На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

236 подписчиков

4 октября 2001 года взорвался на высоте 11000 м и рухнул в Черное море самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь».

 

 

 

 

Шесть лет назад( уже девять), 4 октября 2001 года, над Черным морем произошла катастрофа самолета Ту-154М RA-85693 а/к "Сибирь", выполнявшего рейс 1812 Тель-Авив - Сочи - Новосибирск. Самолет, шедший по открытой международной воздушной трассе, был сбит ракетой комплекса С-200, запущенной во время украинских военных учений на полигоне Опук в Крыму. Погибло 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

В процессе учений была запланирована отработка уничтожения комплексом С-200В реальной цели - специального беспилотного самолета-мишени. При эффективной дальности комплекса около 300 км, для полетов была закрыта воздушная зона размером 140х140 км.

В настоящее время доказана единственно возможная версия инцидента. Подтверждением ее служит магнитофонная запись переговоров между боевым расчетом, командным пунктом бригады и руководителем ракетных стрельб В.Дьяковым (он также являлся заместителем главнокомандующего войск ПВО по боевой подготовке), изъятая сотрудниками военной контрразведки.
Смертельной ошибкой военных стало грубое пренебрежение правилами безопасности в момент пуска ракеты. После старта воздушной мишени и ее входа в зону стрельбы оператор наведения 1-го дивизиона доложил о том, что его радар "захватил" не одну, а сразу три цели! Определить, что собой представляют эти воздушные объекты, оператор не имел технических возможностей.

 

Но "целью #1" стала мишень "Рейс", "целью #2" - российский Ту-154 и "целью #3" - армянский самолет Ан-24! Точно идентифицировать цели могли только на командном пункте учений, и теперь все зависело от решения руководителя стрельб, который обязан был правильно оценить обстановку.

На командном пункте учений принимают доклад: "На экране три цели!"

Приказ генерал-лейтенанта Дьякова прозвучал незамедлительно: "Пошли их в сраку! Огонь!"

Для системы наведения мишень "Рейс" оказалась очень сложной. "Рейс" вышел к зоне "захвата" 4 октября в 12.36. Радар С-200 не мог четко "захватить" первую цель, однако с помощью наведения с командного пункта бригады началось автоматическое сопровождение всех трех целей. В 12 часов 41 минуту 20 секунд был произведен пуск, при этом дальность цели #1 составила 26-28 км. Ракета 5В28 комплекса С-200В стартовала в заданном направлении, развивая скорость свыше 1 км в секунду. На свою беду, в то же самое время, с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км, летел по открытой международной воздушной трассе самолет Ту-154 - цель #2. Его присутствие в зоне стрельбы командование учений по-прежнему игнорировало. Через 29 секунд после пуска командир 1-го дивизиона Ю.Венгер доложил, что наведение сорвано. В 12 часов 42 минуты 28 секунд старший технический руководитель С-200 М.Жилков (он также являлся начальником направления отдела подготовки войск ПВО) доложил обстановку Дьякову.

Дьяков решил, что С-200 промахнулся и приказал уничтожить мишень комплексом С-300, но запуск не был произведен. Почему-то генерал не запросил данные радиолокационного контроля, и никто ему не доложил, что промахнувшаяся ракета полетела дальше с набором высоты, чего по условиям учений не допускалось. Причем 1-й дивизион продолжил автоматическое наведение на оставшиеся в зоне "радиолокационного захвата" цели. "Цель #2", которой по плану учений не существовало, двигалась далеко за границами зоны учений на предельной дистанции стрельбы в 250 км. Этим "фантомом" был Ту-154! Никто на командном пункте не обратил на это внимания. Не обратили внимания и технические руководители автоматизированной системы управления "Байкал" на КП бригады - А.Лунев и Н.Алпатов (оба - высокопоставленные офицеры штаба зенитно-ракетных войск), хотя не заметить, что наведение на незапланированные цели продолжается, было непросто.

Времени оценить обстановку и принять решение было достаточно, поскольку результаты пуска поступают на командный пункт в реальном масштабе времени. Достаточно отключить питание, и ракета станет совершенно безопасной. Впрочем, на КП учений царила вальяжная обстановка: море, солнце, напитки. В благодушной идиллии, выслушивая бравые доклады о поражаемых целях, почетные места рядом с А.Кузьмуком и В.Ткачевым занимали хозяева полигона - российские военные во главе с командующим Черноморским флотом Комоедовым и командующим ВВС Корнуковым. Корнуков широко известен всему миру и как российский военачальник, и как командир дивизии ПВО, которая 1 сентября 1983 года сбила южнокорейский пассажирский лайнер Б-747. Адмирал Комоедов через оптический прибор лично наблюдал за пуском С-200. По словам очевидцев, сразу же после рокового пуска Комоедов, следивший за восходящей траекторией ракеты, обратился к Кузьмуку: "Александр Иванович, что-то не туда твоя ракета улетела:". Министр попросил коллегу не беспокоиться: "Цель поражена".

В 12 часов 45 минут 4 секунды радиолокационная отметка ТУ-154 исчезла с экранов российских авиадиспетчеров...

