На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Угон МиГ-25 (1976)


 

В 1976 году советские Военно-Воздушные Силы потрясло невиданное доселе чрезвычайное происшествие. 6 сентября в истребительном полку войск противовоздушной обороны во время тренировочного полета исчез с экранов радаров новенький по тем временам перехватчик МИГ-25П с бортовым номером 31. Пилотировал его молодой, но уже опытный летчик старший лейтенант Виктор Беленко.

Случилось это ЧП в Дальневосточном военном округе на авиабазе Чугуевка. С перехватчика какое-то время поступали сигналы бедствия, на запросы пилот борта 31 не отвечал.

Командующий авиацией ПВО маршал авиации Евгений Савицкий, находившийся в Приморье с инспекционной проверкой, отреагировал на случившееся внешне спокойно.

 Авиация есть авиация! Всякое может случиться. Ищите.

Тренировочные полеты начались в тот день с утра. Беленко взлетел в 12.50. Минут через десять связь с самолетом прервалась. На поиск места катастрофы готовились вылететь вертолеты, но ничего этого не потребовалось. Через несколько часов весь мир знал, что в аэропорту японского города Хакодате приземлился советский военный самолет. Во время посадки чуть было не произошло столкновение истребителя с пассажирским лайнером Боинг-727. Летчик был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле, где и остановился. Новости из Японии поступали по мере добывания их вездесущими репортерами. Вскоре стало известно имя летчика - Виктор Беленко.

Скрыть событие, о котором говорил весь мир, было невозможно. Разные вражеские голоса настойчиво его муссировали. Сквозь рев глушилок все-таки кое-какая информация долетала. Проявив завидную оперативность, наши спецслужбы взяли ситуацию под свой контроль. Первое, что мы узнали из официальных источников: летчик сбился с курса, потерял ориентацию и вынужден был совершить посадку в Японии. Зная, что это не совсем так, спецслужбы делают агрессивный ход: они обвняют японскую сторону в затягивании принятия решения по выдаче самолета и летчика. И дальше, когда стало ясно, что летчик и не собирается возвращаться на Родину, в телеэфире появляются его мать, которую, как потом выяснится, он не видел тринадцать лет, и жена, с которой, как опять же выяснится потом, он собирался разводиться. Обе женщины плакали, умоляли японцев сжалиться над ними и отпустить горячо любимого сына и мужа.

Когда же летчик попросил политическое убежище в США, в ход пошли наркотики. Естественно, только под их влиянием он мог совершить такое...

В газетах появился странный снимок: Беленко с мешком (!) на голове сажают в какой-то лимузин.Забегая вперед, можно сказать, что историю с похищением самолета до конца замолчать не удалось. Она время от времени всплывала, а боевые летчики помнили ее всегда, благо те, кто служил в ПВО, друг с другом всегда пересекались. Да и МИГов-25 тогда было всего 400 единиц. Многим из пилотов пришлось и учиться с Беленко, и служить, и проходить переучивание на новые самолеты. Чтобы пресечь все разговоры о нем и навсегда забыть, в газетах была опубликована коротенькая, но ярко поданная заметка: Виктор Беленко погиб в автокатастрофе. Все, туда ему и дорога... Забудьте! 

История с этим перелетом до сих пор загадочна.

МИГ-25, по обозначению НАТО (Foxbat летучая лисица), интересовал американские спецслужбы с того самого дня, как только они узнали о его наличии. 

Разработка истребителя, способного в три раза перекрывать скорость звука и перехватывать высотные и скоростные цели в стратосфере, началась в 1962 году. В 50-е и в начале 60-х годов полеты американских самолетов-разведчиков над территорией СССР стали обычным делом. Из тех документов, которые были рассекречены, стало известно, что в этот период было совершено более 10 тысяч шпионских полетов вдоль границ СССР и Китая. Цель была одна √ выявить систему противовоздушной обороны.

Но не только вдоль границ летали самолеты-разведчики. На огромных высотах они пересекали территорию нашей страны. Нам известно только об одном сбитом самолете-шпионе. На самом деле участь Локхида V-2 разделили около 30 разведывательных самолетов. 252 американских пилота были сбиты над территорией СССР.

С появлением МИГ-21 число разведывательных полетов заметно уменьшилось. Высотные рекорды нового истребителя впечатляли. Но МИГ-21 решено было сделать фронтовым истребителем и ограничить его высотный потолок.

Для шпионов предназначался другой самолет, который скрывался пока под индексом Е-155.

7 февраля 1961 года летчик-испытатель А. В. Федотов устанавливает на нем мировой рекорд скорости - 2401 км/час. Через год он бьет свой же рекорд и показывает 3000 км/час. Летчик П. М. Остапенко поднимает Е-155 на высоту 22 670 метров.

Этот самолет-рекордсмен и стал базой будущего перехватчика МИГ-25П.

