На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

Русский ответ на американский гипербомбардировщик

В Вооруженных силах РФ к 1 декабря 2011 года будет создан новый род войск - войска Воздушно-космической обороны (ВКО), сообщил председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. О том, как идет создание ВКО, сенаторов проинформировал командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко.

На самом деле о планах создания российской ВКО именно к 1 декабря 2011 года известно давно. Еще в конце минувшего года президент РФ Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину и министру обороны Анатолию Сердюкову к этому сроку объединить войска ПВО, ПРО, предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства под общим стратегическим командованием. Тотчас в Минобороны развернулась увлекательная борьба за то, кого в этом деле назначат главным. Что и понятно: речь ведь идет не только о таких высоких вещах, как безопасность страны, но и о сугубой прозе – бюджетных деньгах и новых генеральских лампасах.

Военные летчики считали, что закоперщиками просто обязаны быть именно они. Ведь все, что происходит над нашими головами, это их прерогатива. Да и основные средствами ПВО у них в подчинении. Космические войска настаивали на собственном первенстве, исходя из того, что в войнах будущего основные угрозы, по мнению экспертов, будут исходить с заатмосферных орбит, а тут уж толк знают только они. Видимо, аргументы последних показались Кремлю самыми убедительными. Иначе с чего бы информировать сенаторов о предстоящих переменах отправился командующий именно Космическими войсками?

Тут уместно заметить, что для создания системы ВКО в нашей стране давно многое сделано. Так, к началу 1990-х годов советская военно-космическая программа по многим показателям превосходила американскую. СССР обладал вдвое большим количеством типов космических аппаратов и провел в пять раз больше космических запусков, чем США. СССР был единственной страной мира, обладавшей постоянной орбитальной станцией и проводившей там военные эксперименты. СССР также имел единственную в мире систему наземного базирования, способную уничтожать спутники на низких орбитах. По данным Космического Командования ВВС США/Air Force Space Coomand СССР и Россия провели 38 испытаний систем уничтожения вражеских спутников - большинство из них были успешными. Также было проведено 18 испытаний возможностей космических аппаратов по обстрелу наземных целей.

Давно существует и российская система ПРО – это тоже то немногое, где мы впереди Запада. У нас национальная система противоракетной обороны действует уже несколько десятилетий. Она – двухэшелонная. Называется А-135, обеспечивает прикрытие Москвы и Центрального промышленного района. С 1978 по 1987 год над ее созданием одновременно трудилось до 100 тысяч военных строителей. Состоит из нескольких составляющих. Это система, собственно, противоракетной обороны, система предупреждения о ракетном нападении и система контроля космического пространства.

Основа этой махины - входящая в состав Космических войск 3-я отдельная армия ракетно-космической обороны особого назначения (штаб – в Солнечногорске Московской области). На вооружении – стрельбовые комплексы в виде шахтных перезаряжаемых пусковых установок противоракет 51Т6 и 53Т6. Часть из них установлена вдоль Московской кольцевой автодороги. Это оружие способно перехватывать баллистические ракеты противника и их головные части, летящие на высотах от 5 километров до ближнего космоса, идущих на скоростях до 6-7 километров в секунду. Стоит заметить, что на противоракетах 53Т6 установлены ядерные боеголовки. При подрыве их в космическом пространстве, по расчетам ученых, может мгновенно погибнуть до 10 процентов населения Москвы, электромагнитным импульсом будут выведены все энергосистемы региона, проводные линии связи и каналы боевого управления. Но все же это меньший поражающий эффект, чем тот, который был бы при падении на столицу ядерной же боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты противника.

Российский космический эшелон системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) включал в себя три спутника типа «Космос». Правда, они ведут наблюдение только за территорией США и обнаружить старт ракеты в других районах не способны. Однако на этот случай наша система СПРН включает в себя еще и наземный эшелон, в виде радиолокационных станций в Оленегорске, Мишелевке, Балхаше (Казахстан), Печоре, Габале (Азербайджан), Барановичах (Белоруссия). В последние два года их дополнили РЛС нового типа «Воронеж-М» в Лехтуси и Армавире.

Третья составная часть системы СПРН – система контроля космического пространства. Возложенные на нее задачи выполняет дивизия, входящая в состав 3-й отдельной армии. За ближним космосом следят специализированные РЛС и оптико-электронный комплекс «Окно» в Нуреке (Таджикистан).

Конечно, за минувшие годы многое пошло прахом, но кое-что и осталось. В частности, научные и конструкторские разработки. Но по причине воцарившегося в стране бардака долгое время реализовать их не удавалось. Не удалось даже тогда, когда почти 20 лет назад была предпринята предыдущая попытка создать систему Воздушно-космической обороны. Указ № 1032 на этот счет президент России Борис Ельцин издал 13 июля 1993 года. Но мало ли наиздавал он всяких указов? В тот раз никто в Минобороны и пальцем не пошевелил, чтобы порадовать Верховного главнокомандующего, а заодно и обезопасить страну от на глазах растущих опасностей.

Они, эти опасности, видны были невооруженным глазом. Как теперь ведут войны – это весь мир наглядно увидел на примере Ирака и Югославии. Ирак, к примеру, американцы полтора месяца долбили с воздуха бомбами и ракетами. Лишь уничтожив системы ПВО, управления войсками, парализовав тыловое снабжение, ввели в действие наземные войска. Тем оставалось лишь взять под контроль территорию. Ушло на это ровно 100 часов.

Сегодня нечто подобное происходит в Ливии. С поправкой на слабость армии этой страны и неопределенность с перспективами вторжения сухопутных сил НАТО. А так все то же – бесконечные бомбежки и удары крылатых ракет. Бесконтактная война, одним словом. Для тех, кто ее начал, нечто вроде компьютерных «стрелялок», где никакого риска.