Ракета 5В28 преодолела 245 км за 220 секунд. Почти все это время, более 3-х минут, она наводилась именно на пассажирский самолет. Ракета совершила маневр и догнала Ту-154 сзади на высоте 11100 метров. Прямо в 15 м над лайнером дистанционный взрыватель боевой части 5Б14Ш осуществил подрыв. Тысячи стальных шариков разорвали самолет от носа до хвоста. Большинство пассажиров погибло без мучений, мгновенно. Члены экипажа наблюдали этот кошмар более минуты, до конца, пока самолет не рухнул в море. Одновременно со взрывом магнитофон российского центра управления воздушным движением "Стрела", который вел лайнер, записал фрагменты выходов на радиосвязь экипажа падающего самолета. Через 13 секунд после взрыва на фоне криков и помех была четко расшифрована последняя фраза одного из пилотов: "Куда попало?!"

В комплексе С-200 ракета наводится на цель в полуавтоматическом режиме. То есть сама по себе она никуда не попадет. Наведение осуществляется оператором и только при радиолокационной подсветке цели. Если подсветку выключить, ракета, как телеграфный столб, будет лететь прямо, пока топливо не кончится.

(P.S. Здесь автор не совсем прав.Т.е. в начале  цель подсвечивалась наземным радиолокатором,ракета стартовала, захватывала цель, а потом все! На цель уже вела головка самонаведения ракеты .Здесь  нужен самоликвидатор (по дальности, скажем 100 км.).А его у бравых ракетчиков с Украины-не было, потому что, чтобы его поставить, необходимо было разобрать пол-ракеты, имея при этом соответствующую аппаратуру и людей.Лунев В.)

То есть "цель #2" была сбита совершенно осознанно! Но у самих исполнителей приказов ответственность минимальная, ведь все их действия полностью контролировались и одобрялись сверху. Командование бригады и учений, которое контролировало обстановку и параметры пусков, не обратило внимания на улетевшую ракету и на то, что, промахнувшись по мишени, дивизион С-200 продолжает вести с кем-то воздушный бой...

 

http://trinixy.ru/2007/10/05/katastrofa_nad_chernym_morem.ht...

 

http://www.zn.ua/1000/1550/43252/

Зенитная ракетная система С-200

В 1958 году были заложены основы зенитной ракетной системы большой дальности, получившей название ЗРС С-200 "Ангара". Так как при наведении ракет на цели по данным наземных радиолокаторов точность наведения ракет падает пропорционально дальности до цели, то пришлось перейти к самонаведению ракет на цели.

 

В состав каждого ЗРК входили: радиолокатор подсвета и наведения (РПЦ) и стартовая позиция на шесть пусковых установок, каждая на одну ракету.

Объединение нескольких одноцелевых ЗРК общим командным пунктом облегчило управление системой с вышестоящего КП, позволило организовать взаимодействие ЗРК для сосредоточения их огня на одной или распределения по разным целям.

Построение РПЦ с использованием зондирования цели монохроматическим сигналом и, соответственно, доплеровская фильтрация эхо-сигналов обеспечили разрешение (селекцию) целей по скоростям, а введение фазо - кодовой манипуляции монохроматического сигнала - по дальности.

По-иному обрабатывался эхо-сигнал в приемном устройстве головки самонаведения (ГСН) ракеты. Для узкополосой фильтрации эхо-сигналов в приемном устройстве ГСН необходимо было иметь опорный сигнал - непрерывное монохроматическое колебание, что потребовало создания автономного ВЧ-гетеродина на борту ракеты.

Все это потребовало особой процедуры предстартовой подготовки ракеты, которая включала:

 

  • передачу данных с РПЦ на стартовую позицию;

  • подстройку ГСН (ВЧ-гетеродина) под несущую частоту зондирующего сигнала РПЦ;
  • установку антенн ГСН в направлении на цель, а их систем автоматического сопровождения цели по дальности и скорости - на дальность и скорость цели;

  • перевод ГСН в режим автоматического сопровождения.

После этого старт осуществлялся уже при автоматическом сопровождении цели ГСН.

В ЗРС С-200 впервые появилась цифровая вычислительная машина -ЦВМ "Пламя", на которую возлагались задачи обмена командной и координатной информацией с различными КП и до решения задачи пусков.

Зенитная управляемая ракета дальнего действия, разработанная МКБ "Факел", была двухступенчатой. Первая ступень - четыре боковых стартовых ускорителя, маршевый двигатель второй ступени - жидкостный.

ЗРС С-200 "Ангара" поступила на вооружение Войск ПВО в 1967 году.

За все годы ЗРС претерпела три модернизации.

Сравнительные характеристики различных модификаций ЗРС приведены в таблице.

Характеристики"Ангара""Вега""Дубна"
Максимальная дальность стрельбы, км 180 240 300
Минимальная дальность стрельбы, км 17 17 17
Максимальная высотапоражения, км 40 40 40
Минимальная высота поражения, км 0,5 0,3 0,3
Вероятность поражения целей 0,45 - 0,98 0,66 - 0,99 0,72 - 0,99

Картина дня

наверх