Кристоф де Маржери был не просто руководителем одной из крупнейших нефтяных компаний планеты. Его роль в судьбе Франции и судьбе России выходит далеко за рамки его должностей. Очень обидно, что рассказ об этом замечательном человеке приходится делать в форме некролога.
Погиб большой друг России, сильный и верный союзник нашей страны, бесстрашный и последовательный патриот своей родины.
Де Маржери был настоящим аристократом, человеком старой школы, одним из последних осколков той настоящей европейской элиты, которой нам сейчас так не хватает. Представитель знатных французских семей, он не променял свою жизнь на жалкое прозябание, а сделал то, что должен был делать достойный представитель элиты. Он работал не покладая рук над процветанием своей компании и своей страны. Заявление Франсуа Олланда о том что "Франция потеряла капитана промышленности" — не дань вежливости. Это очень скромная констатация факта.
В 2010, когда де Маржери достались бразды правления Тоталь, эта нефтяная компания была не в лучшей форме. Внутренняя неэффективность, коррупция, да и просто посредственный менеджмент подводили ее к закономерному финалу — поглощению кем-то из англосаксонских мастодонтов нефтяного бизнеса. В прессе и в правительственных кругах уже начались кампании по подготовке разделки этого заржавевшего флагмана французской экономики. Де Маржерипохоронил эти планы. Благодаря ему, его твердости, уму и абсолютной преданности делу, Тоталь вернул себе былую славу. Работа в 130 странах мира, доход в 190 миллиардов евро в год, пятая по размерам нефтяная компания мира (из тех что торгуются на биржах) — вот неполный список его достижений на посту руководителя.
Де Маржери был не просто лидером нефтяной отрасли, он был политиком, настоящим серьезным игроком европейского политического Олимпа. Он был осколком той французской элиты для которой лозунг "Gloire ? notre France ?ternelle!" (Слава нашей вечной Франции!) был руководством к действию, а не пыльным фрагментом забытой истории. Руководитель Тоталь делал все для того, чтобы Европа вспомнила себя, стала работать на себя и перестала жертвовать своими интересами ради США. Он пытался снова сделать из Франции империю. Он не соглашался на статус бесправной американской колонии для своей родины.
Я не верю в случайности. Скорее всего, де Маржери был убит. Причина убийства заключается в его дружбе с Россией и в его желании уничтожить нефтедоллар. Президент Тоталь высказывался за необходимость перехода на торговлю нефтью в других валютах, он говорил о желательности отхода от доллара. Американцы не прощают такое никому. Когда де Маржери произносил свое знаменитое: "Нет никаких причин платить за нефть долларами!", он знал чем рискует. И он сознательно шел на этот риск. Он пришел в Тоталь в 1974 году, он несколько десятилетий проработал на Ближнем Востоке, он знал, чем рискуют те, кто угрожают нефтедоллару.
Тоталь игнорировал санкции Евросоюза и продолжал работать в России и с российскими компаниями, несмотря на политическое и медийное давление. Де Маржери, снова и снова, с гальским юмором и гальским упрямством, говорил о необходимости сотрудничества с Москвой. Его действия диктовались не столько и не только экономической целесообразностью. Это были политические действия, которые создавали политические последствия.
Если бы мы жили в честном мире, президента Тоталь хоронили бы с воинскими почестями. Он погиб на невидимой, но очень реальной войне за освобождение человечества от американской гегемонии. По-настоящему великий француз, мощная фигура, которой нам всем будет очень не хватать на геополитичексой шахматной доске. Многие, слишком многие, говоря о Европе, спешат заявить о том, что Европы уже нет, есть только безвольная колония США, а все европейские элиты давно в кармане у Вашингтона. Это не так, и смерть де Маржери является абсолютным, неоспоримым доказательством того, что это не так. Убивают тех, с кем невозможно договориться, кого невозможно запугать и нельзя купить.
Сегодня многим из нас стыдно смотреть в глаза нашим французским друзьям и коллегам. Смерть президента Тоталь в Москве — несмываемый позор. Ошибка тех, кто должен был обеспечивать его безопасность — национальный позор. А если подтвердиться версия о пьяном водителе, то позор приобретет катастрофические масштабы. Но есть то, что можно сделать, несмотря на смерть нашего друга и союзника. Как минимум, продолжать работу, которую он начал. Как максимум, мы должны протягивать руку той старой европейской элите, которой сейчас очень и очень тяжело. Нужно поддерживать коллег, друзей и соратников де Маржери.
Сергей Лавров сказал в недавнем интервью, что "Россия не раз спасала Европу от ее самой". В этой борьбе за Европу у нас есть союзники, и их надо беречь и ценить.
Де Маржери погиб, возвращаясь с очень важных личных переговоров с Дмитрием Медведевым. Скорее всего, на переговорах обсуждались самые важные темы, которые занимали президента Тоталь: обход санкций против России и подрыв нефтедоллара. Очень хочется верить, что достигнутые договоренности будут претворены в жизнь преемниками великого француза.
Что будет дальше? Пока ничего нельзя сказать, но следите за новостями. Если президентом Тоталь будет избран Патрик Пуйанне, есть большие шансы на то, что дело де Маржери будет продолжено в лучшем виде.