторона считает, что...

И «АН» решили опросить старых военных летчиков, выяснить их неформальную точку зрения: что могло тогда произойти? Вот несколько мнений, сведенных воедино.

Вряд ли мы стали бы сбивать американца в нейтральных водах — это уж чересчур. А вот на подлете к нашей границе он, скорее всего, отключил радиосвязь — логично, если выполнял разведзадание. Кроме того, это в случае чего давало Вашингтону основания говорить, что контакт с бортом был потерян в международных водах и дальнейшая его участь неизвестна. 99 шансов из 100, что самолет (и, вероятно, все-таки Б-29 — хотя, возможно, тогда в горячке и спутали, а американцам виднее, что у них пропало) действительно зашел на нашу территорию. Видимо, ставилась задача прощупать русскую ПВО максимально глубоко. Был перехвачен. Наши решили нарушителя посадить. А дальше — то, что в шахматах называется цугцвангом: проигрывающая сторона вынуждена делать шаги, к окончательному проигрышу и ведущие. В ответ на предупредительную очередь американец открывает огонь. Но не чтобы попасть! Ведь хоть одна пробоина на русском «Ла» — и все, ты уже не просто разведчик. Видимо, чтобы отпугнуть, показать решимость прорываться. Только теперь уже наши имеют право ответить по полной. Подбитый американец уходит в глубь моря — и где-то там падает.

Разумеется, США прощупывание нашей ПВО не прекратили. Но, пишет А. Орлов, уже 5 мая 1950 г. вышла директива председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала О. Брэдли. Регулировались правила проведения подобной разведки. Явно с учетом печальных последствий «балтийского инцидента» строжайше предписывалось: ближе чем на 20 миль к границе не приближаться, от маршрута не отклоняться, оружия на борту не иметь.

картинка

Самолет М-4

А в 1953-м мы провели успешные испытания зенитных ракет, в 1954-м показали на параде новый самолет М-4, в 1955-м — Ту‑95 — межконтинентальные бомбардировщики, способные нести атомное оружие. Прежние планы Пентагону пришлось менять. Зато в США уже разрабатывали У-2. «Холодная война» не кончалась, но переходила в иную, «позиционную» стадию.

картинка

американский стратегический самолет-разведчик У-2

Спустя годы

Было — прошло. Уже история. И наша, и американская стороны согласны — через столько лет надо просто великодушно отдать последний долг солдатам, погибшим при выполнении приказа.

Эта гуманитарная задача разрешена так. В Лиепае есть общий памятник погибшим в море. Десять лет назад власти уже нынешней Латвии прикрепили к нему табличку с именами американских военных, пропавших во время «балтийского инцидента

Погибший экипаж

 

Список предоставлен Российско-американской комиссией по делам военнопленных, интернированных и пропавших без вести.

Джон ФЕТТЕ — лейтенант

Ховард СИСЧЕФ — лейтенант

Роберт РЕЙНДОЛЬДС — второй лейтенант

Томми БЕРДЖЕС — мичман

Фрэнк БЕКМАН — сержант

Джо ДАНЕНС — сержант

Джек ТОМАС — сержант

Джозеф Джей БУРАССА — рядовой

Эдвард ПЕРСЕЛЛ — рядовой

Джозеф Норрис РИННИЕР — рядовой

А  1 Мая 1960 года советскими ракетчиками был сбит другой американский самолет-шпион U-2. Но это уже совсем другая история...

http://nnm.ru/blogs/botanic22/baltiyskiy_incident_-_pervyy_v...


Ключевые слова: Холодная война
Опубликовал , 19.10.2010 в 23:16
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Василий Луна
Василий Луна 20 октября 10, в 00:56 ЖЕРТВЫ НЕОБЪЯВЛЕННОЙ ВОЙНЫ

Сейчас уже не секрет, что военное противостояние между двумя великими державами - США и Россией, начавшееся без всяких объявлений , продолжавшееся вплоть до недавнего времени, было само по себе не противостояние двух народов, а борьба политических систем двух этих стран. Борьба, поглотившая огромные финансовые средства - деньги налогоплательшиков, принесла и горе во многие семьи по ту и другую сторону океана... Слава богу, политики обеих стран сумели вовремя опомнится и прекратить безумство.

Эта история , основанная на документах и воспоминаниях людей, причастных к ней , посвещена памяти всех тех, кто пал на полях сражения в этой неофициальной войне.

Автор не задается целью очернить ту или другую сторону , а просто раскрывает перед Вами, уважаемый читатель, всего лишь фрагмент этой войны.

В тот день над Потр-Артуром светило жаркое июльское солнце.Второй месяц лета пятдесят третьего года подходил к концу. Вместе с ним заканчивалась война в Корее.

Экипажу готовящегося к полету во Владивосток пассажирского самолета ИЛ-12, предстоял совершенно обычный рейс. Погода стояла отличная, никаких сюрпризов из "небесной канцелярии" синоптики не обещали, да и маршрут, которым они проходили уже не один десяток раз, был знаком им, словно грунтовка взлетной полосы родного аэродрома.