Кстати, предупреждаю, если вы встретите в авиационной литературе самолет с индексом Е-266, то знайте, это одна и та же машина. Так ее усердно шифровали. 

В 1969 году Горьковский авиазавод получил заказ на серийное изделие 84. Почти десять лет самолет шел к серийной разработке. Срок большой, но это не потому, что в работе случались нелады. Те, кто помнит импульсивного и весьма решительного властелина страны Никиту Сергеевича Хрущева, не удивятся, если узнают, что он принимал глобальные решения, особо не задумываясь об их последствиях. Он резко сократил армию и выбил из нее многие тысячи умелых и опытных офицеров. Он крушил флот, пытаясь тем самым показать, как страна решительно разоружается. Делая ставку на ракеты, он резко тормознул развитие авиации. Но ведь всю страну ракетами не утыкаешь.

К счастью, пауза была не такой большой. Президент США Линдон Джонсон успел оповестить мир, что американские авиаконструкторы создали самолет, который способен длительно летать на скоростях 3000 км/час. Вот тогда глава нашего государства спохватился...

Сообщение американского президента в скором времени было нейтрализовано ⌠утечкой информации■ по МИГ-25. Кроме этого следует еще один каскад рекордов. Теперь уже самолет берет высоту в 36 240 метров.

К 1976 году ни одна страна в мире не обладала самолетом-перехватчиком, способным конкурировать с МИГ-25. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом и пытаются раздобыть о нем любые сведения. 

Агент или угонщик

До сих пор не утихают споры о том, кто же был на самом деле Виктор Беленко: завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами.
Не раскрывает он своей сущности и в книге, которую быстренько состряпал по прибытии в США.

КГБешники, естественно, переворошили всю его биографию и наткнулись на много интересных фактов, которые все-таки говорят в пользу вербовки летчика.

Первое, что обнаружилось,  в семейном архиве не нашлось ни одной детской фотографии, по которой можно было бы идентифицировать его личность. Хотя таковые и были в наличии.

Далее  в годы курсантской учебы, отправляясь в отпуск, он предпочитал ездить в маленькие северные города. Он никогда не рассказывал товарищам, что же там делал, и вообще об отпускных делах ничего не говорил.

Как оказалось, Беленко со времен курсантской учебы и до предательского перелета не навещал родителей, хотя материально помогал им.

И, наконец, самая подозрительная черта, по которой можно считать шпионом любого отличника  он хорошо учился в летном училище и много интересовался боевыми самолетами. Он был самым активным читателем гарнизонной библиотеки и частенько обращался в спецчасть за секретной технической литературой.

Последний факт, который говорит в пользу вербовки, хотя и он зыбок. Угоняя самолет, Беленко летел на американскую военную базу Хитозэ, но облачность в этом районе заставила его сесть на гражданский аэродром.

Споры спорами, подозрение подозрениями, но теперь уже поздно о чем-то говорить, да и самого виновника чрезвычайного происшествия не спросишь как погиб человек.

Но, как оказалось, все это блеф. Беленко жив. Автокатастрофа то ли была, то ли ее просто придумали. Говорят еще, что вместо него погиб двойник. Но это тоже домыслы.

Все эти годы Виктор Беленко смиренно трудился в одной из американских авиационных фирм. Опять же говорят, что он готов был встретиться с нашими летчиками, приезжавшими в Америку, но те от этих встреч отказывались. Им не о чем было говорить с предателем.

Три года назад токийская телекомпания Nexus задумала снять фильм о бывшем советском летчике. Режиссер Акиро Мицумори считает,что до сих пор в Японии двойственное отношение к Беленко. Одни считают его героем, сказавшем правду о СССР. Для других он просто предатель.


Летчик  Виктор Беленко

Киногруппе, работавшей в Америке, удалось встретится с Беленко и взять у него интервью. Он объясняет свой поступок точно так же, как и в 1976 году. О личной жизни бывшего летчика все эти годы небыло ничего известно и японскому режиссеру удалось кое что выяснить. Ему показалось, что Беленко не очень устроен в жизни. Живет он в штате Калифорния,скитаясь по гостиницам м мотелям. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаяж и традициях в СССР. Но после развала Советского Союза его лекции перестали быть актуальными. Единственное, чем отблагодарила его Америка это предоставила ему гражданство. Средства на жизнь ему приходится зарабатывать коммерцией. И свое время Беленко женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом.

Но, как сказал режиссер, унывающим Беленко не выглядит как типичный веселый американец.

В России японскую киногруппу подстерегали неудачи. Им не удалось встретиться с женой Беленко, которая сегодня живет в Липецке, а самое главнон, японцев не пустили на аэродром в Чугуевке, откуда взлетел Беленко.

Судьба перелетчика хоть немного, но прояснилась, а что стало с самолетом?

 

Картина дня

наверх