На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аэропланы и ракеты

235 подписчиков

Ракетный комплекс Р-39УТТХ / 3М91 Барк - SS-NX-28

http://militaryrussia.ru/blog/topic-441.html

Цитата: В 1998 году, когда российская оборонка погибала от отсутствия гособоронзаказа и денег, руководство Московского института теплотехники (МИТ) нашло выход – с помощью связей в правительстве пролоббировало функции ведущей организации при создании перспективных средств ядерного сдерживания.

Главе правительства Виктору Черномырдину поступило письмо за подписями министра экономики Якова Уринсона и министра обороны Игоря Сергеева. Премьер поставил визу «Согласен».
В результате был ликвидирован 27-й НИИ Минобороны РФ, традиционно обеспечивавший научно-техническое сопровождение разработки и отработки стратегических ракетных комплексов морского базирования. Его работу отдали другому институту, который этим никогда не занимался. От участия в разработке стратегических ракетных комплексов отстранили научно-исследовательские институты Роскосмоса (ЦНИИмаш, НИИ тепловых процессов, НИИ технологии машиностроения, ЦНИИ материаловедения).
Но хуже всего, что ради ликвидации производства альтернативных ракетных комплексов была уничтожена группировка атомных подводных лодок проекта 941 «Тайфун». Делалось это методично и последовательно. Сначала сняли с производства морскую ракету Р-39 под тем предлогом, что разрабатывается ее модификация Р-39 УТТХ «Барк». Затем проект «Барк» закрыли по причине трех неудачных стартов с наземного пуска. Готовую к испытаниям четвертую ракету, на которой все замечания были устранены, запустить не позволили. Более того, ее приказали разобрать и утилизировать, поскольку удачный запуск портил все планы. А обезоруженные «Тайфуны» стоимостью в миллиарды долларов пустили на слом. Все решения принимались на правительственном уровне.

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
Комплекс Д-19УТТХ "Барк", ракета Р-39УТТХ / 3М91 / РСМ-52В / РСМ-52-2 "Барк" - SS-NX-28



Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разрабатывалась ГРЦ им. академика В.П.Макеева (ранее - CКБ-385, г.Миасс) на базе и в качестве замены комплекса Д-19 с БРПЛ Р-39 / SS-N-20 STURGEON на ПЛАРБ пр.941 / TYPHOON. Главный конструктор - В.Д.Калабухов. Проработка варианта глубокой модернизации БРПЛ Р-39 начата в первой половине 1980-х годов. По состоянию на 1980 г. уже велась разработка конструкторской документации. Постановлением СМ СССР, принятым в ноябре 1985 г., поручалось начать опытно-конструкторскую разработку комплекса Д-19УТТХ с целью превзойти характеристики БРПЛ "Trident-2". В марте 1986 г. принято постановление СМ СССР о разработке комплекса Д-19УТТХ "Барк", а в августе 1986 г. Постановление о ОКР Д-19УТТХ с размещением комплекса на модернизированных ПЛАРБ пр.941У. Эскизный проект комплекса Д-19УТТХ подготовлен в марте 1987 г. В период с 1986 по 1992 годы успешно проведены работы по отработке прочности узлов ракеты. После 1987 г. проводились испытания узлов и агрегатов по теме ОКР "Барк" на вакуумно-динамическом стенде СКБ-385. 


Ракета 3М91 / Р-39УТТХ "Барк" №3 перед отправкой на полигон Ненокса, 1998 г. (СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г.).


В мае 1987 г. утверждён график переоборудования пр.941УТТХ на «Севмашпредприятии». 28 ноября 1988 г. СМ СССР принял Постановление «О развитии морских стратегических ядерных сил», в котором предписывалось к началу XIII пятилетки (до 1991 г.) завершить разработку комплекса Д-19УТТХ и начать перевооружение ПЛАРБ пр.941. Решением Минсудпрома и ВМФ переоборудование и ремонт головной ПЛ пр.941 (заводской №711) было поручено СРЗ «Звёздочка». Предполагалось, что СРЗ «Звёздочка» будет выполнять модернизацию ПЛ. «Севморзаводу» поручалось подготовить погружаемый стартовый комплекс ПС-65М для испытаний ракеты на полигоне и опытовую ПЛРБ пр.619 для испытаний и отработки комплекса Д-19УТТХ с ракетой 3М91.