После непродолжительной задержки - ждали припоздавщегося пассажира - ИЛ развернулся на рулежной дорожке и, пробежав по накаленной солнцем полосе , взмыл вверх. Несколько минут спустя только темная точка в небе еще указывала направление, в котором ушел самолет...

Но приземлиться во Владивостоке ему было не суждено. Через два с половиной часа, когда он находился недалеко от китайского торода Хуадянь, из облаков на ИЛ-12 вывалились сразу четыре "Сейбра", и начали расстреливать пассажирский самолет...

На его борту находилось шесть членов экипажа и четырнадцать пассажиров. Вначале в официальных сообщениях будут писать, что их было пятнадцать, и только после того, как в обломках Ила найдут штурманскую планшетку со списком пассажиров, станет ясно, что один человек, из тех, кто должен был лететь в тот день, на самолет не успел. Поругался с женой и опоздал к вылету. От таких пустяков иной раз зависит человеческая жизнь.

Был и еще чудом спасшийся. Матрос, которого сняли с того самого рейса, чтобы освободить место для офицера. Сегодня этот человек живет во Владивостоке.

Двое остались живы. Двадцать - погибли. Когда через несколько дней их нашли, была страшная жара, и то, что осталось от людей, захоронили в Порт-Артуре. Только четыре месяца спустя, в декабре 1953, останки их кремировали и перевезли во Владивосток. Тогда и появился в одном из сквериков Владивостока небольшой памятник.

У одного из погибших членов экипажа штурмана Ивана Мулина осталось трое детей. Старшей дочери Люде только-только исполилось 7 лет. Сегодня Людмила - старший научный сотрудник в Институте истории и каждый день ходит на работу мимо места , где похоронен ее отец.

- От нас тогда вначале скрывали, что самолет разбился, хотя в воинской части, где мы тогда жили, все это уже знали. Помню, играли на улице, подходит какой -то мальчик и говорит мне: "А ты знаешь, твой папа погиб..."

Пекрвое, что она увидела, прибежав домой, - в их квартире почему-то было много людей. И врезался впамять истошный женский крик: " Мулин разбился!!!"

Сбитый над Китаем ИЛ-12 был военным самолетом.Однако в те годы " Ильюшины" наряду с ленд-лизовскими "Дугласами" использовались и для грузопассажирских перевозок.

Обстоятельства гибели самолета не вполне ясны. В рапорте командира звена американских истребителей Ральфа Парра , составленном вскоре после "боя" с безоружным самолетом, говорится, что ИЛ-12 был сбит над... Северной Кореей. Такой версии вначале придерживалась американская сторона.Однако после того, как советские военные отвезли на место падения группу представителей ООН, работавших тогда в Китае, от той версии американцам пришлось отказаться.

Проведенное тогда же расследование, большая часть материала которого до сих пор закрыта, показала, что еще за час-два до появления самолета китайские крестьяне видели несколько круживших над полями "Сейбров", словно кого-то поджидавших. Значит, ИЛ-!2 не был простой жертвой решивших поразвлечься американских парней? Тем более в последний день корейского военного конфликта.

Радиус действия F-86 "Сейбр" - 1600 км. От китайско-северокорейской границы до места, где был сбит советский самолет,-300 км. Примерно столько же , если не больше, американским истребителям пришлось пролететь с аэродрома наземного базирования, который никак не мог располагаться выше 38-й параллели.Как извесно, именно по ней проходит демаркационная линия между Севером и Югом Корейского полуострова.

Трудно представить, чтобы американцы ркшились на дальний поет наугад, не зная, попадется им что-нибудь или нет. Значит , наш самолет ждали? Или ждали не его, а кого -то еще?

Несколько лет спустя к вдове Ивана Васильевича Мулина пришел вренный, отказавшийся назвать себя, и рассказал, что будто бы по тому же маршруту и в то же самое время должен был лететь другой ИЛ-12. С высшим комсоставом ТОФ на борту.

Когда советской разведке стало известно, что американцы знают о готовящемся полете, рейс штабного самолета отменили. А что бы не подставлять ценный источник информации, выпустили ничего не подозревавший гражданский самолет...

По другой версии, американцы ждали маршала Малиновского, который должен был возвращаться из Порт-Артура во Владивосток.

Сейчас трудно понять, где правда, а где ложь в том, что рассказывается о давней трагедии, произошедшей 42 года назад над Китаем.Два дня спустя после гибели Ила в бою между американскими и советскими самолетами в районе Находки был сбит американский В-50. В воинской части, где служили слены экипажа погибшего ИЛ-12, говорили, что американец не вторгался в наше воздушное пространство и его просто уничтожили над нейтральными водами.

Отомстили?

ПРИВОДИМ СЛУЧАИ КОГДА ЭКИПАЖИ НАШИХ РОССИЙСКИХ САМОЛЕТОВ ПРПАДАЛИ БЕЗ ВЕСТИ, И ОЧЕНЬ НАДЕЕМСЯ,ЧТО НАШИ ЧИТАТЕЛИ ПРОДОЛЖАТ И ДОПОЛНЯТ ЭТОТ РАССКАЗ.

