В СССР создавались иной раз уникальные творения в области техники, которые и теперь поражают воображение смелостью и новаторством замысла. Одним из таких творений был самолет ВВА-14 или вертикально-взлетающая амфибия.
В декабре 1961 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление, в котором определялись меры по борьбе с атомными подводными лодками противника, которые могли нанести сокрушительный удар баллистическими ракетами "Поларис" по советским городам.
В качестве одного из средств борьбы с подлодками в открытом океане выдающийся советский авиаконструктор Роберт Бартини предложил уникальную машину - самолет-амфибию с вертикальным взлетом и посадкой.В 1972 году первый образец новой машины был готов для испытаний. Это была ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия), часть противолодочной системы, состоящей из самолета, поисково-прицельной системы "Буревестник", противолодочного оружия и системы заправки топливом на плаву . В 1972-1975 годах были проведены испытания самолета, в том числе со взлетом и посадкой на воду с помощью выпуска поплавков. Однако испытания и дальнейшая доводка самолета не проводилась, и машина так и не получила подъемных двигателей.
Самолет был в самом деле уникальным. В полной комплектации он имел шасси, выпускные поплавки и подъемные двигатели, что позволяло ему взлетать и садиться с аэродрома, с воды, а также с любого минимально приспособленного корабля, например с крупных сухогрузов или танкеров.
Изначально самолет строился для борьбы с подводными лодками противника и мог нести разнообразное противолодочное вооружение: 2 торпеды, или 8 авиационных мин, или 16 авиационных бомб, или поисково-ударный комплекс "Полюс", в составе которого находилась ракета типа "воздух-поверхность". Самолет мог выполнять разведку, наносить удары, в том числе с прорывом противовоздушной обороны.
Кроме военных вариантов разрабатывались транспортный, и несколько типов спасательных вариантов, включая спасение экипажей космических кораблей, приводнившихся в океане.
В 1975 году прототип ВВА-14 поставили на прикол, и до наших дней сохранился только разукомплектованный и разбитый фюзеляж самолета. Но даже в этом жалком состоянии ВВА-14 великолепен.
Однако важнейшей особенностью самолета было то, что он мог взлетать и садиться на земле, воде или палубе судна, обладал устойчивостью при волне до 4-5 баллов, что позволяло применять его в открытом океане, а также имел систему дозаправки в море. В сочетании с кораблем, на котором есть запас топлива и посадочная площадка, для ВВА-14 были бы открыты просторы любых морей и океанов.
ВВА-14 - это настолько хорошая идея, что нельзя допустить ее забвения. Подобный самолет был бы очень полезен Казахстану в развитии авиационного транспорта.
Во-вторых, крайне нетребовательный к аэродромам, самолет типа ВВА-14 может использовать для взлета и посадки поверхность моря, озер или водохранилищ, а также взлетно-посадочные площадки. Само его применение позволяет существенно расширить сеть авиамаршрутов без масштабных инвестиций в инфраструктуру аэропортов. По существу, потребуется только установить диспетчерскую и авианавигационное оборудование и построить здание аэровокзала.
Внутри Казахстана самолет типа ВВА-14 может быть очень хорошим универсальным региональным самолетом, как пассажирского, так и грузового исполнения.
Но только внутренними рейсами его применение не ограничивается. Создав флот из специально оборудованных судов, позволяющих проводить дозаправку самолета в море, Казахстан получит возможность осуществления полетов в любую точку мира, независимо от того, на каком континенте она находится. При этом, что особенно важно, не потребуется прибегать к услугам иностранных аэропортов. Система корабль-самолет позволяет создать сеть авиамаршрутов по всему миру, причем все посадочные пункты будут под юрисдикцией Казахстана. Согласно международному законодательству, судно под казахстанским флагом признается частью территории Казахстана, и казахстанский самолет, садящийся на него, по сути не покидает своей территории.
Подобных возможностей сейчас не имеет ни одна страна в мире, даже имеющая очень развитое авиастроение. Все используют пассажирские лайнеры, способные пролететь 12-13 тысяч км, но при дальних перелетах и они вынуждены делать промежуточные посадки.