До 1989 г. финансирование работ по созданию комплекса Д-19УТТХ велось по линии Минобщемаша СССР. С 1989 г. - по Госконтракту с МО СССР. В 1989 г. генеральный конструктор ЦКБ "Рубин" (ПЛАРБ) С.Н.Ковалёв обратился к генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачёву с предложениями о дальнейшем развитии морских стратегических ядерных сил. в итоге вышло Постановление СМ СССР от 31.10.1989 г. в котором был определён порядок развития морских стратегических ядерных сил на 1990-е и начало 2000-х годов. ПЛАРБ пр.941 планировалось полностью перевооружить на комплекс Д-19УТТХ и во второй половине 1990-х годов планировалось постройка серии в 14 ПЛАРБ  пр.955 с комплексом Д-31 (12 БРПЛ на ПЛ).

Производство ракет для проведения испытаний начато к 1991 г. на Златоустовском машиностроительном заводе с темпами по 3-5 ракет в год. В 1992 г. завершен полный цикл отработки маршевых и вспомогательных двигателей, выпущены итоговые отчеты по готовности двигателей к летным испытаниям. всего проведено по 14-17 стендовых огневых испытаний всех двигателей. Завершена наземная отработка системы управления. Проведено 7 пусков с погружаемого плавстенда (до начала летных испытаний ракеты). В этом же году финансирование работ существенно сократилось, производственные возможности позволяли производить по 1 ракете для испытаний в 2-3 года. В июне 1992 г. советом главных конструкторов принято решение о разработке дополнения к эскизному проекту с оснащением 2-й и 3-й ступеней топливом аналогичным топливу 1-й ступени (ОПАЛ с октогеном). Вызвано было это перепрофилированием производителя топлива на Украине на выпуск бытовой химии. Замена топлива снизила энергетику ракеты, что привело к снижению количества боевых блоков с 10 до 8 шт. С декабря 1993 г. по август 1996 г. проведено по 4 огневых испытания двигателей 2-й и 3-й ступеней на топливе ОПАЛ, выпущено Заключение о допуске к летным испытаниям.

В июне 1995 г. указом Президента Б.Н.Ельцина начато перепроектирование ПЛАРБ пр.955 по проекту пр.09550 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк".

Совместные летные испытания пусками с наземного стенда на полигоне Ненокса начаты в ноябре 1993 г. (1-й пуск). Второй пуск проведен в декабре 1994 г. Третий и последний - в ноябре 1997 г. Все три пуска были неудачными. Третий неудачный пуск с полигона в Неноксе состоялся 19 ноября 1997 г., ракета взорвалась после старта - повреждены строения  полигона.

По состоянию на конец 1997 г. в готовности к испытаниям на Златоустовском машиностроительном заводе находилась ракета №4 - её испытания с учетом доработок по итогам 3-го пуска планировались на июнь 1998 г. Так же на заводе находились в разной степени готовности ракеты №№5, 6, 7, 8 и 9 - по заделу узлов и деталей готовность составляла 70-90%. С учетом этого в 1998 г. планировалось провести 2 пуска (ракеты №№4 и 5), в 1999 г. - 2 пуска (ракеты №№6 и 7) и с 2000 г. планировалось приступить к пускам с ПЛАРБ пр.941У "Дмитрий Донской" (5 пусков в 2000-2001 г.г.). С 2002 г. планировалось приступить к развертыванию комплекса Д-19УТТХ на двух переоборудованных ПЛАРБ пр.941. Техническая готовность комплекса составляла на этот момент 73%. Готовность переоборудованной ПЛАРБ пр.941У - 83,7%. Необходимые затраты для завершения испытаний комплекса по оценкам ГРЦ им.Макеева - 2 млрд 200 млн рублей (в ценах 1997 г.).

В ноябре 1997 г. министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. 

