История китайского авиастроения – это во многом история заимствований у других стран как легальных, так и не совсем. Особенно это касается военной авиации. До недавнего времени все китайские разработки истребителей были похожи на более или менее модифицированные копии, либо же вариации советской авиатехники.
J-6 – был лицензионным МиГ-19, J-7 – китайской вариацией на тему советского же МиГ-21. Еще один китайский истребитель J-10 был создан на основе полученных из Израиля документов по истребителю Lavi, а J-11 является нелицензионной копией российского истребителя Су-27СК. По сути, первой собственной разработкой Китая можно считать наделавший много шума истребитель 5-го поколения J-20, но и тут у ряда экспертов возникли сомнения, так или иначе речь в этой статье пойдет о другой машине.
В середине 1970-х годов в КНР решили создать истребитель-бомбардировщик с изменяющейся стреловидностью крыла. В июне 1976 года ведущие китайские инженеры авиастроители были вызваны в Пекин для проведения совещания, для того чтобы ускорить работы по созданию нового самолета. На совещании были предложены варианты создания ударной версии существующего самолёта J-8II, а также начала проектных работ над ударным самолетом JH-7, который бы стал аналогом машин F-111, Су-24 и «Торнадо» (но данный проект был на достаточно долгую перспективу). Наряду с этим был предложен проект истребителя-бомбардировщика Q-6, который и было решено развивать, как наиболее перспективный.
Как раз в средине 70-х годов Китай купил за границей по 2 истребителя МиГ-21М, МиГ-23С, МиГ-23БН и МиГ-23У, а также 10 крылатых ракет AS-5. Самолеты МиГ-23 были приобретены в Египте. Таким образом, КНР удалось заполучить необходимую для копированиясовременную авиационную и ракетную технику. Особый интерес для китайской авиационной промышленности представлял турбореактивный двигатель с форсажной камерой (ТРВД), устанавливаемый на советские истребители МиГ-23. Обратили свое внимание конструкторы и на крыло самолета, имеющее изменяемую стреловидность. Реализовать этот технический ход было решено и в самолете Q-6.
Хвостовая часть истребителя-бомбардировщика Q-6 повторяла хвостовую часть МиГ-23. При этом, в отличие от последнего, китайский истребитель имел высоко поднятую носовую часть для улучшения обзора пилота и подфюзеляжный воздухозаборник. Исследования продемонстировали, что боковые воздухозаборники будут неэффективны и Q-6 стал первым китайским проектом, на котором были реализован подфюзелляжный воздухозаборник. На самолете должен был быть установлен ТРДФ WS-6, развивающий в режиме форсажа тягу 122,4 кН. Двигатель был скопирован с двигателя советского МиГ-23. Взлетная масса самолета должна была составить 14 500 кг., боевая нагрузка - 4 500 кг. Радиус боевого действия должен был равняться 900 км. По своим основным характеристикам Q-6 должен был превзойти свой советский аналог.
По сравнению с истребителем-бомбардировщиком Q-5, который создавался на базе МиГ-19, новый самолет с индексом Q-6 должен был получить более современное бортовое оборудование. Планировалось, в частности, создать лазерную систему целеуказания, радиовысотомер на основе кольцевого гироскопа, радиолокационную станцию предупреждения о ракетном нападении, а также систему огибания рельефа местности. В кабине пилота планировалось смонтировать «современные плоскопанельные дисплеи». В качестве радара на самолет планировалось использовать аналог американской системы AN/APQ-110, которая применялась на самолете F-111, но скопировать данный радар китайцы не смогли.
Главной проблемой для китайской авиационной промышленности стало создание мощного и надежного турбореактивного двигателя с форсажной камерой. В 1983 году был создан прототип такого двигателя, получивший название WS-6G, его тяга на форсаже равнялась 138 кН, но технические характеристики двигателя оставляли желать лучшего. Ресурс двигателя равнялся всего лишь 50 часам. Тогда китайцами было принято решение скопировать советский двигатель Р-29-300 (тяга без форсажа 85,1 кН, на форасже – 125,5 кН). Эту работу поручили КБ завода №410. Новый двигатель получил обозначение WP-15. Но и этот двигатель не смог полностью удовлетворить военных и конструкторов. Данным типом двигателя в последствии не был оснащен ни один из китайских боевых самолетов, а сама разработка была отправлена в «технический резерв».
Создание Q-6 требовало от КНР проведения широких исследований по изучению иностранных технологий. В частности тех, которые касались достижения высокого уровня автоматизации оружия и системы управления самолетом. В Китае была разработана электродистанционная система управления (ЭДСУ), в отличие от двигателей данная разработка оказалась востребованной и впоследствии этой системой оснащались истребители-бомбардировщики JH-7. Так или иначе, Китай смог освоить данную технологию еще до момента поставок из России истребителей Су-27.
Другой очень важной задачей для китайских инженеров стало создание крыла с изменяемой стреловидностью. Техники и инженеры КБ в Нанчане испытывали очень серьезные трудности при его создании, так как вследствие отличной конструкции самолета Q-6 от МиГ-23 они не могли полностью скопировать механизм поворота и крыло. И масса, и размеры, созданного крыла, на 12% превышали массу и размеры аналогичного элемента МиГ-23, сокращая тем самым полезную нагрузку истребителя-бомбардировщика, ёмкость топливных баков и, как следствие, боевой радиус применения истребителя. Фактически было создано лишь «квази-крыло» с изменяемой стреловидностью.
В тот период времени Китай рассматривал СССР как одного из своих злейших врагов. Советский Союз достаточно активно наращивал свою обороноспособность на китайской границе. В Сибирском военном округе была развернута мощная система ПВО, которая представляла для КНР серьезную угрозу. На вооружении советских сил ПВО начинали поступать комплексы «Бук» и С-300. Предполагалось, что маловысотные Q-6 будут более уязвимы для огня средств ПВО, чем создаваемый истребитель-бомбардировщик JH-7. Было решено, что ТТХ самолета Q-6 не могут отвечать предъявляемым требованиям, а основные усилия были брошены на создание JH-7 с фиксированным крылом. Данный самолет должен был поступить на вооружение ВВС и ВМС Китая. Самолет JH-7 обладал меньшими размерами, неся при этом больше боевой нагрузки, радиус действия данной машины превышал радиус действия Q-6.
Несмотря на это, после 8 лет ведения разработки КБ под руководством Лу Сяопиня все же удалось добиться кое-каких успехов и прогресс в разработке Q-6 в конце 80-х годов был очевиден, появилась новая версия Q-6B. Данный проект был радикально улучшен, в достаточной степени были проработаны крыло изменяемой стреловидности и воздухозаборник. Одноместную версию самолета было решено оснащать двигателями WS-6, а двухместные WS-6G. Однако к тому моменту, когда китайская авиационная промышленность добилась существенных успехов по данному проекту, время Q-6 ушло и разработку остановили. Успешный испытательный полет самолета JH-7 поставил точку в разработке Q-6.
Использованы источники:
www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/aviaciia/1286-proekt-istr...
www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/2658/
www.militaryparitet.com/teletype/data/ic_teletype/9636/
Автор Юферев Сергей