На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Первый искусственный спутник Земли

То сообщение ТАСС 4 октября 1957-го с замиранием сердца слушала вся планета. Впервые творение рук человеческих стало небесным телом. "В СССР произведен успешный запуск первого спутника, - говорилось в сообщении информационного агентства. - По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость около 8 000 метров в секунду:". Просвещенный мир был ошеломлен. В шоке пребывали американские политики и специалисты.

Причины для этого у американцев были и основательные, как думается сегодня. Они проиграли первый этап космической гонки. Ситуация после окончания Второй мировой складывалась в их пользу. Им достались сливки ракетной программы фашистской Германии - разработки, база, технологии. Вывезенный в США Вернер фон Браун лично возглавил работы американцев в ракетно-космической сфере. СССР из немецкого наследия досталось значительно меньше, и Сергею Королеву в этом отношении было тяжелее. И все же...

В России мысль Константина Циолковского о космических полетах первым начал воплощать в практику ученый и конструктор Михаил Тихонравов, работавший в одном из созданных в 1946-м научно-исследовательских "ракетных" институтов. Возглавляемая им группа инженеров предлагает выводить спутник на орбиту многоступенчатой ракетой с параллельным расположением ступеней. Боковые ступени, отработав, отпадали, а центральная выводила головную часть (искусственный спутник) на орбиту. В июне 1948-го Тихонравов делает публичный доклад об итогах работы по ИСЗ - искусственному спутнику Земли на сессии Академии артиллерийских наук. Он доказывает, что таким образом в космос можно вывести довольно тяжелый спутник. Среди тех, кто проявил интерес к сообщению, был Сергей Павлович Королев. А потому, когда в 1953-м в СССР принимается решение о создании межконтинентальной баллистической ракеты, он востребует идеи и проект Михаила Тихонравова.

30 августа 1955-го на совещании в Академии наук, на котором присутствовали Михаил Тихонравов, Мстислав Келдыш, Валентин Глушко и другие ведущие советские специалисты в области ракетостроения, Сергей Королев вновь поднимает вопросы о развертывании работ по ИСЗ и предлагает привлечь к созданию аппаратуры ведущих ученых, организовать комиссию по разработке спутника и назначить ее председателем Келдыша. Тогда же был и определен примерный срок запуска ИСЗ - лето 1957-го. Чуть позже Никита Хрущев поддерживает идею. Технические требования для первых спутников начали поступать в КБ с февраля 1956 г., а 5 марта - началась практическая работа по их созданию.

5 января 1957 г. Королев отправляет в правительство докладную записку, в которой предлагает готовить сразу два спутника: простейший спутник (ПС) - весом 40-50 кг (он будет первым) и "большой" - весом 1200 кг (он полетит в космос третьим), а пуски ракет провести в апреле-июне 1957 г. 25 января подписывает исходные данные по первому спутнику, который он оперативно решает построить в своем КБ. Главными исполнителями Королев назначает В.П.Мишина, М.К.Тихонравова, который с 1956-го трудился в ОКБ Королева, К.Д.Бушуева и М.С.Хомякова.

В первом спутнике все было первым. В те несколько десятков килограмм конструкторам хотелось втиснуть как можно больше аппаратуры, устройств. И это удалось. Что из себя представлял советский космический аппарат, которому суждено стать первым искусственным спутником Земли?

Академик М. К. ТихонравовГерметичный корпус - шар с "усами" антенн. Внутри него размещались: блок электрохимических источников тока, радиопередающее устройство, вентилятор, термореле и воздуховод системы терморегулирования, коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики, датчики температуры и давления, бортовая кабельная сеть. Корпус был выполнен из алюминиевого сплава и состоял из двух оболочек, герметичность стыка обеспечивалась уплотнительным кольцом из вакуумной резины прямоугольного сечения. Внутренний объём заполнялся сухим азотом (давление 0,13 МПа).

Блок электрохимических источников тока (масса 51 кг) состоял из 3 батарей серебряно-цинковых аккумуляторов: две батареи для электроснабжения радиопередающего устройства, третья - для системы терморегулирования. Радиопередающее устройство (масса 3,5 кг) включало два передатчика, работавших на частотах 20,005 и 40,002 МГц; выходная мощность каждого - 1 Вт. Сигналы, излучаемые передатчиками, имели вид телеграфных посылок длительностью 0,2-0,3 с. Один из передатчиков работал во время пауз в работе другого. Телеметрическая информация (температура и давление) передавалась путём изменения частоты посылок сигнала и пауз между ними. Каждый передатчик имел две штыревые антенны (угол между ними 70°), диаграмма направленности каждой пары была близка к сферической.

Система терморегулирования - с радиатором и газовым контуром теплообмена - принудительная. Циркуляция газа в герметичном корпусе создавалась вентилятором. Система была рассчитана на поддержание стабильной температуры при наличии переменных внешних тепловых потоков. Чувствительным элементом системы являлось термореле (на основе биметалла). При температуре свыше 36°С включался вентилятор, и циркулирующий азот осуществлял передачу теплоты одной из полуоболочек гермокорпуса, являвшейся радиационной поверхностью (излучал собственную радиацию и поглощал солнечную). При температуре менее 20°С вентилятор выключался. Коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики было предназначено для включения электропитания приборов после выхода ИСЗ на орбиту (при отделении от РН). На участке выведения, для предохранения от аэродинамических и тепловых воздействий, спутник находился под головным обтекателем, который отделялся одновременно со спутником. Электрохимические источники тока обеспечили в полёте работу аппаратуры в течение 3 недель.