В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России. В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН, которые выступили с критикой проекта - в ракете применены устаревшие решения по системе управления и боевым блокам, маршевым двигательным установкам, топливу и т.д. В то же время надо отметить, что стойкость элементной базы СУ БРПЛ (3 у) была выше аналогичного показателя МБР "Тополь-М" (2 у), точность практически одинаковая. Боевые блоки были отработаны в полной мере. Совершенство маршевых двигателей 1-й и 2-й ступеней было выше аналогичных показателей МБР "Тополь-М" на 20% и 25%, 3-й ступени - хуже на 10%. Массовое совершенство ракеты было выше, чем у МБР "Тополь-М". Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У.

Представители Управления вооружений и РВСН прогнозировали необходимость проведения 11 пусков в 2006-2007 г.г., сумму затрат - 4.5-5 млрд.руб. и предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой ракеты для РВСН и ВМФ;
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ;
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.

Наименования ракеты - "Гром" и "Вариант" - встречаются в СМИ. "Гром" в западных источниках, "Вариант" - в отечественных (например, лента.ру).

Система управления и наведение - система управления полетом адаптивная инерциальная с астрорадиокоррекцией на этапе выведения с трехстепенным гиростабилизатором, астровизирующим устройством и оборудованием спутниковой навигации. В бортовую систему управления введены алгоритмы прогнозирования режимов работы двигателей. удельный импульс тяги прогнозируется с точностью до 0,3%, а средний массовый расход топлива (а следовательно, время работы двигателя) с точностью до 3%. В системе управления применяется элементная база со стойкостью "3 у" ( в МБР "Тополь-М" - "2 у").

Приборы и системы, обеспечивавшие точную привязку осей ракеты к базовым осям подводной лодки сбрасывались после старта.

Согласно Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г. предполагалось создание двух вариантов БРПЛ по типам боевого оснащения - "Вест" - с маневрирующей моноблочной БЧ и "Ост" - в стандартном оснащении баллистическими боевыми блоками средней мощности. Предполагалось применение как стандартных баллистических так и настильных скоростных траекторий полета.

Пусковая установка - старт ракет осуществлялся из шахтной ПУ ПЛАРБ с помощью порохового аккумулятора дваления (ПАД). Тип старта - "сухой".

Безопасный выход ракеты из шахты и хранение ракеты в ПУ обеспечивалось аммортизационной ракетно-стартовой системой (АРСС) разработки СКБ-385. АРСС обеспечивала и увод ракеты от лодки до запуска маршевых двигателей, а так же в случае аварийного старта. Конструктивно АРСС включает в себя корпус, двигатель съема и увода, систему формирования каверны.

Испытательные пуски проводились с погружаемого стартового комплекса ПС-65М на полигоне Ненокса. Комплекс подготовлен к испытаниям «Севморзаводом». Так же, вероятно, использовалась наземная пусковая установка.

Корабельный боевой стартовый комплекс (КБСК) разрабатывался ГРЦ им. Макеева (г.Миасс, 149-й отдел КБ-2 ГРЦ) с использованием больших интегральных схем частного применения нового поколения. Наработки по КБСК "Барк" в дальнейшем были использованы при создании КБСК для БРПЛ "Булава".

Конструкция - ракета трехступенчатая с аммортизационной ракетно-стартовой системой. По конструкции аналогична ракете Р-39 / SS-N-20 STURGEON. Ракета состоит из трех маршевых ступеней, ступени разведения боевых блоков, собственно боевых блоков с КСП ПРО, приборного отсека и головного обтекателя. Герметичный приборный отсек расположен в передней части. Вероятно, отсек разделен на две части - отсек трехстепенного гиростабилизатора с астровизирующим устройством, закрытым несбрасываемым в полете куполом-окном, и отсек приборов системы управления, размещенных на амортизированной раме. Вокруг приборного отсека размещены боевые блоки. КСП ПРО размещен рядом с боевыми блоками. Кабельная сеть ракеты устанавливалась в корпуса ступеней при их намотке (между первым и вторым "коконами"). В конструкции БРПЛ использован элемент нового типа - аэродинамический углепластиковый обтекатель с гибким коническим надувным насадком длиной 1.7 м. Кроме того, предусматривалось использование системы старта из-подо льда. Аэродинамический обтекатель сбрасывается и уводится в сторону в конце работы 2-й ступени ракеты. Разделение ступеней происходит с помощью колцевых детонирующих удлиненных зарядов за счет воздуха, находящегося в герметичных межступенчатых отсеках.