4 сентября 1950 года в 12 часов 44 минуты самолет А-20 был отакован 11 американскими самолетами и упал в море неподалеку от острава Хайон-дао. Экипаж 3 человека. О судьбе экипажа по настоящее время ничего не извесно.

15 июля 1964 года, экипаж самолета ТУ-16Р из района , который находился в 200км к востоку от побережья Японии,доложил на базу об обнаружении большой американской авианосной группы.После этого донесения связь с самолетом прекратилась. Экипаж - 7 человек.

25 мая 1968 года , пролетая над Норвежским морем, экипаж ТУ-16Р доложил об обнаружении американского авианосца "Эссекс". После этого доклада самолет загорелся и упал в море.Экипаж - 7 человек.Вертолет с авианосца поднял останки трех летчиков , которые были переданы на российский эсминец подошедший к месту катастрофы.

4 августа 1976 года в 20 часов 15 минут в районе острова Ньюфаундленд ведомый самолета ТУ-95РЦ наблюдал беспорядочное падение ведущего. Экипаж самолета найден не был.
Текст скрыт развернуть
1
Василий Луна
Василий Луна 20 октября 10, в 00:56 10 января 1978 года в 700 км юго-восточнее Кукрильских островов в 21 час 38 минут была потерена связь с самолетои ТУ-95РЦ . Самолет и экипаж не найдены.

Чтобы прояснить все эти случаи , уже в наши дни российское руководство, а точнее , специальная комиссия , возглавляемая Дмитрием Волкогоновым обратилась к США с просьбой предоставить копии американских документов, отражающих хоть какие-либо сведения об экипажах погибших самолетов.Вскоре американцы передали данные по некоторым пропавшим без вести советским самолетам.

В письме на имя советника президента по вопросам безопасности сопредседатель американо-российской комиссии по установлению судеб военнослужащих и пропавших без вести Малкольм Тун коротко сообщил: " Мы определили 12 инцидентов , которые привели к потерям советских самолетов. Однако только одна из этих потерь является следствием боевого столкновения с американскими силами.

4 сентября 1950 года двухмоторный бомбардировщик сбит ВМС США . Летчик , лейтенант Геннадий Мишин скончался от ран, его останки были возвращены на родину в 1956 году.

ТУ-16 потерпел аварию 25 мая 1968 года вблизи Ньюфаундленда на траверзе корабля ВМС США " Эссекс". Обломки разрушеного самолета, подобранные во время поиского-спасательной операции, были переданы на советский эсминец с бортовым номером 311.

Исследования , проводимые в объединенном штабе , не дали каких-либо данных, подтверждающих факты сбития советских самолетов американскими войсками в Арктике или у берегов Аляски. Если бы вы могли представить нам более детальную информацию относительно данных инцидентов, мы были бы в состоянии продолжить наши исследования..."

Как видим, тайна приоткрывается не сразу и с трудом. Составлена более или менее полная картина гибели толького одного из пропавших самолетов.

4 сентября 1950 года был сбит двухмоторный совтский бомбардировшик. Совершая в тот день патрулирование, эсминец ВМС США " Херберт Томас" зафиксировал на радаре движение неопознанного самолдета со стороны советской базы. Об этом было сообщено самолетам с авианосца "Воллей Родж". Звену "Корсаров", которые барражировали в этом районе была данакоманда на перехват неизвесного самолета, который летел на высоте 4 тыс. метров и со скоростью 180 узлов ( 325 км/ час) курсом 160 градусов.

Самолеты ВВС США , разделившись на две группы через шесть минут приступили к перехвату самолета, взяв его в кольцо. Увидев истребители, неизвесный самолет, по мнению американцев, допустил несколько ошибок. Увеличил скорость и со снижением стал уходить на восток в сторону Кореи, а не на запад , в направлении Китая.

Командир звена перехватчиков лейтенант Ричард .Е. Даунс пролетел над самолетом-нарушителем и сообшил, что видит двухмоторный бомбардировщик с красными звездами на плоскостях. В это время экипаж самолета-нарушителя допустил еще одну ошибку, открыв огонь по перехватчикам. Об этом тут же было сообщено на базу. Получив разрешение на открытие ответного огня , командир звена перехватчиков лейтенант Даунс выполнил команду, однако промахнулся, так как находился в невыгодном положении. Следом за ним стрелял его ведомый и подбил советский бомбардировщикб который загорелся и вошел в штопор.

На эсминце "Херберт Томас " наблюдали всю картину воздушного боя. Приблизившись к месту падения советского самолета, американские военные моряки подняли на борт тело только одного русского летчика. Попытки делать искусственное дыхание в течение часа ни к чему не привели: летчик признаков жизни не подавал.

Собрал Константин Андреев.
http://vladivostok.com/archive/10/03/zhertvy.asp
Текст скрыт развернуть
1
Василий Луна
Василий Луна 20 октября 10, в 21:00 Такова падшая природа человека. Рая на нашей грешной земле никогда не будет! Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 3