Вспоминает Олег Ивановский (в 1957-м - заместитель ведущего конструктора спутника):

"Для нас тогда было важно проверить саму возможность достижения космической скорости и создания искусственного небесного тела. Например, мы мало знали о микрометеоритах. Вдруг Земля находится в метеоритном облаке, и эти камешки-метеориты пробьют корпус уже через несколько часов полета? Тогда все наши проекты нужно было бы менять, придумывать метеоритную защиту для будущих кораблей. Мы не знали, как поведет себя техника в вакууме, как скажется космическое излучение. "Спутник-1" должен был ответить на все эти вопросы. Это была просто разведка боем".

Чертеж первого ИСЗ. Общий видНаибольшие трудности были связаны с постановкой в строй ракеты-носителя Р-7. Каждый шаг - настоящее испытание. Первый пуск межконтинентальной баллистической ракеты был назначен на 15 мая 1957-го. Однако он оказался аварийным. 9 и 10 июня неудачей завершилась вторая попытка пуска - ракета не пошла. То было самое сложное время для Сергея Королева, находившегося с мая на полигоне Тюра-Там, которому вскоре предстояло стать космодромом Байконур. Новая беда грянула оттуда, откуда ее не ждали. Хлынувший ливень необычайной плотности, длившийся в течение четверти часа, выводит из строя весь стартовый комплекс. Восстановительные работы длятся почти до третьего пуска ракеты, назначенного на 12 июля. Однако и он оканчивается неудачей. "Семерка" медленно выходит из стартового сооружения, ложится на курс, заметно поворачивается вокруг продольной оси и мгновенно окутывается пламенем. Взрыв!

На заседании Госкомиссии неожиданно для всех маршал Митрофан Неделин предлагает снять "семерку" с испытаний. "Военным такое сырое изделие не нужно", - заявляет он. Королев доказывает, что имеет право на большее число пусков. Сергей Павлович говорит, что Р-7 по своим данным в 5-8 раз превышает все, что достигнуто в ракетостроении. И оказывается прав. 21 августа "семерка" уверенно берет старт и уходит на Камчатку, на полигон Кура, где "поражает" условную цель. Полет проходил на рекордной высоте. Тот день и можно считать днем рождения первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. 7 сентября осуществляется пятый пуск Р-7, так же, как и четвертый, он был успешным.

20 сентября 1957-го специальная комиссия рассматривает вопрос о пуске первого спутника. Королев вновь вылетает на космодром руководить подготовкой к старту, а второго октября подписывает приказ о начале летных испытаний, поручив их Леониду Воскресенскому - от ОКБ и Александру Носову - от ракетчиков. 2 октября Государственная комиссия принимает решение: "Произвести пуск первого искусственного спутника Земли 4 октября". Ранним утром 3 октября ракету вывозят на старт.

Р-7 на стартовой позицииИ вот исторический пуск. Ракета уходит из зоны радиовидимости. Связь со спутником прекращается. Все с нетерпением ждут возобновления связи. Напряжение высочайшее. И вот издалека доносятся радующие сердце сигналы: "пип-пип-пип:" Спутник летит! Он работает! Было все: рукопожатия, объятия, крики "ура":

Когда ТАСС распространил сообщение о запуске искусственного спутника Земли, мировую прессу захлестнул вал сенсационных заголовков: "Давняя мечта человечества", "Огромная победа русских", "Великое революционное событие в науке", "СССР обогнал Соединенные Штаты":

Америка же испытала настоящий шок. В США не было сомнений в том, что первыми космос оседлают именно они, а получилось: Интересная деталь. Американские промышленники и ученые узнали о запуске первого искусственного спутника, ошеломляющую весть для себя, в Редстоунском исследовательском центре, где 4 октября проводилось совещание с участием руководителей и конструкторов ведущих аэрокосмических корпораций.

Соединенные Штаты спешат, торопятся, предпринимая меры по реализации своей космической программы. Однако 6 декабря 1957-го срывается запланированный старт первого космического аппарата, который весил всего 2 кг. В том же году они так и не смогли запустить свой спутник. Их это сильно угнетало, ведь космическая гонка, в отличие от гонки вооружений, проходила на глазах мировой общественности. Американский спутник взлетел лишь 1 февраля 1958 г. "Эксплорер-1" ("Исследователь-1") был, к слову, небольшим по сравнению со "Спутником-1" космическим аппаратом, весом всего 8,3 кг, т.е. в 10 раз меньше. Он вышел на орбиту, когда там побывал уже и второй советский ИСЗ (первый в мире биологический спутник) с собакой Лайкой, весивший более полутонны. 15 мая 1958-го Советский Союз осуществляет еще один триумфальный пуск. На орбиту выводится первая в мире автоматическая научная станция массой 1327 кг, масса научной и измерительной аппаратуры равнялась 968 кг.

Справка

Первый советский ИСЗ - первый спутник Земли, созданный руками человека. Он запущен 4 октября 1957 годаТак устроен первый ИСЗ. Макет из музея РКК в 22 ч. 28 мин. по московскому времени и выведен на орбиту с параметрами: высота в перигее - 228 км, высота в апогее - 947 км, наклонение 65,1°; период обращения 96,17 минут. Масса - 83,6 кг. Корпус - сфера диаметром 580 мм, на котором установлены четыре антенны длиной 2,4 м и 2,9 м. Спутник № 1 проработал на орбите 92 суток, совершив - 1400 оборотов вокруг Земли. 4 января 1958 года он вошёл в плотные слои атмосферы и сгорел.

Источник: Информационно-аналитическое издание "Воздушно-космическая оборона", статья "И заговорил по-русски" ". Опубликованно с разрешения редакции.
Автор: Анатолий Володин

Картина дня

наверх