В конструкции ракеты использованы узлы из титано-никилевых сплавов с памятью формы разработки отдела №11 ГРЦ им. Макеева. В процессе разработки и испытаний ракет изготовлено более 1000 шт узлов и деталей из такого рода сплавов. Так же используются сплавы магния и лития с легированием скандием.

Конструкция ракеты и БРЭО обеспечивали многократное увеличение стойкости к поражающим факторам (в 3-4 раза).

Двигатели - РДТТ на всех ступенях.  При разработке РДТТ 1-й и 2-й маршевых ступеней ракеты использован опыт КБ "Южное" (г.Днепропетровск) по разработке МБР РТ-23УТТХ. РДТТ маршевых ступеней разработаны НПО "Искра" (г.Пермь), ведущие конструкторы - Л.Н.Лавров и М.И.Соколовский. Разработка топлива и зарядов РДТТ - НПО "Алтай" (г.Бийск), ведущий конструктор - Г.В.Сакович. Производство РДТТ - завод "Машиностроитель" (г.Пермь). Снаряжение двигателей топливом осуществлялось на Бийском химическом комбинате. Двигатели крена разработаны ОКБ "Темп" (г.Пермь, Пермский Политехнический Институт), главный конструктор - В.И.Петренко.

Корпуса РДТТ изготовлены из органопластического композиционного материала, на основе волокна типа "Армос" с повышенной удельной прочностью, методом намотки нитей типа "кокон". Топливо - смесевое, заряды РДТТ жестко скрепленные с корпусом с внутренним каналом звездообразной формы. Перед стартом ракеты осуществлялся наддув воздухом внутренней полости двигателя с целью компенсации внешних гидродинамических нагрузок во время старта. На двигателях 2-й и 3-й ступеней использованы сопловые блоки с двойными раздвижными телескопическими насадками. Сопловые блоки выплонены из коррозионностойких углерод-углеродных материалов. Сопла всех ступеней выполнены повоторными управляемыми - на резинометаллических эластичных опорных шарнирах. Рулевые приводы - газогидравлические.

В 1992 г. в связи с распадом СССР и перепрофилированием производителя топлива 2-й и 3-й ступеней (Украина) на выпуск коммерческой продукции потребовалось произвести замену топлива 2-й и 3-й ступеней. В июне 1992 г. советом главных конструкторов принято решение о переходе на 2-1 и 3-1 ступенях на топливо типа ОПАЛ с октогеном. С декабря 1993 г. по август 1996 г. проведено по 4 огневых испытания двигателей 2-й и 3-й ступеней на топливе ОПАЛ, выпущено Заключение о допуске к летным испытаниям.

ПАД - пороховой аккумулятор давления обеспечивает старт ракеты. ПАД разработан и изготавливался люберецким НПО "Союз" (ведущие конструкторы Б.П.Жуков и З.П.Пак).

1 ступень. Возможно, на первоначальном этапе разработки ракеты планировалось в качестве двигателя первой ступени использовать двигатель 15Д305 разработки КБ "Южное" (г.Днепропетровск). После 1992 г. разработку двигателя вело НПО "Искра" (г.Пермь), генеральный конструктор - М.И.Соколовский.. Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с каналом звездообразной формы (с центральным сквозным каналом, щелевыми компенсаторами поверхности горения малого размаха в передней части заряда, радиальные проточки в надсопловой зоне). Заряд изготовлен из смесевого топлива типа ОПАЛ с применением октогена. Разработка модификации топлива ОПАЛ - НПО "Алтай". Корпус - органопластиковый типа "кокон". Сопловой блок - центральное, частично утопленное в камеру сгорания, поворотное управляющее сопло с подвеской на эластичном опорном шарнире. Сопло обеспечивает круговую диаграмму создания управляющего усилия по каналам тангажа и рыскания.  Первая ступень соединена со второй ступенью межступенчатым отсеком. На поверхности межступенчатого отсека размещены средства АРСС. Управление по каналу крена - двухкамерный РДТТ. Так же в нижней части ступени находятся два РДТТ послестартового разворота и рулевой привод. Двигатель 1-й ступени включается после выхода ракеты из шахты ПЛ.
Массовое совершенство двигателя - 0,085 (отношение массы корпуса к массе топлива)
Управляющее усилие по каналам тангажа и рыскания - в пределах 5-12%
Длина - 8.4 м
Диаметр - 2.4 м
Тяга на земле - 280 т
Тяга в пустоте - 310 т


РДТТ 15Д305 для 1-й ступени БРПЛ разработки КБ "Южное" (http://www.yuzhnoye.com).