Однако это все же хоть и недавнее, но прошлое. Как с противниками станут расправляться в 21-м веке? Об этом дает представление такой факт. С начала 2000-х Соединенные Штаты активнейшим образом развернули работы по созданию гиперзвуковых бомбардировщиков, способных наносить удары из ближнего космоса, куда современные средства ПВО просто не достанут. Такие машины смогут взлетать непосредственно с территории США и в течение двух часов наносить удаpы в любой точке планеты, находящейся от авиабазы на расстоянии до 16700 километров.

Пока известны лишь пpедваpительные спецификации новых супеpбомбаpдиpовщиков. Кpейсеpская скоpость полета должна составлять не менее 5-7 М (то есть, как минимум, в 5-7 pаз пpевышать скоpость звука). Для сpавнения, максимальная скоpость совpеменных истpебителей pедко пpевышает 3-3,5 М, да и достигается она только на экстpемальных pежимах pаботы двигателя. Перспективный американский бомбардировщик же сможет поддеpживать гипеpзвуковую скоpость на пpотяжении всего полета на высоте около 30 километров. Его боевая нагpузка составит 5500 килограммов.

По расчетам Пентагона гипеpзвуковые бомбаpдиpовщики поступят на вооpужение ВВС США не pанее 2025 года. Время еще есть, но о том, что противопоставить грядущей угрозе, надо думать уже сегодня.

Утверждают, что поражать цели в ближнем космосе способна зенитно-ракетная система С-400 «Триумф», принятая на вооружение российской ПВО еще в 2007 году. Первые два полка С-400 двухдивизионного состава уже развернуты под Москвой. Но двух пусть даже самых замечательных полков, во-первых, крайне недостаточно для обороны огромной страны. А во-вторых, уничтожать самолеты на низких орбитах «Триумф» если и сможет, то лишь после того, как для него доделают ракету большого радиуса действия. Ее пока нет, хотя военные утверждают, что уже ведут испытания.

Ободряюще звучат заверения, что концерн «Алмаз-Антей» завершает разработку еще более совершенной системы С-500. По планам она может поступить в войска к 2015 году. Но нынешняя российская действительность давно приучила нас к реальности таких заверений относиться скептически.

Так все же что на сей раз получится у нас с созданием нового рода войск? С таким вопросом мы обратились к главному редактору журнала «Воздушно-космическая оборона» полковнику запаса Михаилу Ходарёнку. Он окончил академию противовоздушной обороны, потом Военную академию Генерального штаба. В Главном оперативном управлении Генштаба занимался вопросами применения Вооруженных сил в целом.

«СП»: - Скажите, в какой стадии в Министерстве обороны процесс создания новой структуры? Пока одни разговоры или что-то реальное уже делается?

 

- Чтобы точно ответить на ваш вопрос, нужно быть знакомым с директивами и другими руководящими документами по этому поводу. Естественно, они носят абсолютно секретный характер, поэтому мне их не показывают. Но могу сказать, что многое уже определилось. В частности, решено, что основой ВКО станут Космические войска. Хотя были и другие предложения. В частности, Военно-Воздушные силы предлагали взять за основу их вид войск.

«СП»: - Обычное для нас ведомственное перетягивание каната?

- А это же любимая русская забава. В наших Вооруженных силах постоянно что-нибудь сливают или переподчиняют. Как, например, происходит с армейской авиацией. Ее на мой памяти раз пять то передавали в ВВВС, то возвращали Сухопутным войскам. Обычно потом следует лет пять полной неразберихи. Теряются миллиарды. И все начинается заново.

«СП»: - Так будет и с Воздушно-космической обороной?

- Надеюсь, на сей раз избежим таких неприятностей. Потому что вопрос контролируется на высшем уровне. Значение новым войскам в Кремле придают очень большое. Основа есть – Космические войска. Видимо, им из состава ВВС передадут зенитно-ракетные войска. Полностью или частично. Это пока не определено.

«СП»: - Не кажется ли вам, что на военное и политическое руководство нашей страны большое впечатление произвели широко развернутые в Соединенных Штатах работы по созданию гиперзвукового самолета, прообраз которого уже летает со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука? Американцы обещают гиперзвуковой бомбардировщик поставить в строй к 2025 году. Мы собираемся систему ВКО наладить к 2020 году. Тут есть связь?

- Не думаю, что Воздушно-космическую оборону мы создаем против конкретного перспективного оружия. Естественно, она должна позволять сбивать и гиперзвуковые цели. Но и любые другие.

«СП»: - В этом отношении у Министерства обороны большие надежды на новую систему противовоздушной обороны С-500, о которой уже тоже много сказано. Именно она, считается, станет основным средством нашей ВКО. Ее, как объявлено, ждут к 2015 году. Но учитывая, как трудно идет работа над ракетой большого радиуса действия для уже поступающего в войска комплекса С-400 «Триумф», нет ли опасений, что с С-500 выйдет еще хуже? Февральская внезапная отставка Игоря Ашурбейли, генерального директора концерна «Алмаз-Антей», нашего главного разработчика систем ПВО и ВКО, породила новые опасения на этот счет.

- Отставка Ашурбейли с инженерными проблемами никак не связана. Ни с трудностями по С-500, ни по С-400.

«СП»: - Почему же тогда Ашурбейли ушел?

-У меня есть предположения на этот счет. Но делиться ими не хочу. Повторяю: самое важное, что создание С-500 идет по графику. И эта система действительно очень поможет воздушно-космической обороне страны.

http://vdsr.ru/news/russkij_otvet_na_amerikanskij_giperbomba...

Картина дня

наверх