2 ступень. Так же, вероятно, на первоначальном этапе разработки ракеты планировалось в качестве двигателя второй ступени использовать двигатель 15Д339 разработки КБ "Южное" (г.Днепропетровск), но после 1992 г. разработку двигателя вело НПО "Искра" (г.Пермь), генеральный конструктор - М.И.Соколовский. Заряд твердого топлива - прочноскрепленный с корпусом двигателя, с центральным сквозным каналом цилиндро-конической формы с наклонной кольцевой проточкой типа "зонтик" (щелевым компенсатором поверхности горения в передней части заряда, имеющим частично открытые горящие торцы). Заряд изготовлен из смесевого топлива типа СТАРТ. Разработка модификации топлива СТАРТ с более высоким удельным импульсом (чем ОПАЛ) - НПО "Алтай". Корпус - органопластиковый типа "кокон". Сопловой блок - центральное частично утопленное в камеру сгорания стационарное сопло с телескопическим сдвигаемым насадком раструба. Вторая и третья ступени соединены межступенчатым отсеком на поверхность которого крепятся элементы АРСС. Управления ступени по каналу крена осуществляется специальным РДТТ канала крена.
Массовое совершенство двигателя - 0,106 (отношение массы корпуса к массе топлива)
Управляющее усилие по каналам тангажа и рыскания - в пределах 5-12%
Длина со сложенным насадком - 5,9 м
Длина с выдвинутым насадком - 6,7 м
Диаметр - 2.4 м
Тяга в пустоте - 150 т


РДТТ 15Д339 для 2-й ступени БРПЛ разработки КБ "Южное" (http://www.yuzhnoye.com).


Корпус двигателя 2-й ступени БРПЛ Р-39УТТХ "Барк" (http://www.iskra.perm.ru).


3 ступень ракеты и ступень разведения боевых блоков расположены тандемно и соединены передним узлом стыка (передним для 3-й ступени). Двигатель разработан НПО "Искра", генеральный конструктор - М.И.Соколовский. Двигатель ступени выполнен непрерывной намоткой нитей органопластика без днищ. управление по каналу крена обеспечивается ДУ ступени разведения боевых блоков.
Массовое совершенство двигателя - 0,105 (отношение массы корпуса к массе топлива)


Корпус двигателя 3-й ступени БРПЛ Р-39УТТХ "Барк" (http://www.iskra.perm.ru).


Ступень разведения боевых блоков оснащалась двигательной установкой с использованием 4-х  импульсных ЖРД малой тяги, топливо - тетраоксид азота N2O4 и НДМГ. Бак - двухкомпонентный, сферический, мембранный - расположен в центральной части следом за приборным отсеком. Двигатели (4 шт) расположены параллельно оси ракеты вокруг топливного бака. 8 ЖРД ориентации и 8 ЖРД канала крена объединены в 4 блока, расположенных по периферии нижней части ступени разведения боевых блоков.

Для уменьшения расхода компонентов топлива в двигательной установке применена вытеснительная система подачи топлива в импульсные жидкостные ракетные двигатели малой тяги. Блок подачи вытеснительной системы разработан в ГРЦ им. Макеева. Для уменьшения расхода газа на наддув топливных баков впервые использованы в качестве газа наддува высокотемпературные продукты каталитического разложения гидразина в блоке газогенерации, которые подаются в полости наддува окислителя и горючего двухполостного сферического бака с подвижными диафрагменными разделителями газовой и топливных полостей. В качестве рабочего тела для вытеснения гидразина из ёмкости в газогенератор наддува используется азот, выработанный азидным зарядом порохового аккумулятора давления (ист. - Леонтьев).

ТТХ ракеты:
Длина - 16.1 м
Диаметр - 2.42 м

Масса:
- не менее 70000 кг (по ТТЗ)
- 87000 кг (погрузочная масса с АРСС и другими сбрасываемыми при старте системами)
- 81000 кг (начальная полетная)
Масса забрасываемая - 3050 кг
Масса АРСС - 6000 кг

Дальность действия - 9000-10000 км
КВО - 200-300 м (предположительно)

Типы БЧ:
Р-39УТТХ / 3М91 "Барк-Ост" - 10 х баллистических высокоскоростных РГЧ ИН средней мощности РГЧ-8 (мощность не менее 100 кт). Разработка высокоскоростных малогабаритных боевых блоков РГЧ ИН велась СКБ-385 совместно с ВНИИ приборостроения и Златоустовским машиностроительным заводом с 1976 по 1985 годы. Боевые блоки выполнены со сниженной заметностью в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Проект варианта БРПЛ отражен в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г. По международному соглашению от 15.11.1990 г. (Женева) ракеты комплекса Д-19УТТХ могли оснащаться 8 РГЧ ИН, что позволило бы обеспечить ненарушение международных договоренностей между СССР и США по сокращению стратегических ядерных сил. Ракета оснащалась комплексом средств противодействия ПРО (КСП ПРО). Боевые блоки БРПЛ отработаны в 19 пусках носителя К65МР с полигона Капустин Яр (проведены до 1993 г.). В июне 1992 г. принято дополнение к эскизному проекту о замене топлива на 2-й и 3-й ступенях на менее энергетическое, что привело к уменьшению количества боевых блоков с 10 до 8 шт.

Р-39УТТХ / 3М91 "Барк-Вест" - моноблочная маневрирующая высокоскоростная БЧ. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

Модификации:
Р-39УТТХ / 3М91 "Барк-Ост" - межконтинентальная БРПЛ с РГЧ ИН. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

Р-39УТТХ / 3М91 "Барк-Вест" - межконтинентальная БРПЛ с моноблочной БЧ. Разработка варианта БРПЛ отражена в Программе развития ВС СССР на 1991-2000 г.г.

"Булава-45" (1998 г.) - проект БРПЛ главного конструктора Каверина Ю.А., который участвовал в конкурсе "Булава". Проект создан на базе БРПЛ "Барк" либо с использованием наработок по проекту "Барк".

Носители:
- погружаемый стартовый комплекс ПС-65М - использовался на полигоне Ненокса для испытательных пусков БРПЛ, выполнено 3 пуска по 1998 г. Комплекс подготовлен к испытаниям «Севморзаводом» согласно постановлению СМ СССР от 28 ноября 1988 г. Использование ПС-65М при испытаниях ракеты не подтверждено.

- опытовая ПЛРБ пр.619 - согласно постановлению СМ СССР от 28 ноября 1988 г. предполагалось использование для отработки комплекса Д-19УТТХ использование опытовой ПЛРБ. Подготовку ПЛ к испытаниям должен был провести "Севморзавод".

- ПЛАРБ пр.941У TYPHOON - 20 БРПЛ, предполагалось произвести замену БРПЛ Р-39 / SS-N-20 STURGEON на всех ПЛАРБ проекта. В мае 1987 г. был утверждён график переоборудования ПЛАРБ пр.941 ракетным комплексом Д-19УТТХ. переоборудование плпнировалось проводить на ПО "Севмаш" по следующему графику:
- ПЛ заводской №711 - октябрь 1988 г. - 1994 г.
- ПЛ заводской №712 - 1992 - 1997 г.г.
- ПЛ заводской №713 - 1996 - 1999 г.г.
- ПЛ заводские №№724, 725, 727 - планировалось ставить на переоборудование после 2000 г.

- ПЛАРБ пр.955 / 09550 BOREI / DOLGORUKIY - 12 БРПЛ, в 1998 г. разработка ПЛАРБ под комплекс "Барк" прекращена, лодка перепроектирована под комплекс БРПЛ "Булава".

Статус: СССР / Россия
Хронология пусков БРПЛ Р-39УТТХ / 3М91 "Барк":

№пп Дата Стартовая площадка Описание
00 по 1992 г. вкл. погружаемый стенд ПС-65М ?, полигон Ненокса летно-конструкторские испытания элементов ракеты, 7 бросковых пусков по 1992 г. включительно
00 по 1992 г. вкл. полигон Ненокса ? 4 пуска макетов ракет для отработки отделения и увода АРСС
01 ноябрь 1993 г. погружаемый стенд ПС-65М, полигон Ненокса Летные испытания ракеты. Пуск признан неудачным. Произошел преждевременный запуск двигателя отделения АРСС. В результате по штатной команде АРСС не отделилась  и ракета продолжила полет с увеличенной массой (на 6000 кг). Раскрылся надувной аэродинамический насадок, который сдвинул, но не отделил АРСС. Двигатель 1-й ступени сработал штатно, ступень отделилась. Двигатель 2-й ступени сработал так же штатно. При расстыковке 2-й и 3-й ступеней штатно отделился головной обтекатель вместе с АРСС. 3-я ступень штатно запустилась, догнала обтекатель с АРСС и столкнулась с ними. Полет прекращен.
02 декабрь 1994 г. погружаемый стенд ПС-65М, полигон Ненокса
Летные испытания ракеты. Пуск неудачный. При старте выявлены виброударные явления в топливном заряде 1-й ступени при запуске до прорыва сопловых заглушек. Частотная составляющая вибрации оказалась близкой к собственным частотам системы амортизации командных приборов и и системы межрамочной коррекции гироинтеграторов, что вывело из строя инерциальную систему управления. на отечественных РДТТ данное явление было обнаружено впервые. ДЛя устранения явления в дальнейшем снижена навеска воспламенителя на 20% (аналогично в 2 раза снижали воспламенитель ракеты "Трайдент-2" при подобных явлениях) и снижено давление прорыва сопловых заглушек, изменены параметры амортизации приборов системы управления. После доработок при огневых испытаниях и при третьем пуске явление не повторялось.
03 19.11.1997 (25.11.1997 г. по др.данным)
погружаемый стенд ПС-65М, полигон Ненокса
Летные испытания ракеты. Пуск неудачный. После выхода из Пу стенда и запуска двигателя 1-й ступени произошло распадание ракеты на составляющие с неуправляемым их полетом. Двигатели 1-й и 2-й ступени сдетонировали. Ракета взорвалась после старта, что привело к некоторым разрушениям на полигоне. Причина аварийного пуска - неустановка молибденовых вкладышей (дроссельных шайб) регулирующих наддув межступенчатых объемов, что вызвало выход из строя под давлением приборного отсека и срабатывание двигателей расстыковки ступеней. Кроме того, повторился преждевременный запуск двигателя съема и уводя АРСС.
04 план - июнь 1998 г. не состоялся к концу 1997 г. на Златоустовском машиностроительном заводе полностью укомплектована летная ракета №4. С учетом исправления после пуска №3 можно было провести пуск в июне 1998 г.
05 план - 1998 г. не состоялся в ноябре 1997 г. готовность ракет №№5, 6, 7, 8 и 9 по заделу комплектующих составляла от 70 до 90 %.
06 план - 1999 г. не состоялся ракета №6
07 план - 1999 г. не состоялся ракета №7
08-12 план - 2000 г. ПЛАРБ пр.941У, пуски не состоялся 5 пусков, ракеты №8, 9, 10, 11 и 12



Источники:

Конструктор. Газета ГРЦ им. Макеева. №4, 5 / 2007 г., №11 / 2008 г., №11, 12 / 2009 г. №1, 8 / 2010 г.
Конструкторское Бюро "Южное". Сайт http://www.yuzhnoye.com, 2011 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru, 2004 г.
Леонтьев Н.И., Митин П.М. Совершенствование энергомассовых характеристик двигательных установок и жидкостных ракетных двигателей для баллистических ракет подводных лодок. http://makeyev.msk.ru/pub/msys/1994/DU.html, 2011 г.
Мурко В.В. Как сокращали морские стратегические ядерные силы. Сайт http://www.proatom.ru, 22.06.2009 г.
Новости космонавтики. Форум сайта http://www.novosti-kosmonavtiki.ru, 2009-2011 г.г.
СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г.

DTIG. Сайт http://www.dtig.org, 2011 г.
Encyclopedia Astronautica. Сайт http://astronautix.com/, 2011 г.


Картина дня

наверх